"Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов"

Автор: Подолянченко Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №1 город Новалтайск Алтайского края"
Населённый пункт: город Новоалтайск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Формирование толерантного сознания учащихся и педагогов"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер -класс по теме: «Формирование толерантного

сознания учащихся и педагогов»

Цель:
создание условий для применения практических навыков в процессе работы над формированием у учащихся и педагогов толерантного сознания.
Задачи:
1. Формирование и развитие информационной компетенции для сбора информации; 2. развитие творческих способностей детей; 3. развитие коммуникативных навыков; 4. содействие в воспитании информационной культуры школьников; 5. формирование умения делать выбор и принимать решения.
Оборудование и реквизит:
бланки опроса (для каждого участника), бланк опроса на доску, ручки, карточки с названиями предметов в «Волшебных лавках» (названия - из бланка опроса), ватман, фломастеры, карандаши.
Ход занятия:
Этапы занятия Деятельность руководителя мастер - класса Деятельность участников мастер - класса Примеча ния (формы организа ционной деятельн ости) 1.ОРГМО МЕНТ Взаимное приветстви е руководите ля и участников Руководитель приглашает участников в кабинет . - Добрый день, участники мастер - классов! Входят в кабинет, рассаживаются. Участники демонстрируют готовность к работе и позитивный настрой к дальнейшей работе. 2. АКТУАЛИ ЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ЦЕЛЕПОЛ АГАНИЕ , Мы с вами находимся на мастер – классе:
«Формирование

толерантного сознания

учащихся и педагогов»
И наша с вами какая цель встречи? Ответы участников, они демонстрируют полученные ранее знания -Создать условия для 1
ПЛАНИР ОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬ НОСТИ. Создание мотивацио нной ситуации посредство м эвристичес кой беседы. -А что такое толерантность? -Конечно, ТОЛЕРАНТНОСТЬ- уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. -А знаете ли вы историю этого слова? -Как вы считаете, какие задачи нужно поставить, чтобы воспитать у учащихся культуру толерантности? -Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы повысить эффективность совместной воспитательной работы в этом ключе? применения практических навыков в процессе работы над формированием у учащихся и педагогов толерантного сознания. - Ответы участников. (Идет разговор про Шарля ТАйлерана) -
Начальная школа
– научить ребёнка принимать другого как значимого и ценного, а к своим собственным взглядам относиться критически.
Подростковый возраст
– заложить основы социального поведения личности (бесконфликтность, позитивное отношение к другим, коммуникабельность)
Старшеклассники
– политическая осведомлённость, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс, способность встать на защиту другого, независимо от национальности, справедливость в отношениях с людьми.
-
Эффективность ее 2
-Молодцы! - А каковы будут формы работы с учащимися? Руководитель делится примерами форм работы в МБОУ «СОШ№ 1» - Как вы думаете, какую роль в формировании толерантности играет учитель? повышается, если учащиеся сознают цели общего дела, находят в ней личностный смысл, настроены на совместную работу. Планирование, организация и подведение итогов проводится совместно с педагогом. Каждый может реализовать себя, добиться успеха, но и проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело. Создаются ситуации свободного выбора, отсутствует давление со стороны педагога. -Участники называют формы работы. Учитель … Осознаёт, что его воспринимают как образец для подражания. Осваивает и использует соответствующие навыки для развития диалога и мирного разрешения конфликтов. Поощряет творческие подходы к решению проблем. Обеспечивает условия для совместной деятельности участников образовательного процесса, условия для личных достижений учащихся. Не поощряет агрессивное поведение детей. Содействует вовлечению учащихся и родителей в принятие 3
3. ГРУППОВ АЯ РАБОТА. Конкретиз ация открытого способа и применени е его в новой ситуации. -Давайте вместе выработаем алгоритм воспитания толерантности классными руководителями. ( Поиск общего языка с учащимися класса; преодоление конфликтов учащихся с педагогами; разрешение конфликтов между одноклассниками; решение конфликтов учащихся класса с другими учащимися школы.) -Давайте соберем все полученные сегодня знания вместе, и … попробуем построим город толерантности – это будет результатом работы сегодняшнего мастер – класса. - Прежде, чем начать строить «город», давайте суммируем знания и определим наши толерантные качества. Вы получили бланки опроса. Как видите, характеристики, перечисленные в опроснике, свойственны толерантной личности. Перед вами опросные листки, давайте их заполним. Но прежде чем заполнять , давайте определим правила: Сначала в колонке «А» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; “ -- “ – напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены; в колонке «Б» поставьте “+” напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны решений и разработку плана совместных действий. Учит мыслить критически и умеет ценить позиции других. Ценит культурное разнообразие, создаёт условие для признания культурных различий в жизни - Работа с идеями участников мастер – класса. _Заполнение опросных листов. 4
для толерантной личности. Этот бланк остается у вас, о результатах никто не узнает, поэтому можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. -На заполнение опросника дается
5

минут.
-А теперь заполним вот этот большой бланк на доске. Поднимите руки те, кто отметил в колонке «Б» первое качество. (Число ответивших заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Три качества, набравшие наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности с точки зрения данного коллектива.) - Итак, в нашем городе толерантности будут жить ….., ……… и ……. люди.
-Ситуация:
Представьте, что в нашем городе есть магазины, магазинчики и маленькие волшебные лавки, в которых есть весьма необычные вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, - Проходит игра, участники проводят торг. 5
4. РЕФЛЕК- СИЯ. склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Правила игры:
Продавец обменивает покупателям одни качества на другие. Покупатель может приобрести одну или несколько вещей, которых у него нет (в его опроснике эти качества выражены у него слабо). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько ему нужно терпения, зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит у покупателя что -то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке (в опроснике – выражено сильно). Проводится игра. Молодцы! В качестве подведения итогов всему вышесказанному руководитель беседует с участниками, просит ответить их на вопросы:  Какие качества присущи толерантной личности?  Какие качества характерны для интолерантной личности?  Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности? -Получили ли вы эмоциональное удовлетворение от проделанной работы? -Вы все знаете о толерантном и интолерантном поведении, -Ответы участников. Да. Оформление правил. Участники и называют главные качества из большого бланка опроса. Участники называют главные качества 6
знаете какие качества должны быть у человека доброго, терпеливого, великодушного. Давайте все это изложим на бумаге, чтобы был виден результат ваших знаний. Оформим «Правила жителей города толерантности». Что вы считаете самым главным в характере и поведении человека. Какими мы должны быть с вами, чтобы с нами было приятно общаться, чтобы у нас было много друзей? - Ну, что же, посмотрим, что у нас получилось со строительством «Города толерантности». Самые главные качества, которые есть у наших необычных жителей – это … Дети называют главные качества из большого бланка опроса. В нашем городе можно купить …………. Правила «Города толерантности» - ……….. -Я очень рада, что вы всему этому научились всего за несколько минут. Предлагаю вам оценить свою работу. из большого бланка опроса. Участники договаривают предложения. Зачитывают со слайда.
1.Сегодня я участвовал

в работе мастер -

класса, и мне…

2. На мастер-классе я

проявил себя…,

и это мне…
7
А еще вам предлагаю проставить себе оценку, .только сейчас ставим ее не за сегодняшнюю работу, а за то, как много вы знаете на сегодняшний день о толерантности. -Итак, наша работа является плодотворной, вы оценили свою деятельность на «отлично». Мне было приятно сотрудничать с вами ! 8