"Методический комплекс заданий на конструирование для развития пространственных функций детей 5-7 лет"

Автор: Генефико Нэля Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1613
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методический комплекс заданий на конструирование для развития пространственных функций детей 5-7 лет"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ НА

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

ФУНКЦИЙ

детей 5-7 лет
Целью представленного цикла является развитие зрительно- пространственных функций детей 5-8 лет в ходе выполнения игровых заданий. В этих заданиях ребенок практически овладевает навыками и умениями ориентировки в пространстве, учится выражать пространственные отношения как в наглядных схемах, так и в понятиях. Цикл рассчитан на 18-20 получасовых занятий, которые целесообразно проводить не реже 2-3 раз в неделю. Соответственно, длительность курса может варьироваться от 1,5 до 3 месяцев. Занятия проводятся индивидуально или в микрогруппах из 2-4 человек. Развивающий эффект проводимых занятий отслеживается в ходе выполнения заданий (сокращение необходимой помощи взрослого и времени выполнения задания, уменьшения числа и степени грубости ошибок). Эффективность занятий контролируется методикой Кооса, которая проводится до и после развивающего цикла.
ПОСТРОЕНИЕ ФИГУР ИЗ 4 КАРТОЧЕК
Для заданий необходимы карточки по типу «плоскостного Кооса», то есть разноцветные квадраты, одни из которых закрашены полностью одним цветом, а другие, разделенные по диагонали, – двумя цветами. Во всех заданиях этого типа ведущий выкладывает из карточек образец, а дети после анализа карточек и образца копируют его. На рисунках ниже все изображения черно-белые, однако по аналогии со сторонами кубиков Кооса карточки могут быть также красно-белыми и желто- синими. Если первый раз ведущий сложил домик черно-белый, в следующий раз он может изменить цвета карточек, чтобы ребенок воспринимал это задание как новое.
Задание 1.
«Найди по образцу». Ребенок подкладывает карточки в соответствии с образцом (рис. 1).
Рис. 1.
К заданиям 1 и 2
Задание 2.
«Рассмотри и расскажи». «Какая часть закрашена на третьей фигуре? (Левая верхняя.) А на четвертой?» и т.д. (см. рис. 1). 1

Задание 3
. «Домик». Перед ребенком набор карточек 1-6 и рисунок домика. «Посмотри на домик и покажи, какие карточки тебе дать, чтобы построить такой домик. Построй домик».
Задание 4.
«Домик и елочка». Выбери карточки для домика и построй его. Выбери карточки для елочки и сложи ее (рис. 2).
Рис. 2.
К заданиям 3 и 4
Задание 5.
Поворот карточки. Выкладываются четыре карточки, разделенные по диагонали (рис. 3).
Рис. 3.
К заданиям 5-7 Ребенку дают еще одну такую же и спрашивают: «Она может быть похожа на первую карточку? Положи карточку так, чтобы они были одинаковыми. Теперь положи карточку под вторую, чтобы они тоже были одинаковыми. Что ты сделал с карточкой?» (Повернул.) Таким же образом отрабатываются карточки 3 и 4. Тем самым ребенок подводится к выводу, что при вращении одной карточки получается любой из четырех вариантов. «Давай нарисуем 4 карточки. Вот квадрат. Мы соединяем противоположные уголки и одну половину закрашиваем». (Психолог выделяет два угла, которые ребенок соединяет.)
Задание 6.
«Отгадай карточку». Перед ребенком 4 карточки (см. рис. 3). «Сейчас я загадаю одну карточку, а ты найди ее. У нее левый верхний угол красный. А теперь найди другую карточку – У нее левый нижний угол красный. Найди карточку, где правый нижний угол красный». 2

Задание 7.
«Загадай карточку». Перед ребенком и психологом, сидящим рядом, лежат те же 4 образца (см. рис. 3). «Загадай мне карточку, а я найду ее». (По аналогии с предыдущим заданием отрабатывается речевое описание положения карточки.)
Задание 8.
«Делаем цветок». «Построй такой цветок. Расскажи, где будут красные углы». (На первой карточке– в левом нижнем углу, на второй... ит. д.) (рис. 4).
Задания 9-12.
«Сложи фигуру». Дети строят бабочку, песочные часы, бантик и окошко . При затруднениях ребенку предлагается сказать, где находится цветной угол на образце (рис. 5).
Рис. 4.
К заданиям 8
Рис. 5.
К заданиям 9-13 Количество заданий, их повторение регулируются психологом в зависимости от утомляемости ребенка и степени усвоения материала. Хорошему усвоению способствуют задания «Придумай свою фигуру» и соревнования на скорость.
Задание 13.
«Нарисуй фигуру». «Вспомни, пожалуйста, какие фигуры ты сегодня складывал». (Ребенок перечисляет.) «Нарисуй, какие фигуры тебе понравились». (Ребенку дается лист бумаги с 4 рамками- квадратами, разделенными по вертикали и горизонтали на 4 части.) При затруднении вспомнить или нарисовать фигуру используется опора на образец (см. рис. 5).
Задание 14.
«Сложи ромб». 3
Перед ребенком лежат карточки, направленные вниз углом, а не, как обычно, стороной, и образец фигуры (рис. 6).
Рис. 6.
К заданию 14 «Ты уже хорошо научился складывать разные фигуры. Попробуй сложить такую. Ты обратил внимание, как лежат карточки?»
Задания 15-16.
«Сложи бантик и лодочку». При необходимости психолог выделяет границы одной или каждой из четырех карточек (рис. 7).
Рис. 7.
К заданиям 15 и 16
ПОСТРОЕНИЕ ФИГУР ИЗ 8-10 КАРТОЧЕК
Во всех заданиях этого раздела ребенку дают образец и карточки по типу «плоскостного Кооса».
Задание 1.
«Конфета-карамель». «Ты узнал, на что похожа эта фигура? Да, действительно, она похожа на конфету. Сколько карточек тебе нужно для этой фигуры? Сколько одноцветных карточек? Сколько двухцветных карточек? Выбери цвет и сложи конфету» (рис. 8).
Рис. 8.
К заданию 1
Задание 2.
«Шоколадная конфета». 4
«Первая конфета была карамелька, а теперь давай сложим шоколадную конфету. Сколько и каких карточек тебе нужно? Выбери и сложи» (рис. 9).
Рис. 9.
К заданию 2
Задания 3-4.
«Лодочка и рыбка». Эти фигуры строятся аналогично (рис. 10).
Рис. 10.
К заданиям 3-5
Задание 5.
Срисовывание фигуры по образцу. «Какая фигурка тебе понравилась больше? Давай ее срисуем». (Дается незаполненная рамка из 8 или 10 частей.)
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ «ЛЕГО», «ДАКТА»
Для выполнения заданий требуется конструктор «Лего» «Дакта» или его аналоги.
Задание 1.
Сортировка фигур набора «Дакта» по форме. Образцы фигур представлены на рис. 11.
Рис. 11.
К заданиям 1 и 2
Задание 2.
Игра «Запомни». «Какая форма тебе больше всего нравится?» (Ребенок показывает и называет.) «Отбери все такие же фигуры». Педагог или другой ребенок отбирает все фигурки любой другой формы. Детальки переворачиваются, и проводится игра по типу « Memory» – каждый играющий может открыть две детальки. Если обе они оказываются одинаковыми, он забирает их себе и сохраняет ход. Если фигуры разные, 5
детальки возвращаются – и ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто соберет больше пар фигур. Возможен другой вариант игры, когда каждый играющий выбирает «любимую» фигуру, тогда подсчитывается, сколько пар «любимых» фигур собрал каждый.
Задание 3.
«Найди недостающую деталь». Ребенку предъявляется карточка из набора «Лего» «Дакта», и ему предлагают закончить «елочку», узоры и «лодочку», то есть найти к каждой фигуре одну деталь (рис. 12).
Рис. 12.
К заданию 3 «А теперь давай сложим один узор. Поставь фигурку, у которой левый нижний угол красный. Под ней поставь фигурку, у которой левый верхний угол красный. Ты догадался, какой узор мы складываем? Закончи ее. Какую половину ты достраиваешь – левую или правую?»
Задание 4.
«Построим домик». Ребенку показывают карточку (рис. 13).
Рис. 13.
К заданию 4 6
«Это домик. В нем три этажа и три подъезда. Домик будет веселей, если на каждом из этажей будут жить фигурки одного цвета, например на первом этаже – зеленого. Построй первый этаж. А какого цвета фигуры будут жить на втором этаже? А на третьем? У тебя получился хороший дом. Какие фигуры над зелеными? Какие фигуры справа от среднего подъезда? А какие слева?»
Задание 5.
«Змейка». «Давай сделаем змею. Какая у змеи будет голова? Поставь детальку в левый верхний угол панели. А теперь будем делать туловище и хвост. Поставь следующую деталь – она должна отличаться от предыдущей или цветом, или формой. Например, после красного треугольника может идти любая красная фигура, но не такой же треугольник. А если ты выберешь такую же форму, то она должна быть другого цвета. Двое играющих ставят детали по очереди, ошибающийся теряет ход».
Задание 6.
«Паровоз». Ребенку предлагают образец и детали из набора «Лего» «Дакта» (рис. 14).
Рис. 14.
К заданию 6 «Сложи паровоз. Начни с трубы. Ставь следующую деталь и говори, куда ставишь (под, над, справа)». Затем ребенку дают лист в крупную клетку и предлагают перерисовать паровоз. 7

Задание 7.
Складывание по образцу меньшего размера. Ребенку даются картинка-образец и необходимые для ее складывания детали (рис. 15).
Рис. 15.
К заданию 7 «Давай подумаем, что здесь нарисовано? (Елка, солнце, забор и ворота.) Давай построим ворота. Какие кубики нужны для нижней части? Верхней? Поставь их на панель». Аналогично строятся и другие детали картинки, таким образом у ребенка вырабатывается стратегия упорядоченного считывания элементов образца.
МЕТОДИКА «ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ КВАДРАТЫ»
Ребенку предъявляется рамка с девятью белыми клетками и девятью черными панелями с ручками. Ребенок выполняет узор, вкладывая (или снимая) эти панели в рамку. Размер панелей (11 х 11 см) и наличие ручки облегчают использование методики детьми с моторными трудностями (методика первоначально разработана финским психологом М. Саарела, подробнее см.: Пылаева, Ахутина, 2000 или предыдущую главу).
Задание 1.
Знакомство с материалом. «Сними все панели, пересчитай, сколько здесь клеток. Найди центральную клетку, ряд сверху, ряд снизу, затем ряд слева, ряд справа. Скажи, сколько клеток в каждом ряду. Найди левую верхнюю клетку, правую верхнюю клетку и т. д Поставь черный квадрат в середину. А теперь – в левый верхний угол» (рис. 16).
Рис. 16.
К заданию 1
Задание 2.
Построй фигуру. 8
Ребенку последовательно предъявляют на карточках образцы меньшего размера, чем рамка, и предлагают сложить фигуру (рис. 17).
Рис. 17.
К заданиям 2 и 3
Задание 3.
Построение по памяти. «Вспомни, какие ты строил фигуры, и построй их еще раз».
Задание
4. «Сложи буквы». Ребенку дают образец и спрашивают, узнал ли он букву. Затем предлагают сложить ее. Далее ребенку последовательно предъявляют образцы, и он складывает буквы (рис. 18).
Рис. 18.
К заданиям 4-6
Задание 5.
Построение букв по памяти. «Вспомни, какие ты строил буквы, и построй их еще раз в том же порядке. Какую первую букву ты строил? А вторую?» и т. д.
Задание 6.
Рисование по памяти. Ребенку дают лист бумаги в клетку. «Давай нарисуем эти буквы. Сначала нарисуй рамку». (При затруднениях психолог намечает опорные точки рамки, ребенок рисует ее и делит с помощью психолога на части.) «А теперь нарисуй эту букву. Выбери карандаш твоего любимого цвета. Какие клетки ты закрасишь? А теперь следующую нарисуй другим цветом, но сначала приготовь рамку».
Задание 7.
Построение знакомых фигур. Ребенку последовательно предъявляют образцы и спрашивают, на что они похожи (лесенка, черный и белый кресты, шахматная доска) (рис. 19).
Рис. 19.
К заданию 7 «Сделай лесенку. Скажи, куда ты положил черные квадраты». (В левую нижнюю клетку и т. д.) Аналогично с проговариванием строятся другие образцы.
Задание
8. «Диктант фигур». Ребенку дается карточка, и он командует психологу, как построить фигуру («Поставьте черный квадрат в нижний левый угол».) (рис. 20).
Рис. 20.
К заданию 8 9
Для этого задания могут быть использованы и другие образцы. Психолог может «ошибаться» в выполнении задания.
Задание 9.
Идентификация и запоминание фигур. Перед ребенком выкладывают три карточки с образцами фигур (рис. 21).
Рис. 21.
К заданию 9 Психолог на панели кладет среднюю фигуру. «Покажи, какую фигуру я сложила. Посмотри на нее внимательно – сейчас ты ее будешь строить сам». После этого психолог предъявляет и просит воспроизвести по памяти сначала первую фигуру, а потом третью. Одна фигура может быть сложена, а другая нарисована.
Задание 10.
«Развиваем глазомер». Перед ребенком две карточки-образца (рис. 22). «Какие здесь буквы?» («Т» заглавная и «т» маленькая.) «Построй большую букву. Ты это делал и справился легко. Теперь попробуй маленькую». При затруднениях дается подсказка: «Посмотри, где граница клеток».
Рис. 22.
К заданию 10
Задание 11.
Построение фигур со смещением. Ребенку последовательно предъявляют образцы и спрашивают, на что они похожи (пирамида, колодец, мишень и мельница) (рис. 23).
Рис. 23.
К заданию 11 Ребенок строит фигуры с опорой на образец и повторяет по памяти. Возможна отработка заданий в графическом плане. 10