"Работа с одаренными детьми"

Автор: Ханюченко Наталья Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Рощинская школа"
Населённый пункт: село Рощино, Джанкойский район, РКрым
Наименование материала: Программа
Тема: "Работа с одаренными детьми"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Рощинская школа» Составитель: учитель начальных классов Ханюченко Н.А. С. Рощино, 2015г. 1. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми. 2. Введение. 3. Черты, свойственные одаренным детям. 4. Способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
РАБО

ТА С

ОДА

РЕНН

ЫМИ

ДЕТЬ

МИ

Содержание

5. Стратегия работы с одаренными детьми. 6. План работы с одаренными детьми. 7. Карта одаренного учащегося. 8. План индивидуальной работы с одаренными детьми. 9. Анализ работы. 10.Приложение.
Цели и задачи программы работы с

одаренными детьми

Цель программы:
 выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития;  самореализация данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Задачи программы.
 разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей на этапе предшкольного и начального общего образования;  определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
 стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;  совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.  проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;  предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Введение

ОДАРЕННОСТЬ
– это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .
ОДАРЕННОСТЬ
- значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЕНОК
— это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
ОДАРЁННЫМИ
принято считать:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Выделяются следующие виды одарённости:

Одарённость в практической деятельности; • Одарённость в познавательной деятельности; • Одарённость в художественно-эстетической деятельности; • Одарённость в коммуникативной деятельности; • Одарённость в духовно-ценностной деятельности
.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления. 2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность. 3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства. 3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка). 2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей. 3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. 4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ. 5.Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися. 6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок

понятия «одаренность» позволил выделить следующие виды

одаренности:


общая интеллектуальная (академическая) одаренность;

информационно - коммуникативная одаренность;

творческая одаренность;

социальная одаренность;

спортивная одаренность.
Черты одаренных и талантливых детей
 Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.  Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.  Не могут четко развести реальность и фантазию.  Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.  Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.  Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.  Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

1. Познавательные способности и навыки


Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.
2.Творческие способности

Способн

ости и

умения,

подлежа

щие

развитию

у

одаренн

ых детей



Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы


Реалистическая Я-концепция.

Уважение к другим.

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

Соревновательность.

Чувство юмора.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

Внутренняя мотивация.
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др. Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми. Учитель должен быть:

увлечен своим делом;

способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
Стратеги

я работы

с

одаренн

ыми

детьми



профессионально грамотным;

интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

проводником передовых педагогических технологий;

психологом, воспитателем и умелым организатором учебно- воспитательного процесса;

знатоком во всех областях человеческой жизни.
Обучение одаренных детей


Возникает много сложностей в обучении одаренных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребенка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

Следует придерживаться индивидуального подхода к одаренным детям

Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищенности, снижают напряженность и предотвращают агрессивность.

Научить детей, прослеживать межпредметные связи.
Формы работы с одаренными учащимися


творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

кружки по интересам;

конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

научно-исследовательские конференции.


Образовательный процесс


Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.


Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.

Проведение предметных олимпиад «Интеллектуальный марафон» на уровне «класс — параллель — школа» среди учеников III - IV классов.

Проведение предметных интеллектуальных игр «Ступеньки разума» среди учеников II классов.

Проведение интеллектуальных интерактивных игр «среди учеников III – IV классов.

Участие в международных интеллектуальных конкурсах учеников III – IV классов.

Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников I – IV классов.

Организация факультативных занятий.

Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы: участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях; выставки художественного детского творчества;

Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.
Деятельность учителя
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения. Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся. Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников. Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.). Организация субъект-субъектного сотрудничества в рамках урока. Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:

контроля по результатам (итогового контроля);

процессуального контроля;

предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей. Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество. Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем. Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы. Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником. Содействие изучению способов получения знаний. Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения. Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении. Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Функции учителя
 Выявление одарённых детей.  Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней;  Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; Функции руководителя клуба дополнительного образования по английскому языку.
Выявление одарённых детей. Организация творческих отчётов детей. Предоставление необходимой информации классным руководителям.  Консультирование родителей.
Деятельность классного руководителя
Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения. Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка. Планирование системы внеклассной воспитательной работы в рамках индивидуальных программ развития одарённых учеников. Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (прогулки, посещение социокультурных учреждений, экскурсии, пример взрослых и т.п.). Проведение различных внеурочных мероприятий (предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.), позволяющих ребёнку проявить свои способности.
Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации программы должны стать:  создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;  созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;  повышению качества образования и воспитания школьников;  создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения;  сформированное чувство осознанного изучения иностранного языка;  формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;  формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность.

План работы с одаренными

детьми
Выявление способностей к различным предметам (сентябрь - октябрь). 1. Индивидуальная работа по развитию способностей (на протяжении учебного года). 2. Работа с учащимся на стимулирующих занятиях (на протяжении учебного года). 3. Участие в общественной деятельности школы (на протяжении учебного года). 4. Участие в школьных олимпиадах (октябрь). 5. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах (на протяжении учебного года).
6. Беседа с родителями о создании условий для развития способностей ребенка. 7. Индивидуальный подбор дополнительного материала для работы в летний период.
Задачи:
1. Создание условий для развития и комплексной поддержки одаренных школьников и детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению. 2. Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний. 3. Создание новых форм и эффективных методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Содержание и формы работы:
1. Пополнение банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности (показатели в учебе, итоги олимпиад, конкурсов, конференций). 2. Создание системы взаимодействия с внешкольными и культурно-просветительными учреждениями и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей. 3. Организация и проведение отдельных исследовательских работ. 4. Разработка и реализация межпредметных научно-исследовательских проектов. 5. Проведение научно – практических конференций учащихся. 6. Изготовление компьютерных, учебных пособий.


п/п

Содержание работы

Сроки

Ответствен-

ные

Результат
1 Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления Сентябрь Кл. руководитель Психолог Список 2 Диагностика учебных способностей развития каждого Сентябрь Педагог – Анализ
мотивированного ребенка Май психолог Кл. рук-ль 3 Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке В течение года Кл. руководитель Учителя – предметники. Посещение и анализ уроков 4 Организация занятий внеурочной деятельностью по интересам, дополнительных образовательных услуг Сентябрь- май Кл. руководитель Списки 5 Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе В течение года Учителя – предметники Кл. рук-ль Наблюдение, собеседование анализ. 6 Участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах и олимпиадах В течение года Кл. руководитель Учителя – предметники Заявки и участие 7 Участие во всероссийских, международных конкурсах и олимпиадах Сентябрь- май Кл. руководитель Заявки и участие 8 Следить за соблюдением здоровьесберегающих технологий в работе с детьми В течение года Кл. руководитель Посещение уроков, кружков, анализ 9 Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам: - круг интересов учащихся, - трудностей в учебе, - индивидуальных способностей. В течение года Кл. рук-ль Педагог- психолог Консультации 10 Консультации с учителями – В течение Кл. Консультации
предметниками по вопросам: -успеваемости, - уровня трудности заданий, - индивидуальных способностей школьников. года руководитель 11 Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями. В течение года Кл. руководитель Анализ 12 Осуществлять сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и систематизировать их в индивидуальных папках(портфолио) В течение года Кл. руководитель Материалы «Портфолио». 13 Осуществлять взаимодействие с педагогами дополнительного образования, работающими с одаренными детьми В течение года Учителя - предметники Анализ 14 Пополнение «Портфолио достижений» учащихся школы В течение года Кл. рук-ль Психолог школы Портфолио 15 Участив в конкурсах различных уровней В течение года Кл. руководитель Заявки и участие

План работы с одарёнными детьми на 2015-2016 учебный год



Мероприятия

Сроки

Направления и формы

работы
1. Диагностика одаренных детей (карта одарённого обучашегося) сентябрь Анкетирование 2. Анкетирование обучающихся и родителей сентябрь Анкеты. тесты 3. Изучение мотивации учащихся к самообразованию сентябрь Диагностика, тестирование 4. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми. Составление графика индивидуальных занятий сентябрь 5. Организация и проведение школьных олимпиад октябрь Консультации учителя, выполнение олимпиадных заданий 6. Подготовка и участие к всероссийским, международным олимпиадам (Видеоурок, Продленка, Инфоурок, Кириллица и др.) В течении года Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя 7. Проведение предметных недель и декад Ноябрь- декабрь Викторины, праздники, инсценировки 8. Индивидуальные консультации по заданиям повышенной сложности за курс 4 класса В течение года Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми 9. Заполнение карты одаренного обучающегося В конце года

КАРТА ОДАРЁННОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
(образец) 1.
Фамилия, имя, отчество учащегося
: ___________ 2.
Состав семьи, ее структура
: полная, единственный ребёнок в семье. 3.
Воспитательный потенциал семьи
: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка как в школе так и дома. 4.
Характер ребенка
: лидер, ведомый Качества личности (положительные, отрицательные): положительные: веселый, готов помочь другу отрицательные: высокая самооценка 5.
Положение ребенка в коллективе
: пользуется авторитетом, не пользуется 6.
Учебная деятельность
: - успеваемость: имеет положительные отметки по всем предметам -мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты -посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной –причины способности к обучению: хорошие познавательный интерес: высокий 7.
Трудовая деятельность
: наличие трудовых навыков предпочитаемые виды труда: умственный участие в трудовых делах: самое активное 8.
Получение дополнительного образования
: музыкальная школа
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМ РЕБЁНКОМ

Обучающийся _______________________________________


Индивидуальная работа
Формы мероприятий Темы Сроки проведения Результаты 2015-2016 уч.год 2016-2017уч.
Урочные и внеурочные мероприятия
Дополнительные занятия Задания повышенной сложности по предметам, подготовка к олимпиадам, олимпиадные задания 1 раз в неделю Участие в международных, всероссийских олимпиадах и конкурсах олимпиада по предметам В течение года Участие в школьных и муниципальных конкурсах и олимпиадах олимпиада по предметам В течение года Проектная деятельность В течение года

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные качества интеллекта


Методы работы с одаренными

детьми