"ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ"

Автор: Шинкоренко Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУДО "Тайшетская детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Тайшет, Иркутская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: "ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по предмету « Композиция» для учащихся 1 класса

Тема:

«ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ЖИВОТНЫХ В РУССКИХ НАРОДНЫХ

СКАЗКАХ»

Содержание

Введение.

Глава 1. Иллюстрирование русских народных сказок
1.1.Животные в русских народных сказках 1.2.Изображение животных в творчестве художников-иллюстраторов русских народных сказок 1.3.Приемы и техники иллюстрирования.
Глава 2. Методика развития творческого воображения учащихся

при иллюстрировании русских народных сказок.
2.1.Методика иллюстрирования сказки. 2.2.Разработка и применение наглядных пособий на уроках при иллюстрировании сказок 2.3.Методические рекомендации по проведению уроков иллюстрирования русских народных сказок.
Заключение

Список литературы

Приложение

Введение
Сказочные персонажи приходят к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить. И наряду с родителями, художник-иллюстратор становится первым воспитателем и учителем. Иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи,
простоты и хитрости, согласия и вражды. Она первая формирует эстетический вкус ребенка, учит ассоциативному мышлению, восприятию образа, цвета, пропорций, фактуры. Вглядываясь в образы, созданные художником-иллюстратором, ребенок получает знания о своей земле, о народе, его доброй мудрости, накопленной веками. А человек, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре. В своей работе я обратилась к русским народным сказкам о животных. Сказки о животных в большинстве своем коротки и имеют одну неразветвленную сюжетную линию. Это позволяет учащимся лучше понять композицию сказки. В них рассказывается о диких и домашних животных, о птицах, рыбах, насекомых, об их совместной с человеком жизни. В характеристике действующих лиц сказки проявляется иносказание: изображение повадок и характеров зверей напоминает поведения людей в жизненных ситуациях. Данные занятия позволяют решать как познавательные задачи (изучение внешнего облика животного, повадки, поведение, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).
Глава 1. Иллюстрирование русских народных сказок
Процесс изучения и изображения сказки можно определить как интеллектуальную игру, как игру с образами, созданными с помощью художественных средств. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо, прежде всего, развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти. В своей работе с детьми над иллюстрированием русских народных сказок внимание обращается в первую очередь на: - изучение строения и пластики животных; -обучение учащихся декоративным художественным приемам иллюстраций, выявление их отличительных особенностей; -создание сказочных образов, посредством разнообразных художественных приемов преобразования форм реалистичных объектов в декоративные мотивы; - изучение разнообразных художественных техник; - изучение стилистических особенностей художников иллюстраторов. Занятия по иллюстрированию не только играют важную роль в обучении и развитии художественно-творческой деятельности, но и способствуют нравственному воспитанию учащихся.

Животные в русских народных сказках 1.1
Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) - это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. Характерным признаком сказки является поэтический вымысел, а обязательным элементом - фантастичность. Особенно ярко это проявляется в волшебных сказках. Сказка не претендует на достоверность своего повествования. Действие в ней часто переносится в неопределенное «тридевятое царство, тридесятое государство». Это подчеркивается и репликами самих сказочников, которые воспринимают сказку как вымысел, со всеми ее фантастическими образами: ковром-самолетом, шапкой невидимкой, сапогами-скороходами, скатертью-самобранкой и т. д. Сказочник переносит слушателя в сказочный мир, который живет по своим законам. В сказках изображаются не только фантастические лица и предметы, но и реальные явления представлены в фантастическом освещении. В то же время в сказках постоянно присутствует победа добра, справедливости, правды. Сказки о животных считаются одним из наиболее древних видов сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. В них рассказывается о диких и домашних животных, о птицах, рыбах, насекомых, об их совместной с человеком жизни. В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности. Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу). Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза").
Сказки о животных в большинстве своем коротки и имеют одну неразветвленную сюжетную линию. Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
Изображение животных в творчестве художников-иллюстраторов

русских 1.2
У народных сказок рисунки в книге - иллюстрации - являются одним из первых произведений искусства, с которыми встречается ребенок в детстве, а также важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития подрастающего человека в школьном возрасте. Преподавателю важно разбираться в типах иллюстраций, чтобы в практической работе с детьми руководствоваться профессиональными подходами, идти от искусства книжной графики. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления Цвет в детской книге - главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Изучение стилистических особенностей художников

-иллюстраторов.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942). Он получил известность как один из самых своеобразных и оригинальных мастеров графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. Работы И. Я. Билибина Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравера. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман.
После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя ее резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. Работы И. Я. Билибина Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) - иллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки. Одной из основных особенностей его художественного метода является неразрывная органическая связь с народным искусством. Рисунки Ю. Васнецова Фантастические, сказочные пейзажи основаны на живых впечатлениях реальной русской природы. Птицы и звери, действующие в сказках, приобретают у Ю. Васнецова особенную выразительность именно потому, что художник придает им движения и повадки, зорко подмеченные в реальной действительности. Специфическая черта художественного метода Ю. Васнецова - редкая способность творить как бы от лица своего будущего зрителя, умение заново пережить детскую увлеченность сказкой и как бы пропустить сквозь призму детского восприятия традиции народного творчества. Один из излюбленных композиционных приемов художника - повтор и перекличка мотивов. Вместе с тем каждая “васнецовская” книга представляет собой новый вариант образного, композиционного, колористического решения. Рисунки Ю. Васнецова Эмоциональный строй рисунков Ю. Васнецова организуется цветом, который играет особую роль. Он не утрачивает декоративности, характерной для народного искусства, оно одновременно становится носителем напряженного поэтического чувства, вложенного художником в тему сказки. Рачев Евгений Михайлович (1906-1997) - русский художник- анималист, известный своей работой в области книжной графики, художник хорошо знал русский костюм и быт. Иллюстрации Е. Рачева добрые и веселые, занимательные и поучительные, знакомы не одному поколению читателей. Их главные герои – звери. Но ведут они себя, думают, ходят и говорят, как люди. Прием очеловечивания зверей использует Е. Рачев для создания ярких и выразительных образов. Для полноты их характеристик наряжает своих героев в костюмы. Именно в его исполнении сразу встают перед глазами волк, удящий рыбу хвостом, лиса верхом на волке, хитрый кот и незадачливый медведь. Все в щегольских кафтанах или крестьянских залатанных зипунах: художник хорошо знал русский костюм и быт. Звери в рисунках Евгения Рачёва необычные животные. В ярких, красочных рисунках художника обыкновенная рыжая лисица превратилась в прожорливую и хитрую кумушку, заяц в весёлого и хвастливого балагура, кот в заядлого лодыря. Звери у художника не только одеты как люди в человеческие костюмы, но и ходят, сидят на лавках, лежат на лежанках как
люди, да и характеры у них человеческие, есть среди них добрые, злые, умные, глупые, трусливые, храбрые. Один из излюбленных приемов Евгения Рачева – при решении формы ограничивает контуры изображения линией, наносимой углем на поверхность листа.
1.3. Приемы и техники в иллюстрировании
Акварель - одна из самых популярных техник в книжных иллюстрациях. И способов ее применения просто не счесть - кто-то работает ровными техническими отмывками, кто-то пятнами по-сырому, кто-то выделывает все детально и тонко, кто-то вообще не заботится о том, чтобы пятна краски и контуры совпадали. Акварель - материал прозрачный, поэтому светлые тона в работе получаются там, где краски на бумаге нет или очень мало, а темные – там, где несколько слоев или взята насыщенная краска. Если каждый следующий мазок делает работу темнее, рисовать темные фигуры на светлом фоне легко. На фоне светлого неба легко изобразить тонкой кистью темные ветки, например. Строгие акварелисты принципиально не пользуются белилами, все светлые линии, пусть даже самые тонкие, должны быть только за счет окружающей темной краски. В этом случае приходит на помощь маскировочная жидкость. В технике аэрографа процесс похожий, только вместо гибкой жидкости, там вырезанные из специальной пленки или бумаги маски-трафареты, а вместо кисти, полной краски - аэрограф, краску распыляющий. Маленьким детям можно давать белый восковой мелок. Мелкими мазками работали в акварели в девятнадцатом веке - это была не живопись с текучими заливками, а рисование мелкими штрихами краской. Так, если приглядеться, нарисованы миниатюры на слоновой кости. Сегодня есть немало интересных приемов использования акварели в иллюстрировании. Рассмотрим некоторые из них: 1. Акварель в чистом виде. 2. Акварель с цветными карандашами. 3. Акварель с обводкой простым карандашом. 4. Акварель с обводкой тушью. 5. Акварель с пастелью.
1.Тушь и акварель
Одна из самых распространенных техник в книжной иллюстрации. Но соотношение между тушью и акварелью сильно варьируются.
Один из способов – акварель служит легкой подцветкой, однотонными прозрачными заливками. Весь рисунок, объемы и тени делаются пером. Гуашь еще до недавнего времени была одним из любимых материалов иллюстраторов детских книг, сегодня художники иллюстраторы активно используют акрил. Гуашь имеет яркие плотные цвета, она разводится водой и может перекрывать один цвет другим. За возможность нанести яркий и ровный цвет ее и любят иллюстраторы. Гуашью можно работать как акварелью - сначала прокладывать самый светлый тон и поверх постепенно утемнять и уплотнять его до нужного оттенка и насыщенности.
Технические приемы использования гуаши:
1.Яркая заливка плоскости цветом и по ним множество мелких линейных текстур (орнаменты) 2.Тонкий карандашный рисунок заполняют маленькой кисточкой мелким мазочками разведенной гуашью. Работая маленькой кисточкой можно вплетать оттенки, набирать цвет и тон постепенно - как будто штрихуешь карандашами.
2.Рисунок пером и тушью
Традиционная техника книжной иллюстрации. Эта техника часто используется для вполне реалистических иллюстраций, где штрихи передают движение и фактуру предметов.
Приемы работы пером
- от тончайшей штриховки до сплошной заливки, от почти чертежной точности до жирных штрихов с кляксами и брызгами.
3.Цветные карандаши
Существуют ассоциации художников, работающих в этой технике, и многие иллюстраторы с удовольствием рисуют книги цветными карандашами. Рисунки в технике цветного карандаша иногда кажутся нарисованными акварелью, но все это тончайшие текучие штрихи цветными карандашами. Эта техника очень гибкая - с одной стороны, точность заточенного карандаша, графическое удобство, с другой - богатство оттенков и цветовых переходов вполне живописное. Классическая техника цветных карандашей - мелкие короткие штрихи, не забивающие фактуру бумаги, постепенно набирающие нужный тон и насыщенность цвета, тщательная проработка фактур, использование тонко заточенного простого или темного карандаша для обведения мелких деталей.

Вывод:
Сказки - это коллективно созданные и коллективно хранимые народом устные художественные эпические повествования в прозе, в которых используются приемы неправдоподобного изображения действительности, фантастический вымысел, разнообразные и традиционные формы которого, не повторяясь больше ни в каком другом жанре фольклора, складывались на протяжении веков, в тесной связи со всем укладом народной жизни, и находились в первоначальной связи с мифологией. Образы животного мира часто олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». В русских народных сказках животные имеют свой характер, повадки. Лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д. Волк - Волчище серый хвостище, Волк зубами щелк. На основе изученной литературы и русских народных сказок, мы выделили основные характеристики животных: Медведь - добродушный, простак, сильный, неуклюжий, лакомка, тугодум, доверчивый увалень, нарядный. Волк - злой, жадный, глупый, простоватый, доверчивый, сильный. Петух - смелый, красивый, воинственный. Заяц - трусливый, слабый, хитрый, хвастливый, безобидный. Лиса - хитрая, кованая, жадная, притворщица, обманщица, воровка, нарядная, красивая, модница. Еж -умный, осторожный, находчивый. Сова -мудрая. Мышка - трудолюбивая, добрая. Данные характеристики в дальнейшей нашей работе с детьми помогут нам ярче представить образы животных в русских народных сказках. Мы также рассмотрели творчество художников иллюстрировавших русские народные сказки о животных. Изучили приемы работы по поиску образов сказочных животных и способы их решения. Рассмотрели современных художников-иллюстраторов и выделили основные технические приемы. В своей дальнейшей работе с учащимися мы будем ориентироваться на новые интересные ходы в композиции и технике исполнения.
Глава 2. Методика развития творческого воображения учащихся

при иллюстрировании русских народных сказок


2.1. Методика иллюстрирования сказки
Развитие творческих способностей учащихся является одной из основных целей современной педагогической науки, в частности, предметов художественно эстетического цикла. Широкое развитие в этом направлении по достоинству должно получить приобщение учащихся начальной школы к национальной культуре, народному фольклору через создание иллюстраций к народным сказкам на уроках изобразительного искусства. Стилистические особенности сказки предполагают использование в процессе создания иллюстраций различных декоративных приемов, направленных на передачу необычности и сказочности происходящих действий. Опираясь на особенности детского восприятия, известно, что детям близок и понятен язык декоративности. Простота композиций, ясность и плоскостность изображения формы, свойственные декоративным изображениям перекликается с особенностями выполнения рисунков детьми младшего школьного возраста. Прежде всего, нам необходимо рассмотреть, что же представляет собой иллюстрирование. В отличие от рисунка с натуры данный вид рисования развивает такие качества мышления как вариативность, гибкость, способность вкладывать определенный смысл в изображение. Поскольку каждая тема не может быть ограничена конкретным решением, в процессе ее исполнения проявляется самостоятельность учащегося в поиске формы для передачи данного содержания. Очень важно чтобы ребенок понимал, что при работе над рисунком важно найти свое решение, создать свой образ животного. С этой целью необходимо демонстрировать репродукции различных художников-иллюстраторов, выполненных к одной сказке. При создании иллюстрации к сказке важно отразить главную тему, важно увидеть, изучить и вообразить образы главных героев, их поступки характеры и среду обитания. Таким образом, последовательность решения композиции у учащегося будет следующая: 1. Определить “что рисую” и “какие мысли ” должен вызвать рисунок у зрителя. 2. Показать главного героя (главных героев). Найти позу, жесты, мимику, движения. 3. Показать среду, где происходит действие (лес, дом и т.д.) 4. Завершение композиции в материале (графическое или цветовое решение, манера исполнения). Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги.
Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками. Процесс обучения изображению животных достаточно длительный. Его можно условно разделить на два направления: 1. Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных. 2. Обучение изображению животных. Правильно организованное педагогом наблюдение позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида. Слова в сказках очень помогают выбрать характер формы, линий, мазка, цвет, фактуру. Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок. Например, чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.
Предлагаю следующие пути обучения учащихся.
1. Чтобы верно передать то или иное животное надо познакомить ребят с особенностями строения фигуры, основными пропорциями. Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на уроках необходимо давать задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности - выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами: - с натуры, - делать наброски с чучела или хороших фотографий. Продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель животного — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях. - использовать детскую игрушку. Например, можно использовать богородскую игрушку.В ней все очень живо, фигуры животных передаются выразительно, жизненно достоверно.Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.
- комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти. - по воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях. 2. Предложить учащимся выполнить задания на изображение животных, деревьев, цветов в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учащимися надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности: - на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), - на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры. 3. Использование театрализованной игры на уроке. - изобразить диких и домашних животных, используя возможности пантомимы: жестами и мимикой передать особенности поведения животного по фотографии либо “оживить картину”. Можно использовать игры: «Кто бежит, кто сидит», «Чем не похожи животные?», «Угадай, кто что делает». Подобрать иллюстрации, где ярко переданы животные в разных позах, в движении и статике. Изображения одного персонажа, например зайчика: зайчик танцует (потешка «Заинька, выйди в сад…»), зайка сидит и ест кашу («Сорока-белобока»), зайка плачет, убегает («Зайкина избушка»), зайка присел – увидел гриб («Сел комар на кусток») и т.д. Иллюстрации Е. Рачева при создании сказочных образов животных детям даются установки: 1.Для усиления выразительности сказочного образа можно сделать акцент на некоторые характерные черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать. 2.Создать выразительный силуэт фигуры. Декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы. 3.Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного, так как именно оно
наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя, или другие максимально характерные повороты. 4.Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму. Рисунки Ю. Васнецова для передачи сказочности окружающего мира можно использовать различные приемы. Приведу некоторые примеры: -Знакомство с народными росписями, например, можно показать ученикам образцы народных росписей с растительными орнаментами (хохломской, полхов-майданской, городецкой). Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений. В качестве примера можно привести работы Ю. Васнецова. - Можно применять различные художественные материалы. Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю. Или по акварельному подмалевку выполнить цветы гелевой ручкой или фломастером. Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения - фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. - Работа с силуэтами. Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора.
При создании сказочных образов элементов природы нужно

соблюдать следующие правила:

1.В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта. 2.При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок. 3.Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые. 4.В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике. 5.Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию. 6.Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах - все зависит от замысла. 7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.
2.2. Разработка и применение наглядных пособий на уроках при

иллюстрировании сказок
На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия.
Таблицы
1. Пособие с изображением русских народных костюмов, орнаментов. 2. Таблицы с изображением животных 3. Виды композиций 4. Работа в различных техниках и материалах 5. Изображение природы 6. Архитектура 7. Времена года 8. Жизнь и быт русских людей.
2.3.Методические рекомендации по проведению уроков
В начале обучения иллюстрированию народных сказок целесообразней использовать декоративный подход к рисованию, в процессе которого учащиеся научатся создавать сказочные художественные образы животных на основе стилизации, перевоплощая реальные формы в условные
плоскостные декоративные изображения, в изображения близкие и понятные детскому восприятию. В процессе работы с детьми младшего школьного возраста мы разработали дидактический и наглядный материал, который включает в себя -поурочное планирование; -методы создания изображений сказочных животных; -плакаты с изображением последовательности создания изображений сказочных образов. В методике обучения учащихся изображению животных в русских народных сказках предлагаю следующие виды работы на уроке: 1) упражнения; 2) анализ иллюстраций художников; 3) творческая работа ученика. 1.Упражнения являются важной частью урока и направлены на решение определенных художественных задач урока. В методике предусмотрены упражнения на: - формирование умений правильно изображать фигуру животных, их пропорции, конструктивное строение, выделять характерные особенности; - формирование приемов создания художественного образа средствами декоративного искусства: ритм, цветовая гармония, условность цвета, контрастность и ясность, плоскостность изображения. А также соблюдении принципов стилизации: превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, обобщение формы с изменением абриса, обобщение и усложнение формы, добавление деталей; - формирование технических навыков в работе с разными художественными материалами. 2. Анализ иллюстраций художников позволяет учащимся изучить композиционные решении, художественные средства и приемы выразительности, используемые художниками - иллюстраторами для передачи сказочности происходящего. Кроме того, мы демонстрировали иллюстрации различных художников к одной и той же сказке для понимания детьми, что каждый должен придумать свое собственное композиционное решение. Например, нами были подготовлены таблицы «Образ лисы», «Декоративный пейзаж», «Русский костюм», «Сказочные дома-терема», др. 3. Творческая работа предусматривает применение умений и навыков, полученных в ходе упражнений и анализе иллюстраций.
При организации уроков по иллюстрированию русских народных сказок о животных преподавателю необходимо ориентироваться на особенности развития психических процессов, учитывать их протекание и развитие индивидуально у каждого ребенка. Изобразительная деятельность по иллюстрированию сказки предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Поэтому, чтобы точно передать особенности сказки в иллюстрации ребенку необходимо изобразить характерные детали архитектуры, костюмов, быта, создать яркие и выразительные образы героев произведения. Можно выделить основные темы для проведения бесед на уроке: Жизнь и быт русских людей. Традиции русской культуры. О местах проживания наших предков. Русский народный мужской и женский костюм. Русская кухня. Народные праздники. Народные приметы. Героизм русского народа. Содержание бесед и поставленные вопросы черпают, прежде всего, из русских народных сказок. На уроках используются игровые ситуации. Например, при работе над иллюстрированием сказки «ТЕРЕМ- ТЕРЕМОК» мы собрали подборку народных загадок о животных. Ответы можно найти в рисунках Евгения Рачёва. 1. Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая известная персона. Кто она? (Ворона) 2. Не зверь, не птица, нос как спица, летит кричит, сядет молчит, кто его убьёт свою кровь прольёт. (Комар) 3.Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк) 4. Маленький шарик, под лавкой шарит. (Мышь) 5. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (Цапля) На протяжении всего курса обучения учащиеся знакомятся с русскими народными сказками, с творчеством художников иллюстраторов. Получают первичные представления из истории развития русского искусства на
примерах художественных вещей русского быта, народного костюма. Изучают строение и особенности фигуры животных. Знакомятся с художественными техниками.
План конспект одного из уроков, разработанный для учащихся 2

класса (8 лет обучения), возраст 8-9 лет.

План-конспект урока.

Тема урока: Иллюстрация к сказке: «Петушок - золотой

гребешок».

Вид урока:
Иллюстрирование.
Цель:
Создание декоративно-силуэтной композиции к русской народной сказке с использованием цветных выкрасок из тонкой бумаги.
Задачи:

Обучающие:
-познакомить детей с динамичной композицией; -передача движения через пластику фигуры; -создание образа сказочных героев - выразительных силуэтов (лиса, петух, кот); -передача пропорций и характерных деталей животных.
Развивающие:
-развивать художественное мышление, воображение.
Воспитывающие:
-воспитывать аккуратность, художественный вкус; -воспитывать доброту, сочувствие, сострадание друг к другу.
Оборудование для учителя:
поэтапные таблицы работы над композицией в технике аппликации; примеры передачи движения в композиции; примеры изображения декоративного пейзажа; презентация с фотографиями животных (петух, лиса, кот); иллюстрации к сказке художников: Е. Рачев, Ю. Васнецов, К. Павлова.
Оборудование для учащихся:
лист А3, карандаш, ластик, белая тонкая бумага, гуашь, губка, кисть беличья и щетина, баночка для воды, лист для упражнения и ножницы.
Методы обучения:
наглядно-иллюстративный, словесно-логический.

План уроков:
1 урок - создание фор-эскизов 2 урок - упражнение: подготовка цветных листов для создания силуэтов животных 3 урок - работа над композицией в материале
Этапы урока:
1. Организационный момент – 5 мин. 2. Изучение новой темы (беседа) – 20 мин. 3. Практическая часть– 25 мин. 4. Подведение итога – 5 мин.
Ход урока

1.Организационный момент:
приветствие, подготовка к уроку.
2.Беседа.
Просмотр презентации. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов Е. Рачева, Ю. Васнецова, К. Павловой к сказке «Петушок - золотой гребешок».
3. Практическая часть.
Композицию по сказке мы будем выполнять в технике аппликации. Обращаем внимание детей на примеры готовых работ на доске. Мы выбираем сюжет - похищение петушка лисой. Наши основные помощники сегодня – силуэт, форма. С их помощью можно создать очень выразительную композицию. Используя различные по движению формы можно показать движение в композиции, или, наоборот, статику (анализ наглядного пособия). Обращаем внимание на иллюстрации. Как художники-иллюстраторы в работах используют различные композиционные схемы, пластику фигур.
1.Урок.
Работа над эскизами, компоновка на листе. Необходимо выбрать формат листа и расположить композиционный центр. Обратите внимание, как композиция влияет на наше восприятие (анализ наглядного пособия). Сделаем 3 эскиза. Необходимо передать движение по горизонтали с помощью: а) местоположения композиционного центра, б) динамичного изображения композиционного центра, в) ритмического строя. Выбираем лучший эскиз. Необходимо помнить - фигура лисы должна быть в движении Прорисовка карандашом, теперь, когда мы наметили все объекты и уверены, что нам всё нравится, их нужно прорисовать более тщательно на большом формате.

2.Урок.
Возьмите тонкие листы бумаги для упражнения. Вместе со мной учимся ровно наносить гуашь и делать растяжку цвета, с помощью различных материалов учимся создавать различные текстуры, набрызг, процарапывание (используем губку, палочку, щетину). Используем желто- оранжевые и красные краски для передачи окраски лисы. Оттенки зеленого цвета для фона (растяжка от желтого до зеленого цвета - создание среды). Синие, красные, фиолетовые для петуха. Краска должна быть густая. Пока листы подсыхают работаем над фоном нашей будущее композиции. Работу ведем гуашью большой кистью и губкой.
3.Урок.
Работа над композицией в материале. Создание цветных силуэтов животных, белые силуэты животных из кальки прикладываем к цветным листам и подбираем цвет. Поиск композиции на большом листе.Теперь, необходимо создать композицию, используя подготовленные силуэты. Создавая композицию в движении нужно учитывать выразительность форм главных героев – позы, жесты.
4. Подведение итога.
Выставка творческих работ, их обсуждение и анализ.
Заключение
: процесс иллюстрирования в младшем школьном возрасте является эффективным средством активизации творческой деятельности учащихся. Мы разработали упражнения, методические рекомендаций к темам уроков. В своей работе с детьми 8-9 лет над иллюстрированием русских народных сказок мы делали упор на: -изучение строения и пластики животных; -обучение учащихся декоративным художественным приемам иллюстраций, выявление их отличительных особенностей; -создание сказочных образов, посредством разнообразных художественных приемов преобразования форм реалистичных объектов в декоративные мотивы, с последующим изучением способов создания композиций; - изучение разнообразных художественных техник; - изучение стилистических особенностей художников иллюстраторов. Занятия по иллюстрированию не только играют важную роль в обучении и развитии учащихся, но и способствуют нравственному воспитанию учащихся, формированию морального облика учащихся.

Список литературы:
1. Адамов Е. Б. Иллюстрация в художественной литературе. М.: Искусство. М., 1959.-88 с. 2. Беда Г.В. Живопись – М.: «Искусство», 1971. – 128с. ил. 3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2010. – 224с. 5. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб. метод. пособие / под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272с. ил. 6. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа. Спб.: Питер 2006. 7. Визер В.В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. – Спб: Питер, 8. Гальперина Э. Иллюстраторы народных сказок. М.: Советский художник, 1967.-32 е.: ил. 9. Ганкина Э. 3. Русские художники детской книги. М.: Советский художник, 1963.- е.: ил. Голубева О.Л. Основы композиции – М.: Изобразительное искусство, 2001. 10. Горяева Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» Под редакцией Б. М. Неменского. 11. Гусакова М.А. Аппликация. Учеб. пособ. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с. Ил. 12. Детям о традициях народного мастерства. Осень : учеб. метод. пособие в 2 частях / под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272с. Ил 13. Джексон Джун Поделки из бумаги/пер. с англ. С.В. Григорьевой – М. : Просвещение, 1979. – 64 с., ил. 14. Дмитриева Н.А. Татьяна Маврина. Графика, живопись. М.: Сов. Художник, 1981.- с.
15. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей учебн. пос. для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007.– 16. Казиева М.В. Сказка в русской живописи. Энциклопедия живописи для детей. М.: Белый город, 2002,- 48 с: ил. 17. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд., перераб., доп. М.: Просвещение, 1976. 158 с ил. 18. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей нач-х классов, М.: руководителей худ-х студий/ Под ред. Т.С. Комаровой. Педагогическое общество России, 2000. 256 с 19. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980.- 272 с: ил. 20. Конова В. Наряд русской крестьянки. / / Юный художник №-61991, - С. 24-26. 21. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 3-е издю, перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998. 22. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб, пособие для студ. высш. Заведений. – М. : Гуманитар, изд. центр 2004. 23. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд, 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.- 144с. 24. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Под ред В.С. Кузина. 4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2002. – 288 с. 25. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки / Вступ. ст. В. И. Ереминой. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.- 364 с. 26. Пропп В.Я. Морфология сказки.-2-е изд.- М.: Наука, 1969, -168 с. 27. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе; 3-е изд.
Доп. и перераб. – М.:АГАР, 2000. 28. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. цв.ил. 29. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ веков. Альбом. Л., Аврора, 1971. 128 с ил. 30. Семенов О.С. Иван Билибин: Рассказ о художнике сказочнике.- 2-е изд.- М.: Дет. лит., 1988.- 87 с ил. 31. Сидоров А.А. История оформления русской книги. Изд. 2-е, испр. и доп.- М,: Книга, 1964,391 с ил. 32. Сокольникова Н.М. Основы композиции – Обнинск: Титул, 1998. 33. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе учеб. пос. / Н.М. Сокольникова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с. : ил. 34. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство : Учебник для уч. 5-8 кл. : В 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 2004. – 96 с.: цв.ил. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл. : В 4 ч. Ч.2. Основы живописи. - Обнинск: Титул, 2004. – 80 с.: цв.ил. 35. Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия, 1966.- е.: ил. 36. Флерина Е. А. Детский рисунок. М.: Новая Москва, 1924.- 80 с.: ил. 37. Флерина Е. А. Какая книжка нужна дошкольнику. М., 1928.- 96 с. 38. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе – М. 1988. 39. Художники детской книги о себе и о своем искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления. Сост., вступ. статья, записи и примеч. В. Глоцера. М,: Книга, 1987.- 320 с ил. 40. Шанина Н. Ф. Сказка в творчестве русских художников. М.: Искусство, 1969.- 135 с. 41. Шорохов Е. В. Композиция. М.: Просвещение.- 1979. -303 с. 42. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977. — 178 с.
43. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство, 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010. 72с.