"Развитие логического мышления у дошкольников по ФЭМП"

Автор: Руденкова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида № 52" АГО
Населённый пункт: Свердловская область, город Асбест
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Развитие логического мышления у дошкольников по ФЭМП"
Дата публикации: 17.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта

организации совместной непрерывной непосредственно – образовательной деятельности воспитателя и детей
ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО Воспитатель: Руденкова Светлана Анатольевна
Тема:
«Развитие логического мышления у дошкольников по ФЭМП»
Возрастная группа:
подготовительная группа (от 6 лет)
Форма НОД:
познавательно-исследовательская деятельность.
Технология:

Форма организации:
подгрупповая
Учебно-методический комплект:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, Т.В.Иванова, «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста», Н.А.Короткова.
Средства:
Наглядные: письма, схемы гор (высокая-низкая, широкая-узкая, конверты с заданиями (с изображением геометрических фигур) Для продуктивной деятельности: листы с заданиями: «Соедини по точкам», атрибуты к играм: «чудесные превращения», «логический поезд»; Мультмедийные: символические изображение скал(гор); Музыкальные композиции: звукозапись-шум мотора. Цели: 1. Закреплять знания детей о последовательности дней недели 2. Закреплять навык построение алгоритмов (логических цепочек) 3. Формировать навык установление причинно - следственных связей. 4. Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур. 5. Воспитывать слуховое внимание, чувство взаимовыручки и сотрудничества. Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы 1.Обучающая. Повышать уровень развития ребенка. 1.Развивать использование детьми приобретенного опыта,
2.Воспитательная. Формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. 3. Развивающая. Развивать познавательный интерес, творческие способности, эмоции, волю, умение в определенной логической последовательности излагать свои мысли самостоятельное добывание знаний. 2.Закреплять умение работать по правилу. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседа на тему: «Транспорт» Этапы (последовательность деятельности) Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат Игровая мотивация Воспитатель: «Сегодня утром мне передали письмо от Белоснежки. Вот оно (показывает) Я его еще не открывала. Хотите узнать, о чем она пишет? (читает письмо). «Дорогие ребята! Хозяйка медной горы закрыла моих друзей – гномов у себя в пещере и не выпускает. Что бы их освободить, она требует выполнить все ее задания и ответить на все ее вопросы. Задания она спрятала в Педагог пробуждает интерес к путешествию у детей Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Интересуются новым, неизвестным
скалах. Пожалуйста, помогите мне освободить моих друзей. Белоснежка» Воспитатель: Вспомните, сколько было гномов? Чего в окружающем мире имеет число 7? (цвета радуги, дни недели). Вот так и звали гномов (понедельник, вторник…) Определяют, что в окружающем мире по «7». Выбор транспортного средства Воспитатель: Теперь мы немного больше узнали о гномах. Нам нужно спешить на выручку друзей Белоснежки. Только с начало давайте определим, на чем мы отправимся в путь. Для этого нужно последовательно соединить точки, обозначенные цифрами.
Д/у
«Соедини последовательно точки» (Дети соединяют точки и получают ракеты) Воспитатель: - Что получилось? (Ракета) - Ракета, какой вид транспорта? Задает развивающее содержание. Соединяют точки и делают выбор Способны сделать выбор. Могут последовательно, по порядку цифр соединить точки.
(Воздушный) Воспитатель: Воздушный транспорт- это самый быстрый вид транспорта, поэтому мы с вами отправляемся на Медную гору на ракете.
Д/У
«Изобрази ракету» Мы построили ракету, Чтоб подняться до горы. Скажем мы вам по секрету 1 2 3- взлетаем мы. Воспитатель
: -
Представьте, что вы внутри ракеты. - Пристегните ремни безопасности. Воспитатель: - Приготовится к полету. Дети: - Есть приготовится к полету. Воспитатель: - Включить приборы! Дети: - Есть включить приборы! Воспитатель
: -
Завести моторы! Дети: -Есть завести моторы! Воспитатель: Начинаем отсчет от десяти… Дети: - 10 9 8 7 6 … Предлагает всевозможные способы реализации задачи. Дети ведут обратный счет. Изображают ракету, развивают творческое мышление.
Музыкальная композиция ( звук мотора) Само путешествие (выполнение заданий). Воспитатель: Итак, мы на месте. Давайте сделаем небольшой привал. Садитесь поудобнее. – Ребята, нам срочно нужно найти конверты с заданиями (выставляет схемы 4-х видов гор). Конверты находятся не за высокой, не за широкой и не за низкой скалой. -за какой скалой находятся конверты с заданиями хозяйки Медной горы? (Дети показывают «гору» и находит конверт с заданиями) Воспитатель достает
задание №1
в конверте с геометрической фигурой, похожей на героя из сказки, который катился по дороге.
Д/у
«Не зевай» - Ну, ребята, не зевай! На вопросы быстро отвечай! Воспитатель: - Сколько всего дней в неделе? (семь) - Какой день идет после четверга? Поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем. Выполняют задания. Отвечают на вопросы игры. Проявляют интерес к работе сверстников. Включаются во взаимную оценку. Проявляют знания дней недели.
- Какой день перед средой? - Как называется пятый день недели? - Назови соседей субботы? - Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это какие дни? (рабочие) - Назовите выходные дни (суббота, воскресенье). -Если сегодня суббота, а какой день послезавтра? Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились.
Второе задание
в конверте с геометрической фигурой, у которой все стороны равны. Воспитатель: - Что же это за фигура? (квадрат) (Достает из конверта задание и читает) - Расшифруйте фигуры.
Д/у
«Чудесные превращения фигур». (дорисуй, на что похожа фигура?).
Третье задание
в конверте с фигурой, похожей на вагон у поезда. (Вагоны с разным количеством колес и окон) Проявляет заинтересованност ь в результате других. Предлагает детям сосчитать, добавить и Дети определяют и называют предметы, похожие на Способны проявлять творческое воображение.
-Сколько вагонов у поезда? -Сколько окон в первом, втором и т.д. -Сколько колес в третьем, во втором, первом? -Если добавить два, сколько получится? -Дорисуйте вагоны так, чтобы сохранилась закономерность. дорисовать. прямоугольник. С помощью полученных знаний выполняют задание, определяют сколько должно быть колес и окон в последующем вагоне. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями Хозяйки Медной горы, ответили на все вопросы. Думаю, теперь, она отпустит гномов домой. А нам пора возвращаться в детский сад. Итак, пристегнули ремни безопасности и начинаем отсчет:10,9,8…
Воспитатель:
Наша ракета доставила нас до места назначения (Стук в дверь. Почтальон вручает письмо) - Нам опять письмо. Пишет Белоснежка. Вовлекает детей в диалог. Дети ведут обратный счет.
«Ребята, Хозяйка Медной горы отпустила гномов. Спасибо вам за ваш пытливый ум. Я буду учится, чтобы быть такой же, как вы. Белоснежка.» От меня вам еще одно задание: Встаньте спиной к двери, сделайте 4 шага вперед, 2 шага влево, 3 шага вперед (дети находят шкатулку в которой находится конфеты). Ребята, это малахитовая шкатулка от самой Хозяйки Медной горы. Она полна драгоценных камней. Это вам за вашу смекалку, находчивость, которые помогли выполнить все задания Хозяйки Медной горы. Дети ориентируются в пространстве.
Этап,

его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы,

формы, приемы

Результат

Психологический настрой – 1 мин. Приветствие, установление зрительного, слухового контакта Эмоциональная поддержка детей Участие в приветствии Вводно – организационное слово воспитателя Психологическая готовность Мотивационно – побудительный – 3 мин. Формирование умения вести диалог, развивать воображение Постановка вопросов Ответы Загадывание загадки Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу Физкультминутка 1 – 2 мин. Предупреждение утомляемости детей. Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с воспитателем Словесная игра «Мы по лесу шли…» Снятие физического напряжения Актуализация 2 мин. Формирование умения составлять рассказ Составление рассказа Включение в деятельность воспитателя Использование алгоритма рассказа Составление образца рассказа Усвоение нового 5 - 6 мин. Поощрение стремление к проявлению инициативы Эмоциональный настрой на самостоятельную работу Самостоятельная деятельность Составление рассказа с помощью алгоритма Рассказы детей Заключительный 1 – 2 мин. Решение проблемной ситуации Создание проблемной ситуации Участие в ситуативном диалоге, рассуждения Постановка вопроса Поощрение правильного решения




Ход НОД
-Ребята отгадайте загадку:
«Стоит Антошка – шляпка, да ножка».
-Что это? (Гриб) (Работа с фланелеграфом). -Где растут грибы? (В лесу). -Сколько грибов растет в лесу? (Много грибов растет в лесу). -Представьте себе, что мы в лесу собираем грибы. Расскажите, где вы нашли гриб? (Работа с фланелеграфом). -За пенечком, под деревом, перед кустом. (Дети повторяют слова с предлогами). -Ребята, кто знает как собирают грибы? (Сорвать шляпку, вырвать из земли, срезать ножом). (Дети обсуждают каждый вариант и решают, что лучше всего срезать ножом и положить в корзинку).
Физкультминутка .

Мы по лесу шли


И грибок нашли.

Раз – грибок, два – грибок,

Положили в кузовок
. -А теперь давайте все вместе сочиним сказку про девочку, которая пошла в лес за грибами. -Вспомните, с каких слов начинаются почти все сказки? (Жили – были). -Давайте вместе придумаем , как зовут нашу девочку? (Дети предлагают имена, воспитатель выбирает какое – нибудь одно имя. Воспитатель выкладывает алгоритм сказки и рассказывает).
Жила – была девочка Аня. Взяла Аня корзинку и пошла в лес. В лесу грибов много – много. Набрала Аня полную корзинку грибов

и пошла домой.
(Дети по схеме повторяют сказку). -Молодец, Аня, много грибов собрала и не заблудилась. -Ребята, а когда кто – то заблудится в лесу, как надо кричать? -А-у, а-у., а-у. (Дети повторяют хором и индивидуально, тихо и громко, еще громче). - Дети, а зачем так надо кричать? (Что бы услышали и помогли выйти из леса). Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц – схем, в которые заложена определенная информация. (Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации). Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, её объема, внимания, образного мышления, на развитие творческого познания; перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов, графической аналогии в образы.