"Организация работы учителя с одаренными детьми"

Автор: Подписнова Марина Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ ЦО №16
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы учителя с одаренными детьми"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Подписнова М.А.

МБОУ ЦО №16 г.Тула

Организация деятельности учителя при работе с одарёнными детьми.


Одной из важнейших профессиональных компетенций, которой должен владеть современный учитель, является умение работать с одаренными детьми. «Одаренный ребенок» - это учащийся с более высокой, чем у его сверстников (при прочих равных условиях), восприимчивостью к учению, с более выраженными творческими проявлениями. Такой ребенок обладает очевидными достижениями (или имеет внутренние предпосылки к ним) в том или ином виде деятельности. Работать с такими детьми - это и большая удача, и огромная ответственность, от учителя требуется максимальная концентрация внимания, проявление творческой деятельности, создания целой системы работы. Одаренность конкретного ребенка является в значительной степени характеристикой условной и зачастую связана с возрастными особенностями, поэтому она может проявиться на разных этапах развития. Важнейшей задачей деятельности любого педагога является не только «выявление» одаренного ребенка, но и создание условий для его максимального развития. Многолетняя педагогическая деятельность и разнообразие проявления творческого потенциала учащихся помогли мне понять, что для развития креативности необходимо пространство творческой и мыслительной свободы, внимательное, доверительное отношение к ученикам и обеспечение условий для создания индивидуального творческого продукта в ходе собственного труда. Очевидно, что деятельность должна осуществляться не только в дополнительное время, но и максимально! на обычном уроке, используя личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников индивидуальные задания, не позволяя одаренному ученику «работать вхолостую». Работа с одаренными детьми – работа комплексная, осуществляемая в тесной связи со всем педагогическим коллективом школы, и на первый план выходят проблемы преемственности и межпредметных связей. Учителя – предметники должны быть не соперниками, а деловыми партнерами, поэтому при построении, например, интегрированного курса «Физика+математика» мы поставили задачу максимально связать два столь близких, но разных предмета, чтобы существенно обогатить содержание обоих курсов с целью качественного усвоения содержания предметов. Так, например, особое внимание курсу физики уделяется при изучении алгебраической темы «Физический смысл производной», при решении задач на нахождение наименьших и наибольших значений функции, при решении математических задач на движение, на нахождение объема фигур и, конечно, при подготовке к ЕГЭ (задания № 12) К условиям работы с одаренными детьми относятся:
 Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива.  Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися, разработка методических рекомендаций.  Признание того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений в работе.  Создание банка данных об одаренных детях и их педагогах.  Обобщение и систематизация результатов деятельности. На уроках необходимо создавать условия, при которых каждый ученик сможет реализоваться в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями. Индивидуальный подход в обучении требует создания образовательной среды, включающей в себя  разработку учебного материала разного содержания, вида и формы,  использование нетрадиционных форм индивидуальных и групповых занятий,  создание условий для творчества в самостоятельной и коллективной деятельности,  организацию занятий в малых группах на основе диалога, ролевых игр,  организацию исследовательской работы. Сущность моей работы заключается в создании условий, обеспечивающих выявление и развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящей момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на быстрое развитие их способностей. Такая система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения предмета «физика», подготовки учеников к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Приоритетными становятся следующие образовательные технологии:  личностно-ориентированное обучение,  информационно-коммуникационные,  технология исследовательской деятельности,  технология проблемного обучения. Но первая ступень - мониторинг, первичный анализ способностей, умений, да и интереса учащихся к предмету. Учащиеся 7 класса, только знакомящиеся с предметом «физика», обычно с большим воодушевлением относятся к урокам, и тут необходимо поддержать этот интерес, стимулировать детей на
дальнейшее изучение предмета, попутно выявляя одаренных детей. Для этого я использую творческие домашние задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. Не боящимся публичных выступлений – предлагаю подготовить доклад, тому, кто неплохо сочиняет, - придумать загадки по изученной теме, скромным - составить кроссворд, тем, кто любит рисовать, предлагаю выполнить рисунки на физическую тему. Вот пример творческой работы, выполненной ученицей 8 класса (тема «Распространение света», раздел «Оптика»): Тьма вела борьбу со светом, Извести пытаясь свет, Позабыв при всем при этом, Что без света жизни нет. Где есть свет, там тьмы не будет, А где тьма, там света нет, И всегда меж ними будет То, в чем есть на все ответ. Свет над тенью побеждает, Тьма считала, что она Лишь одна всем управляет. Лишь она одна важна. Все всегда со всем едино, И, границы возводя, Части жизни мы единой Разделяем этим зря. И ведя войну друг с другом, Кто за свет, а кто за тьму, Этим лишь себя мы губим, Убивая жизнь саму… Конечно, с физикой как таковой это произведение связано мало… Но есть интерес, есть наблюдения…. Мне хочется разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Эвристическая беседа, создание проблемной ситуации – все это прекрасно стимулирует умственную деятельность учащихся. Успешно справившиеся с освоением основных интеллектуальных умений готовы к ведению исследовательской работы. В дальнейшем в содержание уроков включаются экспериментальные творческие задачи. Таким образом, уроки, предусматривающие активизацию интеллектуально-творческой деятельности учащихся, позволяют выявить ребят, способных к такой работе, и привлечь их к занятиям на факультативных и элективных курсах. На первом этапе, в 7 классе, я работаю над формированием интереса к изучению предмета, углубляя знания в рамках школьной программы. Семиклассников больше всего привлекают
физический эксперимент или задачи с «бытовым» или, наоборот, сказочным содержанием. Начиная с 8 класса решаем задачи олимпиад (школьных, районных областных). Особое внимание уделяю работе с техническими профильными и предпрофильными классами. Четкость и системность работы заключается не только в решении задач повышенной сложности, но и, в первую очередь, в индивидуальных занятиях, личных консультациях и в конечном итоге – в зачете, позволяющем выявить уровень ЗУН, сформулировать задачи следующего этапа работы. Школьникам 10-11 классов задания подбираются уже сугубо индивидуально, различной степени сложности. Хорошо зарекомендовал себя прием взаимного обучения, когда учащиеся, достигшие высоких результатов в изучении предмета, привлекаются к занятиям с учащимися 7 классов, в этом проявляется принцип преемственности, обоснованный как «равный обучает равного». Для того чтобы предоставить возможность попробовать свои силы в различных состязаниях по физике, я активно пропагандирую всевозможные открытые конкурсы, проекты, исследовательские работы. В системе работы обязательны индивидуальные консультации, носящие систематический характер. Они бывают индивидуальные и групповые, первые проводятся по мере необходимости (при подготовке к каким-либо конкурсам, олимпиадам и др.), вторые – по определенному графику, четко установленному мной. Эти занятия организовываются с целью отработки новых приемов при решении расчетных и расчетно-экспериментальных задач. Консультации помогут организовать и проектно-исследовательскую деятельность, где основной задачей учителя является выявление проблемы, требующей от учащихся самостоятельности при решении, а также предоставление материально-технической базы, специализированной литературы по предмету. Работа с высоко мотивированными и интеллектуально одаренными детьми обязана быть творческой и исключительно индивидуальной, даже если речь идет о группах, учитель, проявляя максимальную степень личной заинтересованности, выявляет предпочтения, индивидуальные способности и возможности каждого. «Нестандартный ребенок – нестандартный подход», эта фраза должна стать девизом каждого учителя, на чью долю выпала удача работать с одаренным ребенком.