"У Феи чистоты"

Автор: Константинова Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 265" г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "У Феи чистоты"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Воспитание культурно-гигиенических навыков у воспитанников ДОУ в

рамках реализации проекта «У Феи чистоты»
Константинова Любовь Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 265» г.о. Самара От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения, зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. По приходу детей в детский сад, вначале мы приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки до и после еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим постепенно стимулируем развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтей, намыливать их до образования пены, насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой. С самого младшего возраста детей приучаем правильно, сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться салфеткой. Ребенку старше двух лет прививаем привычку, полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Цель проекта – привить детям культурно-гигиенические навыки, укрепляющие их здоровье. Задачи проекта:  Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания;  Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;  Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;  Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
 Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;  Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома. Участники проекта: воспитатель и дети младшей группы (возраст воспитанников 3-4 года). Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5—7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание. Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки». — «Они у меня чистые». — «Все равно перед обедом надо вымыть». — «Я их недавно мыл»... После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с 3—4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо. Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю. В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз — вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды. Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!). А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговка — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение? Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить
ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок — сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство. Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали. Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может. То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания. А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок! Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Он должен понять, что умываться надо не только утром и вечером или перед едой, но и всякий раз, когда измазался. «Посмотри, какие у тебя ручки грязные, ты испачкал их глиной», «Нет, я книжку тебе дать не могу, у тебя грязные руки — надо их вымыть, а то ты испачкаешь книжку». Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его— самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки— предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица— пусть застегнет Что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к
опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание малыша (разумеется, без тени упрека или хотя бы вышучивания). Этапы реализации проекта: Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. Виддеятельности Содержание Регламентированная деятельность «Чтобыбытьздоровым» Опытно- исследовательскаядеятельность Опыты со снегом (качество талой воды) Экскурсия В прачечнуюдетскогосада Беседа «Чистота и здоровье» Чтение Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская«Юля-чистюля», З. Александрова «Купание», Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса», Загадки Дидактические, развивающие игры и упражнения «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоемкуклу», «Правилагигиены». Творческиеигры «Парикмахерская» Продуктивнаядеятельность Творческое участие в оформлении стенда «Детский сад день за днем»
Приходить в детский сад или школу с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители. Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.  К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце;  Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;  Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;  Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;  Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;  После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце;  Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо. Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста — обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. В рамках реализации данного проекта были разработаны и проведены ряд игровых занятий для детей группы, консультации для родителей, а так же разработаны специальные игровые упражнения. Занятие №1. «Помоги зайке сберечь здоровье»
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит пословицы: - Здоровье - лучшее богатство. - Здоровому все здорово. - Здоровье - всему голова. Раздаётся стук в дверь, появляются два мальчика, одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан. Они здороваются с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внима ние детей на внешний вид Зайки и говорит, что, одеваясь таким образом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает де тям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке. Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; расстегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф — он может зацепиться за что-нибудь, и ребенок упадёт. Далее воспитатель разбирает некоторые ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье: - как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; - как спускаться по лестнице; - как одеваться, собираясь на прогулку. Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель по буждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям пока зать все это, собираясь на прогулку. Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку: Надеваете пальто, Нужно сразу сделать что? - Пуговицы застегнуть, А потом уже и в путь
.
Вы надели башмаки - Завяжите все шнурки! Чтоб в дороге не упасть, Чтобы в лужу не попасть. Неприятностей не ждите. Лучше в зеркало смотрите! И тогда не упадёте,
Ничего не разорвёте. Можно использовать персонажи кукольного театра. Занятие №2. «Доктор Айболит» Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое — молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны! Игра «И я тоже»: - Я умею аккуратно ее есть. - Я не слушаю старших. - Я с ребятами дружу. - Хорошо себя веду! - Я на улице гуляю! - Я ребят всех обижаю! В случае если кто-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка, я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?.. Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!». Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам. Воспитатель уходит за ширму и переодевается: Нет, лучше сами отгадай те, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадались? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Правильно, а воти он! (Появляется доктор Айболит.) Айболит: Наконец-то, я к вам добрался. Трудно было идти: и ветер, и снег на пути. Где наши зверята больные? А вот они. Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изображением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д. Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит? (Наклоняется к зайчику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расскажи, как ты мог так простудиться. Ребёнок рассказывает: - Зайку бросила хозяйка. Под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не мог. Весь до ниточки промок! (А.Барто)
Айболит: Ай-я-яй! Нехорошо бросать свои игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть. Игра «Полезное – неполезное» Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке. А у тебя, мишенька, что болит? Ребёнок читает: - Уронили мишку на пол Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу Потому что он хороший. (А.Барто) Айболит: Лапка? Мы ее сейчас перевяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу). Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы. Игра «Кому что нужно» Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные. Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей) Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть. Надо, надо нам помыться! Где тут чистая водица? Кран откроем – ш-ш-ш, Руки моем – ш-ш-ш, Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём Буль-буль-буль – журчит водица, Все ребята любят мыться. Руки с мылом мы помыли, Нос и щёки не забыли шагают разводят руками вращают кистями рук имитируют мытьё рук имитируют мытьё щёк, шейки надувают щёки имитируют мытьё рук показывают на щёки и нос
Не ленились вымыть уши И всёвытерли посуше. Вот так! показывают уши Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других деток и зверю шек лечить. До свидания, ребята! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает) Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит) Воспитатель: Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие! Занятие №3. «Чтобы быть здоровым» Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последовательно демонстрируя иллюстрации: Этот мальчик любит мыло и зубной порошок. Этот мальчик очень милый, поступает хорошо. Этот вгрязь залез и рад, что грязна рубаха, Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!». Вопросы: — Какой из мальчиков вам больше нравится? — Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик? — А другой мальчик кому-нибудь понравился? — Почему не понравился? — Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым? — Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья? Воспитатель предлагает показать, как дети моют руки и лицо (имитации движении), а затем вспомнить, в каком стихотворении есть слова: Давайте же мыться, купаться, Плескаться, нырять, кувыркаться В лохани, в корыте, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане. Всегда и везде
Вечная слава воде! Педагог предлагает выучить чистоговорку: «Мама Милу мыла мылом» Примерный список рекомендуемых произведений по темам: Гигиена 1. А. Кондратьев «Зеркало» 2. Г. Лагздынь «Солнце рано утречком» 3. И. Демьянов «Замарашка» 4. И. Токмакова «Гном» 5. Потешка «Теплою водою» 6. Р. Куликова «Мыло» 7. Р.Сеф «Мыло» 8. Э. Мошковская «Уши» Прием пищи. 1. A. Прокофьев «Вечером» 2. Г. Лагздынь «Куклу кормили?» 3. Г. Лагздынь «Просто объеденье!» 4.И. Токмакова «Ай да суп!» 5. О. Дриз «Ну и каша!» 6. Потешка «Ножками потопали» 7. С. Капутикян «Кто скорее допьет?» 8. Э. Мошковская «Маша и каша» Опрятность 1. А. Барто «Лошадка» 2. B . Бардадым «Вот как Галю одевали» 3. Г. Лагздынь «Одевали малыша» 4. Е. Благинина «Как у нашей Ирки» 5. Потешка «Где мой пальчик?» 6. Потешка «Завяжу потуже шарф» 7. Потешка «Уж я косу заплету» 8. С. Капутикян «Пожалейте нас!» 9. Э. Успенский «Мальчик стричься не желает» 10. Э. Мошковская «Митя и рубашка»
11. Э. Мошковская «Митя и рубашка» Бережное отношение к вещам и игрушкам. 1. Е. Благинина «Приходите, поглядите» 2. И. Муравейка «Я сама!» 3. К. Жанэ «Братишки» 4. М. Александрова «Что взяла — клади на место!» 5. Н. Глазова «Мальчик Петя» 6. Н. Глазков «Танечка-хозяйка» В рамках данного проекта были разработаны и проведены следующие мероприятия:  Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;  Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;  Картотека художественной литературы по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;  Оформление паспорта здоровья группы;  Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;  Открытое мероприятие «Мы красивые, чистые, аккуратные!» (занятие с элементами театрализованной деятельности);  Презентация «Итоги проекта Чистюля». В итоге работы над проектомд ети научились самостоятельно мыть руки до локтя, не разбрызгивать воду при мытье рук, самостоятельно вешать полотенце на место, правильно держать ложку, самостоятельно вытирать рот салфеткой, самостоятельно расчесываться. Так как данный проект долгосрочный, мы продолжаем работу над развитием культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы
. 1. Бархатова Л. «Воспитание культуры поведения.» - Дошкольное воспитание. 1989. 2. Белая К.Ю. , Курочкина И.Н., Куцакова Л.В., Алямовская В.Г. «Беседы о поведении ребенка за столом», СФЕРА, 2013г 3. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., «Гигиенические основы детей от трех до семи лет». - М.,1987.
4. Кудрявцева Е.А. Пермякова М.А. «Культурно-гигиенические и трудовые навыки. Алгоритм в картинках. 2-3 года. Наглядно-дидактический комплект», 2013г 5. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986. 6. Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете с детьми 5 - 8 лет» Сфера, 2012г 7. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., «Дошкольная педагогика» –М. Просвещение, 1978.
Приложение

Дидактические игры

"Кому что нужно"
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
"Разложи картинки по порядку"
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Каждое утро, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
"Оденем куклу на прогулку"
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
"Азбука здоровья"
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: иллюстрации Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
"Таня простудилась"
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать ротносовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться Материал: носовой платок Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? Затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
"Сделаем куклам разные прически"
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этог о предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид» Материал: куклы, расчёски, заколки. Ход игры: воспитательпредлагает детям причесать кукол.
"Вымоем куклу"
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать форми рованию привычки к опрятности. Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем
моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
"Правила гигиены"
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.