"Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях".

Автор: Костина Наталия Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ"
Населённый пункт: м
Наименование материала: Конспект
Тема: "Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях".
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока:
знаки препинания при обособленных определениях и приложениях.
Тип урока:
урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока:
урок-презентация своих знаний и умений.
Цель урока:
закрепление знаний по изученной теме, выяснение роли обособленных определений в тексте; обучение умению уместно использовать синтаксические синонимы, отработка пунктуационных навыков; воспитание интереса к культуре русского народа.
Задачи:
организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты.
Используемые

технологии:
технология проектного обучения, технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач, элементы технологии развивающего, информационно – коммуникативного, проблемного обучения.
Используемые методы:
словесный; наглядно-иллюстративный; частично- поисковый; диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию знания, организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
Используемые формы организации познавательной деятельности
: беседа, самостоятельная работа, работа в парах.
Ожидаемый результат :
к концу урока воспитанницы должны правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в письменной речи.
Цель
– создать доброжелательную атмосферу, мотивацию на учёбу.
I.

Мобилизующий этап

Запишите высказывание А.С. Пушкина , расставляя запятые. Подумайте

над его смыслом.
Внимательно прочитайте предложение, прислушиваясь к интонации обособления, с помощью условных обозначений и сокращений объясните постановку знаков препинания.
1.Как вы ответите на вопрос великого писателя?(СЛАЙД 1)
Бескорыстная мысль , что внуки будут уважены за имя, нами им переданное ,не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?
a. С какой целью высказывание оформлено

писателем как вопрос?

b. К какому стилю относятся подобные вопросы?
1

c. Что в синтаксисе и морфологии этого

предложения является приметами данного

(публицистического) стиля?

d. Какую фигуру речи использовал автор в

предложении? Какую роль здесь играет инверсия?

e. Каковы условия обособления определения?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
ТЕМА УРОКА
(СЛАЙД 2)

(СЛАЙД 3 )

Мы повторяем правила употребления

обособленных членов предложения большой и

разнообразной группы: обособленных определений и

приложений .

- Согласны ли вы с данным тезисом? Какие группы

обособленных согласованных определений вы

знаете? Вспомните условия обособления

определений.

(СЛАЙД4,5,6) 4 и 5 слайд схемы, приводят примеры из

д-з

II. Постановка проблемы
– Сформулируйте цель, которой мы должны достигнуть на уроке.
- Что вы должны знать и уметь? Какие должны решить

проблемные задачи? (знать правила обособления

определений и приложений, уметь выделять их

графически и использовать в речи, выполнить

контрольное упражнение).

- Для чего вам необходимо знать об обособленных

определениях и приложениях и уметь употреблять их в

речи? (свободно владеть русским языком,

совершенствовать культуру речи).

( СЛАЙД 6) Постройте схемы предложений , объясните расстановку
2

знаков препинания.( Знаки не проставлены)

И мрачнее черной ночи он потупил грозны

очи.

Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую

застенчивость.

Овеянные оттепелью хорошо пахнут вишневые

сады.

Орлы спутники войск поднялись над горой.

Какой вид обособленного определения отсутствует

на слайде?

( СЛАЙД 7)Познакомьтесь с описанием внешности А. Пушкина его

современниками. На какие примечательные черты в портретной

характеристике поэта они указывают?

Какое условие обособления

объединяет эти примеры? Чем они отличаются? Графически объясните

постановку знаков препинания.
« Это был живой мальчик, курчавый ,курчавый , быстроглазый» (И. Пущин ) «Саша Пушкин, угрюмый и молчаливый в многочисленном обществе, бывая у нас, смешил своею резвостью». (А.Каратыгина)
(СЛАЙД 8) Гимнастика для глаз

(СЛАЙД 9
)
Сообщение воспитанницы о А.С. Пушкине . Проза или поэзия?

(Тарусова или Карась???)

(СЛАЙД 10
) Синтаксические синонимы. Перестройте сложное предложение в простое с причастным оборотом . Как жалки те поэты, которые начинают писать прозою. (А.Пушкин) Как жалки те поэты, которые начинают писать прозою , признаюсь, ежели бы я не был вынужден обстоятельствами, я бы для прозы не обмакнул пера в чернилы. 3
Прочитайте записанные на доске строки, принадлежащие А.С. Пушкину, вдумайтесь в их смысл.
(СЛАЙД 11)

1. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное:

истина, искренность.

2. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова,

такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

-О каких качествах письменной речи говорит поэт?

(Пушкин говорит о точности, уместности, ясности,

истинности. Речь ясна, если каждое слово в

предложении понимается именно в том значении, в

котором употребил пишущий. Речь уместна, если

она соответствует теме и цели сообщения, условиям

общения. Речь истинна, если пишущий точно сумел

передать мысль, содержание которой соответствует

реальной действительности).

III. Закрепление изученного материала, организация лингвистического

исследования текста.

Цель работы с текстами : обнаружить языковое явление в связном целом

(СЛАЙД 12) РАБОТА В ГРУППАХ.?????????

Прочитайте отрывок из письма, которое написано А. Пушкиным

А.Х.Бекендорфу в Петербурге. Определите речевое намерение автора,

выделите основные стилевые черты текста. Расставьте недостающие знаки

препинания, графически объясняя свой выбор.
"С чувством глубочайшего благоговения принял я книгу, всемилостивейше пожалованную мне его императорским величеством. Драгоценный знак царского ко мне благоволения возбудит во мне силы для совершения предпринимаемого мною труда, и который будет ознаменован если не талантом, то по крайне мере усердием и добросовестностию. Одобренный благосклонностью Вашего высокопревосходительства, осмеливаюсь вновь беспокоить Вас покорнейшею просьбою: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его "Истории Петра Великого". 4
Вариант 1. Выпишите из текста слова и словосочетания, принадлежащие высокой лексике, укажите разряд прилагательных, выделите суффиксы (глубочайшее благоговение, всемилостивейшее пожалованная, драгоценный знак, царское благоволение, возбудит силы, для совершения труда, ознаменован, благосклонность, осмеливаюсь беспокоить, покорнейшая просьба, дозволение). Вариант 2 Выпишите причастия с зависимыми словами, укажите в них суффиксы (пожалованная мне, предпринимаемого мною труда, одобренный благосклонностью, находящуюся в Эрмитаже, пользовавшегося разными книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым). Вариант 3. Определите, какими же качествами должна обладать письменная речь. Какие бы вы дали рекомендации. (Простота в изложении, отсутствие штампов и вычурных выражений; точность в изложении фактов действительности; соответствие стилю и литературным нормам; точный подбор слов для выражения мыслей; стремление к выразительности и эмоциональности, чтобы поддерживать интерес читателя.)
( СЛАЙД 13)
Пушкин не признавал в языке манерности, излишней красивости, пустой изысканности. "Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, ему нанесённое (П.А.Вяземский). Поэт никогда не теоретизировал о языке, но на полях рукописей, в литературных рецензиях, в своих дневниках он оставил удивительно меткие замечания о судьбе отечественного языка, его истории, о богатстве стилистических возможностей, выразительных средствах, о грамматике "звучного и выразительного" языка.
5.

Подведение итогов урока. Насколько хорошо мы повторили

обособленные определения и приложения я узнаю , проверив

выполненную вами работу в формате ЕГЭ.

Слайд (14-15)
Расставьте знаки препинания. Найдите предложения, соответствующие перечисленным условиям, указав их номера: 5

А
– выраженное причастным оборотом;
Б
– выраженное однородными причастными оборотами с сочинительным союзом;
В
– необособленное определение, выраженное причастным оборотом;
Г
– выраженное прилагательным с зависимым словом;
Д
– выраженное нераспространёнными однородными прилагательными с союзами;
Е
– определяемое слово выраженно личным местоимением; 1) Его глаза , удивительные своей задушевностью, поразили всех гостей. (И.А.Гончаров) 2) Пушкин был необыкновенно живой в своих приемах, часто смеющийся в избытке веселости и неожиданно переходящий к думе. (В.И.Горчаков) 3) Пушкин был шатен с сильно вьющимися волосами . (В. А. Нащокина ) 4) Не умевший скрывать своих чувств он выражал их всегда искренно. (А.П.Керн) 5) Пушкин был живой мальчик, курчавый и быстроглазый . (И.И.Пущин . 1811 г.) 6) Мрачность его (Пушкина) сменил соединенный с непрерывною речью звонкий смех. (В.И.Горчаков) Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: А Б В Г Д Е 3 2 6 1 5 4
V.

Рефлексия

(СЛАЙД 17
) Устно сформулировать ответы на вопросы: -Каково назначение обособленных определений и приложений в письменной речи? -В каком стиле чаще употребляются предложения с обособленными оборотами? 6
-Что было трудно делать? -На что обращу внимание при подготовке дом. задания к следующему уроку?
VI. Дифференцированное домашнее задание

(СЛАЙД 18
) А) Составить миниатюру в форме письма о бережном отношении к родному языку или о культуре речи. В сконструированный текст включить обособленные обороты. Б) Построить рассуждение, используя синтаксические примеры, о смысле высказывания Пушкина: « Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.» Используя тексты художественных произведений, заполните следующую таблицу. Основные случаи обособления Примеры 1 Определяемое слово выражено личным 7
местоимением. 2 Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова. 3 Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение. 4 Два или более нераспространённых определения стоят после определяемого слова 5 Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным. 6 Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом 8
Используя тексты художественных произведений, заполните следующую таблицу. Основные случаи обособления Примеры 1 Определяемое слово выражено личным местоимением. 2 Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова. 3 Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение. 4 Два или более нераспространённых определения стоят после определяемого слова 5 Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным. 6 Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом 9
10