"Методологические основы экологического воспитания старших дошкольников посредством игровой деятельности".

Автор: Альгашова Надежда Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 265" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Методологические основы экологического воспитания старших дошкольников посредством игровой деятельности".
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методологические основы экологического воспитания старших

дошкольников посредством игровой деятельности

.
Альгашова Надежда Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №265» г.о. Самара Для дошкольной педагогики экологическое воспитание достаточно новое направление, целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанного правильного отношения:  непосредственно к самой природе во всем ее многообразии;  к людям, охраняющим и созидающим ее;  к людям, созидающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности;  к себе, как части природы;  понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды;  осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Экологическое воспитание - это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого
отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его поведения. Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них, как ранее было отмечено, экологическое воспитание. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. В век научно-технической революции очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, мы открываем перед ними сказочный мир жизни растений и животных, учим любить и внимательно относиться к ним. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал о том, что «...прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, необходимо прочитать страницы самой чудесной книги в мире - книги природы». Он считал, что природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли, среди наглядных образов, и прежде всего - среди природы. «Ребенок мыслит образами», - писал он. Это значит, что, слушая рассказ взрослого об экологическом кризисе, он рисует все происходящее в своем представлении. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже он осмысливает происходящее, правильность или неправильность происходящего. Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к
природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Воспитание экологической культуры должно учить и понимать себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание детей старшей группы предполагает: - Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное развитие); - Формирование системы экологических знаний (интеллектуальное развитие); - Развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить её); - Участие в посильной для этого возраста деятельности по уходу за растениями, животными, по охране и защите природы. Естественно, что все составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка, экскурсиях в парк и т.д. Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Формируя гуманное отношение к природе, педагог должен выделять главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас дом - безнравственны. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны беречь её и заботиться о
ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. Взрослые должны помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняются отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний: - представление о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей; - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; - осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Длительное участие детей в уходе за животными помогают не только воспитывать чувство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, но, к сожалению, не всех родителей это волнует. Действенная любовь, настоящая забота о природе возникает у ребенка лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример отношения к природе взрослого. Воспитание действительной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.
Технология формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение. Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления и знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшая задача экологического воспитания в дошкольном учреждении. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы. А это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста - природа является становлением будущей личности. И начинать экологическое воспитание надо с раннего дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Роль природы в развитии ребенка раскрыли в своих работах великие педагоги прошлого А. Гумбольд, Ф.А.В. Дистервег, И.Г. Песталоцци, Ж.- Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и другие. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования и на основе требований ФГОС игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения. Рыжова Н.А. выделила три основных подхода к игровым методам: создание новых игр с экологическим (природоохранным) содержанием, экологизация традиционных игр и адаптация народных игр. Разработан ряд рекомендаций по игровым методам в экологическом образовании. По особенностям содержания и правил среди игр экологического характера Рыжова Н.А. выделила следующие: •сюжетно-ролевые игры (предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания) . •дидактическая игра экологического содержания. В становлении экологического сознания игровая деятельность формирует моральные нормы и правила поведения в природе. Педагогически правильно организованные игры позволяют добиться полностью самовыражения детей, активности их действий, которые соглашаются с общепринятыми нормами и правилами познания окружающей природы. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены, прежде всего, в дидактических играх. По мнению Николаевой С.Н.:
«Дидактические игры с экологическим уклоном как метод и форма экологического обучения способствуют формированию осознанно правильного отношения к природе». То есть дидактические игры как метод знакомства с окружающим миром формируют эмоциональное отношение, закрепляют знания, умения, навыки с натуральными предметами, рисунками- изображениями. Виноградова Н.Ф. доказала эффективность развития связной речи (доказательности, последовательности, четкости) в процессе ознакомления детей с природой, где с помощью дидактических игр на материале природы педагог закреплял представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Подобное развивающее воздействие на умственную деятельность детей старшего дошкольного возраста отвечает необходимости формирования специальных интеллектуальных умений, выделенных Николаевой Н.С., как основных в экологическом воспитании: умения выделять особенности объектов, умения соотносить выделенные признаки между собой. Следовательно, формирующее воздействие игр экологического характера направлено на гармоничное развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, и активизацию резервных возможностей личности. А именно – на развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, навыков сотрудничества, терпения, настойчивости, самоконтроля, умение представить себя в чужой роли, умение планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации. Список литературы: 1. Альманах экологического образования и просвещения. Т.II.: Материалы Всероссийского Форума с международным участием « Экологическое
образование – на пути к инновациям и энергосбережению». – Ярославль: Изд. 2011г., 6с., 11с., 14с. 2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7, 3-9 с. 3. Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду - 2005-№ 4, 54-56с. 4. Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ Отв. редактор - С.А. Козлова. - М, : МГПУ, 2001, 101-108 с. 5. Корганова И.В. Экологическая игра как средство формирования положительного отношения к природе у старших дошкольников// Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно- практической конференции/ Отв. редактор Т.Д. Куликова. - М.: МГЛУ, 2000, 73 -75 с. 6. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство- пресс, 2003, 319 с. 7. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003, 319 с. 8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дет.сада. - М.: Просвещение, 2004, 208 с. 9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М.: Просвещение, 2002, 144 с.
10. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2002, 10 с. 11. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004. 12. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2005, 128 с. 13. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10, 40-49 с. 14. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 1998. N 7, 18-20 с. 15.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз», 2001, 43 с. 16. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз» 2001. .