Литературная встреча "Опять я в деревне"

Автор: Бобринёва Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1739
Населённый пункт: г. Москва, Зеленоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная встреча "Опять я в деревне"
Дата публикации: 18.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Литературная встреча, посвященная

Н.А. Некрасову

,

«Опять я в деревне»

Цели:
- Развивать познавательную активность детей; - Пробуждать интерес к истории своей Родины; - Развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности; - Прививать интерес к книге, к чтению; - Воспитывать культуру общения, эстетические чувства.
Оборудование:
- Выставка книг Н.А. Некрасова - Презентация по биографии Н.А. Некрасова; - Диафильм «Дед Мазай и зайцы»;
Музыкальное сопровождение:
- Русская народная песня в исполнении учащихся
План:
1. Вступление 2. Презентация «Н.А. Некрасов. Биография» 3. Исполнение группой учащихся русской народной песни 4. Поэма «Крестьянские дети» в исполнении учащихся 5. Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы» 6. Подведение итогов встречи
Ведущий
: «Отмечаем 194-летие со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Поэзия Некрасова - часть народной культуры. Н.А.Некрасов - человек с нелегкой судьбой. С раннего детства его мучил вопрос о несправедливом устройстве жизни». Презентация посвящена основным этапам жизни автора. В исполнении группы учащихся звучит русская народная песня.
Ведущий
: «С поэзией Некрасова знакомимся с раннего детства, продолжаем знакомиться все школьные годы и всю жизнь с удовольствием перечитываем его произведения». Поэма «Крестьянские дети» звучит в исполнении учащихся.

Ведущий
: «Для детей Некрасов писал специально. Для него обращение к детям было важным, без скидок на возраст. Он делился с ними возмущением, которое вызывало у него положение простых людей. Некрасову, как детскому поэту, были свойственны юмор и занимательность. Причудливая фантазия и стремительная легкость его стихов вместе с необычайной лексикой вызывали к жизни неожиданные образы, которые навсегда оседали в памяти. Впоэме оживают страницы его детства. Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры поэта, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирая вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима - катался с гор на салазках. Так с самого детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа. Охота была давним увлечением Некрасова. Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные ради добычи. Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о создании журнала «Современник», «Отечественные записки», он уезжал в деревню, в родные ярославские края - в Грешнево, а позже в Карабаху или Чудовскую Луку (под Петербургом). Некрасов в поэме «Крестьянские дети» ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о деревенских приятелях. В поэме перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью, поэзия крестьянского труда. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7 - 8 лет помогал на пашне - управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: ухаживать за скотом, работать в поле, отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а к 15 -ти годам вполне мог заменить отца. Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет девочка осваивала прялку, в 10 лет работала серпом, шила. К 12 - 13 годам девочка в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела делать сама, учила мать, а мальчиков - отец. Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Одна из таких школ была открыта благодаря хлопотам Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в 4- х км от Грешнева). Сначала эта школа располагалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 г. было построено отдельное здание. Сам поэт и петербургские друзья его внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей.
Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к детской теме, как Некрасов. Произведение «Дед Мазай и зайцы» всем знакомо с ранних детских лет». Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы».
Обсуждение итогов встречи.
В ходе проведения данного мероприятия, поставленные цели и задачи достигнуты. Мероприятие получилось полезным и интересным и для участников и для приглашённых гостей