"Как повысить эффективность урока русского языка?"

Автор: Пашуто Людмила Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ г.Москвы "ЦО "Технологии обучения""
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Как повысить эффективность урока русского языка?"
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Как повысить эффективность урока русского языка?

Пашуто Л.П.
На практике учитель русского языка неизбежно сталкивается с такими проблемами: 1. Как стимулировать поисковую деятельность учащихся? 2. Как дать учебный материал, подлежащий усвоению, но не в виде готовых выводов? 3. Какими средствами учитель может достигнуть эффективности в обучении? Одним из способов решения данных проблем является отбор текстов, в состав которых входит региональный компонент. Их использование будет способствовать эффективности обучения языку и связываться тесным образом с лингвокультурологической концепцией лингвистического материала. Продемонстрируем, как с помощью интенсивных методов и приемов обучения можно построить урок русского языка в 6-м классе по теме «Имя прилагательное как часть речи. Обобщение и систематизация изученного». Ниже приводится фрагмент работы с текстом из повести И.А.Бунина «Темные аллеи», где герой оказывается проездом в одном из самых древних городов Беларуси – Витебске. В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный,
светлый
. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и не русским: высокие, в одно слитые дома с крупными крышами, с набольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах. То и дело встречались старые евреи, в лапсердаках, в белых чулках, в башмаках, с пейсами, похожими на трубчатые вьющиеся бараньи рога, бескровные, с печально-вопросительными сплошь темными глазами. На главной улице было гулянье – медленно двигалась по тротуарам густая толпа полных девушек, наряженных с провинциальной еврейской пышностью в бархатные
толстые
шубки, лиловые, голубые и гранатовые. За ними, но скромно, отдельно шли молодые люди, все в котелках, но тоже с пейсами, с девичьей нежностью и округлостью восточно-конфетных лиц, с шелковистой юношеской опушкой вдоль шеек, с томными антилопьими взглядами… Я шел как очарованный в этой толпе, в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудной новизне для меня. Темнело, я пришел на какую-то площадь, на которой возвышался желтый костел с двумя звонницами. Войдя в него, я увидел полумрак, ряды скамеек, впереди, на престоле, полукруг огоньков. И тотчас медлительно, задумчиво запел где-то надо мной орган, потек глухо и плавно, потом стал возвышаться, расти – резко, металлически… стал кругло дрожать, скрежетать, как бы вырываясь из-под чего-то глушившего его, потом вдруг вырвался и звонко разлился небесными песнопениями… Впереди, среди огоньков, то поднималось, то падало бормотание, гнусаво раздавались латинские возгласы. В сумраке, по обеим сторонам уходящих вперед толстых каменных колонн, терявшихся вверху в темноте, черными привидениями стояли на цоколях какие-то железные латники. В высоте над алтарем сумрачно умирало большое многоцветное окно… Начинать урок необходимо с кропотливой работы над словом. Используя частично поисковый метод, учитель предлагает учащимся выполнить упражнение с условным названием «Пирамида». Необходимо из текста выбрать слова и расположить их следующим образом: в основании пирамиды - слова, значение которых понятно школьникам, в вершине пирамиды – слова, лексическое значение которых необходимо установить по словарю. В результате такой работы слова алтарь, орган, престол школьниками помещаются в основании, а слова звонница, котелок, лапсердак, латник, пейсики и цоколь располагаются в вершине. Такие задания заметно оживляют работу со словом, заставляют думать, анализировать, бережно относиться к своей устной и письменной речи, а главное реализуется идея взаимосвязанного изучения языка и культуры.
Далее учащиеся выполняют задания на понимание текста. Все виды таких заданий распределены на два уровня: первый уровень – перцептивно-экспрессивный, второй – когнитивно-результативный. Приведем примеры таких заданий.
Перцептивно-экспрессивный уровень
1. Прочитайте текст. Определите его главную тему и основную идею. Подберите заголовок. 1. Укажите слова или словосочетания, с помощью которых автору удалось: а) передать свое первое впечатление от встречи с городом; б) описать службу в костеле, донести до читателя звуки органа; в) изобразить гуляющих горожан и свою очарованность ими. 2. Кратко опишите современный Витебск. Отличается ли он от того города, который увидел герой Бунина. 3. “На главной улице было гулянье...” Про какую улицу города идет речь? (Замковая) Сохранила ли она до сих пор этот статус? Ответ обоснуйте. 4. Слышали ли вы когда-нибудь звуки органа? Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? 5. Посетите и затем опишите костел св. Варвары и любую православную церковь (или вспомните храмы, в которых вы бывали). Найдите общие черты и различия в их убранстве.
Когнитивно-результативный уровень
1. Какова роль прилагательных в художественном описании картины вечернего Витебска? Какую синтаксическую функцию они преимущественно выполняют? 1. Выпишите из текста словосочетания, в которых имя прилагательное: а) называет признак предмета (лица) непосредственно; б) указывает на признак предмета через отношение к другому предмету; в) указывает на принадлежность данного предмета какому-либо лицу. Назовите разряды этих прилагательных. 2. Выпишите из текста два качественных прилагательных и образуйте с ними словосочетание «имя прилагательное + имя существительное», подобрав к именам прилагательным по возможности большее количество подходящих по смыслу имен существительных. 3. Образуйте степени сравнения выделенных в тексте прилагательных и, если это возможно, краткую форму. 4. Найдите и выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения. Почему? 5. Определите значения следующих прилагательных, подобрав к ним синонимы: гранатовые шубки, девичья нежность, антилопьи взгляды. Наблюдается ли в данном случае переход прилагательных из одного разряда в другой? Составьте словосочетания, в которых эти прилагательные выступали бы в первоначальном значении. 6. Объясните правописание прилагательных: печально-вопросительные, восточно-конфетные, приведите свои примеры на это правило. 7. Произведите полный морфологический анализ прилагательного «густая» (толпа).