"Программа дополнительного образования по театральной деятельности".

Автор: Серебренникова Ирина Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад "Алёнушка
Населённый пункт: Бурятия, Кабанский район, пгт Селенгинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программа дополнительного образования по театральной деятельности".
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад «Алёнушка» Утверждаю: Заведующая МАДОУ ЦРР – детского сада «Алёнушка» ___________ Ерофеевская В.Н.
Программа дополнительного образования

по театральной деятельности.
Руководитель театрального кружка "Гномики": Серебренникова Ирина Фёдоровна количество часов: 34ч. 2 младшая группа п. Селенгинск 2015г.

Пояснительная записка
. Основанием для разработки Программы послужили такие нормативно правовые документы, как Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 08.11.2010), Типовое положение о дошкольном учреждении, утв. утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. № 2562 (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.01.2012 N 22946), Постановление Правительства РФ N505 от 05.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» (ред. от 15.09.2008), Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, веселое и совершенно естественное явление. А где же может увидеть ребенок чудеса, превращения, волшебства? Конечно же, в театре. Поэтому роль театра в жизни младшего дошкольника очень важна. Во-первых, это связано с тем, что посещение театра – всегда праздник. Во- вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как не в одном виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью, люди видят отражение своей жизни. В – третьих, сценическое искусство дарует ни с чем несравнимое чувство сопереживания, соучастия, сочувствия. Именно, в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего этического воспитания: активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения.
Актуальность программы

:
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Новизна программы состоит в том, что познавательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. В своей работе с детьми мы использовали интересные технологии успешного обучения и воспитания: учебно-методическое пособие по театральной деятельности
«
Кукляндия» М.И.Родиной и А.И.Бурениной и методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей от 2 до 7 лет М.И.Родиной "Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки" Программа рассчитана для дошкольников 3 - 4 лет (вторая младшая группа). Театральная деятельность проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 15 минут. Всего 34 встречи.

Цель программы
гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Основными задачами
программы являются: • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; • Снимать зажатость и скованность; • Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность; • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; • Формировать социально-личностные качества, коммуникативность; • Развивать интерес к сценическому искусству; • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность; • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами; • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов; • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; • Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства; • Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка; • Знакомить с устройством зрительного зала и сцены; • Воспитывать культуру поведения в театре.
Программа построена с учетом следующих принципов:
1) принцип систематичности и последовательности; 2) принцип культуросообразности; 3) принцип сочетания научности и доступности; 4) принцип интеграции
Содержание программы
. Программа рассчитана на 34 встречи по 15-20 минут. Месяц Количество встреч Сентябрь 3 встречи Октябрь 4 встречи Ноябрь 4 встречи Декабрь 4 встречи
Январь 3 встречи Февраль 4 встречи Март 4 встречи Апрель 4 встречи Май 4 встречи Содержание программы включает в себя такие разделы как: театральная азбука - 1встреча; настольный театр - 6 встреч; игры с бусами - 1 встреча; куклы-прыгунки - 7 встреч; Варежковые куклы - 6 встреч; театр перчаток - 3 встречи; Штоковые куклы - 2 встречи; театр-фланелеграф - 1 встреча; драматизация - 7 встреч.
Тематический план театрального кружка «Сказка»
№ Тема Программное содержание Методическое обеспечение 1. Давайте познакомимся! Познакомить детей с театральной студией, правилами поведения в ней. Развивать речь, пластику движений. Магнитофон с звукозаписями, игрушка - кошечка. 2. Знакомство с настольным кукольным театром. Формирование навыков кукловождения резиновой, мягкой игрушкой настольного театра. Развивать артикуляцию ,имитационные движения. Воспитывать желание участвовать в играх. Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки по количеству детей. 3. Сказка "Теремок" Учить детей следить за сюжетом сказки. Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать эмоциональную Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки
выразительность. Воспитывать интерес к народному творчеству. "Теремок" по количеству детей. 4. Репетиция сказки теремок. Закрепление приёмов кукловождения настольно театра. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. Воспитывать умение играть рядом. Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" 5 Репетиция сказки теремок Учить сопровождать движения кукол словами текста. Работа над дикцией и навыками диалогической речи. Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" 6 Репетиция сказки теремок Продолжить учить сопровождать движения кукол словами текста. Развивать умение соблюдать в ходе инсценировки элементарные правила. Воспитывать дружеское отношение к друг другу. Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" 7 Показ сказки "Теремок" Вызывать желание выступать перед сверстниками. Развивать интерес к театральной деятельности. Магнитофон с звукозаписями, Резиновые игрушки - герои сказки "Теремок" 8. Игровое занятие "Бусоград" Приобретение детьми положительного опыта коммуникации. Развитие мелкой моторики рук. Воспитание творческой активности. Сундучок, бусы по количеству детей. Магнитофон с звукозаписями 9. Куклы - прыгунки. Знакомство детей с куклами- прыгунками и с некоторыми приемами руководства куклой. Развитие творческой активности, моторики рук. Магнитофон с звукозаписями, кукла- прыгунок. 1о. "На лесной полянке." Совершенствование владения приемами вождения кукол- прыгунков. Развивать внимание, речь. Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей. Магнитофон с звукозаписями. Куклы-прыгунки, декорации к сказке. 11. Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" Формировать эмоциональную выразительность речи детей. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы- прыгунки, декорации к сказке. 12. Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" Формировать умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры. Развивать навыки диалогической Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы- прыгунки, бусы.
речи. 13. Репетиция сценического этюда "На лесной полянке" Совершенствование умения детей владения куклами-прыгунками. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы- прыгунки. 14. Показ сценического этюда "На лесной полянке". Вызывать желание выступать перед детьми. Развивать интерес к театральной деятельности. Магнитофон с звукозаписями, герои сценического этюда- куклы- прыгунки, декорации к сказке. 15. Игровое занятие "Превращалки" Повторить с детьми приёмы кукловождения настольного театра и кукол-прыгунков. Развивать речь, фантазию, моторику рук. Воспитывать интерес к различным играм. Магнитофон с звукозаписями, куклы- прыгунки, резиновые игрушки, бусы. 16. Варежковые куклы. Знакомство детей с варежковыми куклами и с некоторыми приемами руководства куклой. Развивать интерес различным видам театра. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы. 17. Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". Формировать: знания об обитателях моря; умение следить за развитием действий в играх-драматизациях. Воспитывать коммуникативные качества. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. 18. Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". Совершенствование умения детей владения варежковыми куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, бусы. 19. Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". Продолжить учить детей владеть варежковой куклой. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранного сценического этюда. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. 20. Сценический этюд "Рыбки плавали, резвились". Учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей. Развивать речевое дыхание. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. 21. Показ сценического этюда "рыбки плавали, резвились" Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, тем самым удивляя малышей. Магнитофон с звукозаписями, варежковые куклы, декорации к этюду. 22. Знакомство с перчаточным театром. Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, уход с Перчатки по количеству детей, магнитофон с звукозаписями,
ширмы) бусы. 23. Игровое занятие "В гости "годзики" пришли" Познакомить детей с перчаточными куклами "годзиками". Развивать творческую активность, любознательность. Перчатки по количеству детей, "годзики", ширма, магнитофон с звукозаписями, бусы. 24. Игровое занятие "Путешествие на сказочную планету" Учить детей выполнять движения рук в соответствии с текстом. Развивать мелкую моторику рук. Перчатки по количеству детей, "годзики", ширма, магнитофон с звукозаписями 25. Знакомство детей с театром штоковых кукол Познакомить детей со штоковыми куклами, с некоторыми приёмами руководства куклами. Штоковые куклы - 3 вида, ширма, магнитофон с звукозаписями. 26. Игривое занятие "Цирк" Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме. Воспитывать желание действовать с куклами. Штоковые куклы, ширма, магнитофон с звукозаписями, бусы. 27 Сказка "Репка" на новый лад. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки). Театр - фланелеграф "Репка", магнитофон с звукозаписями, бусы. 28 Репетиция сказки "Репка" Учить детей передавать эмоциональное состояние героев. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки. Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки. 29. Репетиция сказки "Репка" Учить имитировать характерные действия героев. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Магнитофон с записями, костюмы репки, дедки, бабки, внучки, бусы. 30. Репетиция сказки "Репка" Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя. Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. 31. Репетиция сказки"Репка" Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей. Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации.
32. Репетиция сказки"Репка" Вызывать желание действовать с элементами костюмов. Развивать память, речь. Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. 33. Репетиция сказки"Репка" Учить детей следить за содержание сказки и вступать в роль в соответствии с текстом. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации. 34. Показ сказки"Репка" Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями. Магнитофон с записями, костюмы героев сказки, декорации.
Целевые ориентиры:
• Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями; • Умеют сочинять этюды по сказкам; • Умеют строить простейший диалог; • Дети проявляют находчивость, фантазию, воображение; • Умеют двигаться в соответствии с образом, используют жесты и артикуляцию; • Знакомы с театральной терминологией, видами театрального искусства, с устройством зрительного зала.
Список литературы:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с. 2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с. 3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с. 4.Лисина Т.В., Морозова Г.В. "Подвижные тематические игры для дошкольников"М. "ТЦ Сфера" - 2014 г. - 128 с.
5. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М: ТЦ Сфера, 2007. 6. Родина М.И., Буренина "Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности"- С.Пб., 2008.-112 с. 7. Родина М.И. "Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки" - СПб. - 2014 г.- 35 с.