"Цветовая лексика в творчестве Сергея Есенина".

Автор: Стешкова Елена Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО БГТУ Политехнический колледж
Населённый пункт: г.Брянск, Брянская область
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Цветовая лексика в творчестве Сергея Есенина".
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Исследовательская работа Цветовая лексика в творчестве Сергея Есенина Певцом голубой Руси, поэтом золотой деревенской избы, алых зорь называют С. Есенина. И действительно, мир поэзии Есенина удивительно многоцветен. Поэзия Есенина всегда привлекала внимание своей лиричностью, простотой и красочностью. Актуальность нашей работы предусматривается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда воспринималась как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина. В наше время, когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес. Цель нашей работы: изучение и анализ лексем изображения цвета в поэзии Есенина; введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный поэтический мир Сергея Есенина. Перед нами стояли следующие задачи: - проанализировать стихотворения Сергея Есенина, выделив семантические особенности изображения цвета, показав, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина. - проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом; -воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость. Предмет исследования: семантический анализ цветообозначений стихотворений Сергея Есенина. Объект исследования: поэзия Есенина. Методы исследования: - теоретические: анализ научной литературы; обобщение и систематизация полученных сведений; - практические: методы сплошной выборки, наблюдения и анализа. Нами было исследовано 100 стихотворений, в которых обнаружено 209 слов со значением цвета. Их мы разделили на несколько групп. Группу синего (35 словоупотреблений) и голубого (лазоревый, бирюзовый) (28) мы решили объединить. Она получилась самой многочисленной (30 %),. Следующая группа - слова со значением цветов желтой гаммы (в нее мы включили желтый, рыжий, золотой) – 24 %. Цвета красной гаммы (красный, алый, багряный, рдяный, малиновый, розовый) составили 17 %. Белый цвет – 13%, черный –6%, зеленый - 5 %, серый – 3%, сиреневый – 2 %. 1. Лексемы синий и голубой. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России ("только синь сосет глаза", "солнца струганные дранки загораживают синь" и др.), создает атмосферу светлой радости («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»). В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.
Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение: «Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза». «Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например: «Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. ... Сердце остыло, и выцвели очи ... Синее счастье! Лунные ночи!». Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока. Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении «Эта улица мне знакома» прилагательное «голубой» используется трижды в трех различных сочетаниях: «Проводов голубая солома опрокинулась над окном» «Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказалась лексема «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, то перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: « В прозрачном холоде заголубели долы» « Летний вечер голубой» « Синяя вьюга» « Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосёт глаза». Есенин говорит: « Россия! Какое хорошее слово… И « роса», и « сила», и « синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Эпитет синий встречается ив обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Синие в стихах: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги, сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля», – пишет он. «Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от
воды «синь во взорах». Синий усиливает ощущение необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». 2. Лексемы красный, розовый, малиновый. Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона (красный, розовый, малиновый, алый) : «Выткался на озере алый свет зари», « Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…». А красный может быть разным – багряным, алым, розовым, рдяным. В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину. Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение: « В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть…» Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Ярким в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами: “ На лазоревые ткани Пролил пальцы багрянец ” Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань 3. Лексемы зеленый и золотой. Зеленый — цвет жизни: «Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет»,«Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе», «Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы», «Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню». Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желтому, золотому: “ Луна под крышей, как злат бугор ” “ Мне снились реки златых долин ” “ Где золотятся рогожи в ряд ” “ Лижут сумерки золото солнца ” “ Хвойная позолота ” “ Зелень золотистая ”. Нет в желтом цвете ни увяданья, ни смерти, осень “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет: Весной и солнце на лугу
Обвита желтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. В оттенках желтого выдержан и автопортрет: “ Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я ржи ” “ Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся ”. 4. Лексемы белый и черный. Эти «крайние» цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы. Чёрный как символ зла нашёл отражение в поэме «Черный человек». В каждом конкретном примере «черный цвет» имеет собственное значение. Например, «Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, как не любить?», «Здравствуй ты, моя чёрная гибель, я на встречу к тебе выхожу!». Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина - как «белоснежное перо». Своей семантикой «белый» Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад: «Белая береза под моим окном», «Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежною», «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым». Заключение Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворений, погрузиться в мир эмоций автора. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: - в стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется; - в поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись; - количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «зеленый», «алый», «золотой», «белый»; - семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.