"Буратино спешит в школу"

Автор: Волода Наталия Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 20 Выборгского р-на
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект подгруппового занятия по лексической теме "Школа"
Тема: "Буратино спешит в школу"
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект непосредственной образовательной деятельности в

подготовительной логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Буратино спешит в школу»

Направление:
 Познавательно-речевое развитие  Социально-личностное развитие
Ведущая образовательная область:
Коммуникация, познание, социализация.
Цель:
Познавательно-речевое развитие детей.
Задачи:

Коррекционно-образовательные:
-Развивать умение подбирать антонимы, однокоренные слова, составлять сложные слова. - Закрепить обобщающие понятия. - Развивать навык фонематического анализа, умения составлять звуковую схему слова. - Развивать пространственные представления, умение отражать в речи с помощью предлогов «по», «к», «через» местонахождение предметов. - Закрепить умение составлять слова из букв, предложения из слов , умение анализировать схему предложения, навыки чтения. - Закрепить умение использовать в речи сложносочинённые предложения. - Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь, умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы - Закрепить умение составлять описательный рассказ-загадку. - Развивать навык свободного и спокойного общения со взрослыми и детьми. - Развивать самоконтроль за речью. - Расширять знания детей о школьных принадлежностях.
Воспитательные:
- Совершенствовать умение слушать и слышать педагога. - Прививать навыки работы в коллективе и индивидуально. - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Оборудование:
Кукла Буратино, портфель со школьными принадлежностями , листья дуба, берёзы, осины, домик на ковролине, буквы «Т-Е-А-Т-Р», сюжетная картинка по сказке «Приключения Буратино», предметные картинки (глобус, карандаш, ручка, книги, учительница, ученица, учить, учебник), наборы для фонематического анализа слов, схемы предложений, текст из предложений, панно дерево, золотые монеты. Ход занятия: 1.Орг. момент:
-Ребята, к вам пришёл гость, догадайтесь, кто это: он не грустный, а всегда - …,( Весёлый.), он не трусливый , а …(смелый), голос у него не глухой, а ….(- Звонкий.), нос у него не короткий, а …( Длинный..) . Кто же это? (-Буратино.) Буратино пришёл к нам с загадками. (дети отгадывают загадки) Новый дом несу в руке. Двери дома на замке. А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель) Черный Ивашка — деревянная рубашка. Где носом пройдет — там заметку кладет. (Карандаш) То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка! Можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь) Как по другому можно назвать эти предметы, что это? (-Школьные принадлежности) 2. Сообщение темы занятия. -Осенью Буратино собирается пойти в школу в 1 класс. Буратино очень любознательный, любит задавать вопросы, вот и сейчас он хочет у вас спросить. -Зачем дети идут в школу? (-Дети идут в школу, чтобы…) -Почему никто не учится летом? (-Летом никто не учиться, потому что… ) -Зачем школьникам нужен портфель? (Портфель нужен, чтобы… ) 3. Буратино пришёл к нам с портфелем, просит проверить, правильно ли он его собрал. Что здесь лишнее? (Дети достают из портфеля предметы, называют их, рассказывают для чего они нужны). -Линейка нужна, чтобы…. -Ручка нужна, чтобы…. -Букварь нужен…. -Пенал нужен…. -Тарелка нужна… -Лишняя тарелка, тарелка – это посуда, а всё остальное –школьные принадлежности. 4. -Буратино нашел записку-подсказку, как пройти к дереву с золотыми монетами, но все слова в записке рассыпались, и читать Буратино ещё не умеет, давайте ему поможем, прочитайте слова на карточках и составьте предложения. - Прочитайте свои предложения. -Где нам надо идти? -Куда надо подойти ? -Через что перейти? Дети работают парами. Составляют и читают предложения. -Иди по тропинке. -Подойди к дому. -Перейди по мосту.
-Весь лес засыпан листьями, Лиса и Кот спрятали тропинку под листьями. Катя будет собирать листья берёзы, Саша –листья дуба, Антон- листья рябины. -У вас получились букеты из листьев, расскажите из каких листьев букет? Какими листьями была засыпана дорожка? Дети собирают листья. -У меня получился букет из берёзовых листьев (из рябиновых листьев, из дубовых листьев). Дорожка была засыпана берёзовыми листьями (и т. п.) 5. Речь с движением. .( «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению.) Пройдём по тропинке на носочках и вспомним стихотворение о школе В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. 6. -Мы подошли к высокому дому. Догадайтесь, как называется этот дом? Составляют слово «ТЕАТР» 7. В театре живут друзья Буратино. Помните, как их зовут? -У Мальвины голубые глаза, значит она какая? (-Голубоглазая.) -У Пьеро бледное лицо, значит он какой? (-Бледнолицый.) -У Артемона острые зубы, значит он какой?( -Острозубый.) -У Буратино длинный нос, значит он какой?(-Длинноносый.) 8. -Друзья Буратино тоже готовятся к школе. Помогите им составить звуковые схемы слова. Дети выбирают себе героя сказки и берут у него картинку, составляют схемы слов: РУЧКИ, КАРАНДАШ, КНИГА, ГЛОБУС, ПЕНАЛ, ПАРТА. 9. -Я предлагаю оставить друзьям Буратино подарок. Кто его выберет? Опиши нам: расскажи нам, какой этот предмет. А мы постараемся угадать , что ты выбрал. (Достаёт предмет, описывает его, дети угадывают ) Для учёбы в школе вам понадобиться много предметов, давайте скажем , что будет лежать в ваших портфелях. (Образование существительных множественного числа в родительном падеже ) Игра с мячом «Один — много» : тетрадь — тетрадей, книга — книг,
ручка — ручек, карандаш — карандашей, учебник — учебников, альбом — альбомов, краска— красок, кисточка — кисточек, 10. -Попрощаемся с друзьями и пойдём дальше. Перед нами река. Собрать надо широкий мост из брёвен. Прочитайте своё предложение и найдите нужную схему предложения на «бревне». Дети читают предложение на карточке и подбирают схему предложения на карточке-«бревне», строят мост. 11. -Вот мы и дошли с вами до дерева с золотыми монетами, но чтобы Буратино снял монету с дерева, он должен назвать слово – родственник. Какое слово написано в корне дерева? Надо подобрать слова-родственники к слову УЧЁБА. Дети подбирают однокоренные слова, меняют золотые монеты на картинки УЧЕНИЦА, УЧЕБНИК, УЧИТЕЛЬНИЦА, УЧИТЕЛЬ, УЧИТЬ . ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Буратино благодарит вас за помощь, и дарит вам золотые монеты. А мы пожелаем ему и всем ребятам успехов в школе и вспомним пословицы об учёбе. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.