"Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников в рамках ФГОС ДО "

Автор: Бахтина Марина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая статья
Тема: "Создание педагогических условий для развития интеллектуального потенциала дошкольников в рамках ФГОС ДО "
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание педагогических условий для развития интеллектуального

потенциала дошкольников в рамках ФГОС ДО. Проблемы и перспективы.
Мы живем в интересной, развивающейся, противоречивой эпохе. Чему учить детей, какие средства использовать, что необходимо высекать из образования, что создавать, а что и возрождать? Приоритеты меняются, а закономерности развития детей их потребности остаются. На сегодняшний день создан целый ряд нормативных документов, концепций, программ законодательного порядка, раскрывающих одну из приоритетных задач современного общества «Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей». Талантливые, одаренные, интеллектуально развитые, способные дети – кто они? Это наши с вами дети. Мы часто слышим утверждение: «Каждый ребенок талантлив». Так талант - это только врожденные способности? Нет. От рождения человек обладает только задатками определенных способностей, которые при благоприятных условиях эффективно развиваются и дают возможность ребенку достигать высоких результатов. А разве не актуально высказывание по этому поводу Максима Горького – «Талант – это вера в себя, в свои силы…»? Актуально. Поэтому созданию ситуации успеха, тоже надо уделять внимание, даже небольшая похвала поможет ребенку поверить в свои силы. Слово «талант» греческого происхождения им обозначали счетно- денежную единицу во времена античности. Следовательно, основной его перевод - вес. Человек талантливый - это человек, обладающий весом знаний, которые приобретаются с опытом, в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий. Понятие «интеллект» происходит от латинского ( intellectus) – разумение , понимание, постижение и в целом представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Введение в дошкольное образование ФГОС ДО повлёк за собой освоение современных подходов к организации жизнедеятельности детей новых технологий, синтезирующих элементы игрового, познавательного, поискового, творческого взаимодействия в интеллектуальном развитии дошкольника. Задача взрослых создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей, четко понимая, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом. В этом возрасте у детей ярко проявляется любознательность, одна из отличительных характеристик одаренного человека, а начало она берет от любопытства, которое можно
интерпретировать как жажду новизны, новых впечатлений, точек удивления, ведущие к формированию познавательной и исследовательской потребностям. Достаточно высокого уровня интеллектуального развития детей, возможно достичь, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов (способность к анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, конкретизации) и ориентировано на «зону ближайшего развития». Нам важно не только, какие знания приобретает ребенок, а как, г отов ли он к их получению, к их применению. Умение и желание рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать закономерности и выявлять противоречия окружающего мира формирует в ребенке мотивацию к дальнейшему познанию. В этом возрасте родителям и педагогам важно раскрыть индивидуальные способности детей, стимулировать познавательную активность, развивать их интеллектуальный потенциал, не проигнорировать – возраст «почемучек». По этому поводу у С.Я. Маршака есть известная поэтическая эпиграмма, как нельзя, кстати, демонстрирующая антипознавательную ситуацию: Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ», Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом «почему?» Роль воспитателя не транслировать готовые знания, а создавать условия для познавательного развития ребенка. Он становится организатором, проводником в интеллектуальном поиске, творческости детей. Таким образом, одним из главных условий в интеллектуальном развитии дошкольника формирование нового педагогического мышления. Приоритетность данного направления обозначена в Стратегии развития российского образования до 2020 года, ФГОС дошкольного образования. Современному педагогу необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль ребенка. В первую очередь - это  технологии проектной деятельности (технология исследовательской деятельности;)  технологии интерактивного взаимодействия;  личностно-ориентированные технологии;  развивающая технология «ТРИЗ»;  технология детского дизайна;
Экспериментирование с предметами и объектами природы, проблемные вопросы, игровые ситуации, разнообразные игры и многое другое способствуют развитию у детей гибкости мышления, умения создавать образ и оперировать им, рассуждать, выявлять противоречия, соглашаться с чьим-то мнением или отстаивать свое. Следующее условие это организация пространственно-образовательной среды. Еще Тихеева Е.И. в свое время заметила «В пустых стенах ребёнок не заговорит». Среда сегодняшнего дня – это полифункциональная, содержательно-насыщенная, трансформируемая, вариативная, доступная и безопасная. В группах создаются центры активности, предусматривается уголок уединения, организуются мини-лаборатории для экспериментальной деятельности, группы наполняются современным игровым оборудованием, дидактическими пособиями. Сотрудничество с семьей это один из основополагающих принципов дошкольного образования. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья это наша первостепенная задача. Родитель является заказчиком услуг, условий. В Законе об образовании в статье 77 прописано, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами самоуправления, иными организациями проводятся олимпиады, творческие конкурсы, спортивные и физкультурные мероприятия. Поэтому участие детей в конкурсах это оправданная мера. Ещё раз хочу напомнить об основополагающих принципах ФГОС ДО, каждый из которых может быть необходимым условием для развития интеллектуального потенциала дошкольников: 1. полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития; 2. индивидуализация дошкольного образования; 3. содействие и сотрудничество детей и взрослых; 4. поддержка инициативы детей; 5. сотрудничество с семьей; 6. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7. познавательное развитие ребенка; 8. возрастная адекватность дошкольного образования; 9. учет этнокультурной ситуации развития детей. Бахтина Марина Николаевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №41 «Лесная сказка», Красноярский край, г. Лесосибирск, 662547
Примечание: более подробно описать образовательные технологии возможно в других номерах журнала.