"Использование оздоровительных технологий ФГОС"

Автор: Фаттахова Гульфиря Завдатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Базарно- Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского района РТ
Населённый пункт: село Новые Ургагары
Наименование материала: статья
Тема: "Использование оздоровительных технологий ФГОС"
Дата публикации: 19.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто»,
- гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приори - тетного направления. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой соци - альной роли «ученик». Сегодня целью современной школы является подготовка детей к жизни. Каждый школь - ник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность при - емов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школь - ников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимо - действии с обучающимися, их родителями, медицинскими работниками, коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогиче - ского процесса. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоци - онального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образова - ния. Изучение и применение методики здоровьесберегающих технологий: разноуровневого, блочно–модульного, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимообучения - помогают избегать перегрузок и снимают психологическую напряженность. Не следует забы - вать, что здоровье ученика во многом зависит от здоровья учителя, от его психологического со - стояния. Поэтому важно создание в коллективе благоприятного психологического микроклима - та, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педаго - гов. В 1,5 года назад я набрала 1 класс из 3 первоклассников. Изучив данные мониторинга состо - яния здоровья обучающихся, проводимого медицинским работником, я сделала вывод, что 1 ребёнок имеет 1 группу здоровья, , 2 – 3 группу здоровья , 3 обучающихся склонны к про - студным заболеваниям. Анализируя данную проблему, я посчитала необходимым, использо - вать разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности обучающихся, сохранять и повы - шать резерв здоровья, работоспособности школьников; сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания на практике. Какие же здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе может использовать учитель начальной школы. Урок - главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и проверки педагогической компетенции учителя. С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образова - тельного процесса - учащихся и педагогов. В своей работе я использую следующие приёмы и формы: 1. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного подхода. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности; 2. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с те - лом, душой и разумом детей 3. Личный пример учителя;
В практику своей работы я активно внедряю игровые технологии. Они способствуют ре- шению не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения, соци - ализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влия - ет на здоровье. В образовательный процесс включаю игровые методы психокоррекции - это игры на всех этапах урока, когда выполнена учебная программа. Данный вид игр развивает внимание, па - мять, восприятие, наблюдательность, произвольные движения и самоконтроль, сообразитель - ность, самодисциплину и самоорганизацию - игры, способствующие снятию страхов в обще - нии, развитие мышления и речи. Например, «Аналогии », «Найди лишнее», «Логические цепоч - ки», «Лабиринт» Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длитель - ным сидением за партой, учителю не следует требовать от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Поэтому в работе можно использовть технологию Шаталова, придерживаясь следующей формы организации деятельности обучающихся: ребята работают в парах или мелких группах, затем происходит активное передвижение обучающихся из одной группы или пары в другую – принцип двигательной активности. С целью сохранения интереса к уроку и активности участия в нём, целесообразно использо - вать две доски. Обучающиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, тем са - мым осуществляется активное движение . Одним из важнейших аспектов здоровьесберегающей технологии является соблюдение пе- дагогом принципа формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания. Прово- жу обязательные две зарядки (физкультминутки) на одном уроке: для глаз и упражнения для различных групп мышц: спины, брюшного пресса и плечевого пояса в том числе с целью под - держания правильной осанки. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. Важно помнить и о дыхательной гимнастке. Урок можно начать с успокаивающего дыха - ния. А во время контрольной или самостоятельной работы использую мобилизующее дыхание. Дыхательные упражнения целесообразно использовать на уроках чтения, окружающего мира, когда материал устного характера. Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать через нос – глубо - ко, ровно, ритмично. Часто использую на уроках скороговорки. Данный приём работы позволя - ет преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у обучающихся. Дыхательные упражнения обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в тече - ние всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомление и дают возможность избежать переутомления. Часто провожу упражнения на релаксацию, используя музыкальное сопровождение. Дети отдыхают под звуки природы, шума ветра, воды. Считаю, одним из важнейших принципов здоровьесберегающей деятельности - принцип психологической комфортности. На уроках создаётся ситуация успеха, способствующая повы - шению самооценки обучающихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения в классе. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказы - ванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, кото - рым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и
напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических ба - рьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, игры-считалки на переменах, подвижные игры на динамических паузах :«Сплочённая команда», «Найди пару», «Точно в круг». Вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями, сов - местные мероприятия с родителями направлены на формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Уроки здоровья с использованием валеологического аспекта, формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жиз - ни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружаю - щих. На классных часах о здоровом питании «Вкусная и полезная еда», «Еда и здоровье», фор - мируются основные представления и навыки рационального питания, связанных с соблюдени - ем режима, правил гигиены, умение выбирать полезные продукты и блюда, формируется культура здорового питания. Ребятам очень нравятся эти занятия, они с удовольствием участву - ют в разговорах о здоровом питании, выполняют все задания, узнают много нового и полезного. Подводя итог вышесказанному, хочу выделить составляющие здоровьесберегающей дея- тельности. 1. Соблюдение СанПиН при проведении урочных и внеурочных мероприятий 2. Индивидуальное домашнее задание; 3. Проведение перед первыми уроками зарядки; 4. Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки; 5. Проведение гимнастики для глаз; 6. Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности; 7. Частая смена видов деятельности на уроке; 8. Развитие мелкой моторики руки; 9. Построение учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей здоровья ребён - ка; 10. Прогулка на свежем воздухе с включением подвижных игр. Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих техно - логий делает учебный процесс для ребёнка более комфортным, позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творче - ские способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Анализируя состояние здоровья обучающихся на конец третьей четверти, можно с удовле - творением отметить, показатели уровня здоровья обучающихся класса стабильные, т.е остались на уровне поступления детей в школу. Здоровье не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в на - шем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.