"Патриотическое воспитание"

Автор: Величко Лилия Сергеевна
Должность: воспиатель
Учебное заведение: МДОУ "етский сад № 76"
Населённый пункт: Сартовская область, г. Саратов
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Патриотическое воспитание"
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76» Ленинского района г. Саратова Утверждена заведующей МДОУ «Детский сад №76» Февралевой Л.А. Согласована педагогическим советом МДОУ «Детский сад №76» Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Саратов, 2015г.
Программа создана с учетом возрастных психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на формирование у них представлений о себе как о будущих гражданах России. Имеет практическую направленность и удобна в использовании, содержит тематическое планирование и перечень основных средств обучения. 2
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………..4 Тематический план………………………………………………………………14 Содержание программы…………………………………………………………24 Список литературы………………………………………………………………35 Мониторинг нравственно – патриотического воспитания дошкольников…..36 3
Пояснительная записка. В период смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого – наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать свое собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. Еще 20 лет назад в воспитании ребенка дошкольного возраста было ярко представлено формирование уважения к труду, к учению, к старшим, приоритета доброты и честности перед материальным достатком; интересы и потребности других людей учили ставить выше собственных. Установки, которые ребенок получал в детском саду, совпадали с установками семьи и с тем, что транслировали средства массовой информации, детская литература. Высшей ценностью признавалось общественное благополучие других людей. Современные родители растят ребенка «для него самого». Они хотят, чтобы он был успешен, смог «чего-то добиться в жизни сам». В одних семьях детей ориентируют на материальный достаток или успешность, в других – на познание, образованность, интеллект; в третьих – на творческое самовыражение; в четвертых – на духовный рост. Очень разнообразна картина отношения к Отечеству, его истории и культуре: от сохраняющего убеждения, что конечной целью успешной жизни является работа в европейской стране, до патриотизма как руководящей идеи всей жизни. Педагог и родители должны хорошо понять, что патриотизм, Родина – явления духовные, священные, исключающие принуждение, насильственность и силовые воздействия извне. Каждый народ обладает 4
своей самобытностью, и сущность патриотизма проявляется, в том числе и в том, что каждый народ верит в свою исключительность, но не в ущерб другим народам, стремится обогатить свое своеобразие достижениями и других народов. Только при реализации такой установки детский сад и школа помогут преодолеть противоречия межнационального характера внутри нашей страны. Педагог не только должен правильно организовать воспитательную работу, но и сам быть истинным патриотом своего Отечества, уметь эмоционально и ярко описывать нашу Родину. Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав ее один раз, они не будут верить совсем. «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить» - говорил А.Т.Твардовский. И, безусловно, он прав. Цель программы: формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле воспитания патриотических чувств через приобщение к традициям, истории, культуре Отечества. Задачи программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: 1. Дать детям знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина. 2. Обеспечить оздоровление и физическое развитие детей в соответствии с возрастной физиологией; способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем. 3. Развивать творческие способности детей для формирования гармоничной личности. 4. Воспитывать любовь к Родине, природе родного края: желание беречь ее и заботиться о ней. Так же, как для человека естественно желание гордиться своими родителями, естественно и желание гордиться народом, к которому принадлежишь. Знакомство с биографиями великих людей России дает детям 5
благородные примеры жизненного пути и основ для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа. Это важно, поскольку критика жизни в нашей стране традиционно звучит громче, чем признание достижений. Однако воспитание здорового патриотизма на основе критики невозможно. Если мы хотим, чтобы дети в будущем любили свою страну, стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах. Важнейшие векторы нравственного, духовного развития – это: - ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд; - ориентация на стабильную семейную жизнь; - ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, сострадания, уважения жизни каждого существа; - уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране. Принципы работы с детьми по воспитанию патриотизма: 1. Привлечение всех участников педагогического процесса к сознательному участию в целенаправленной деятельности по воспитанию патриотических чувств. 2. Преемственность между возрастными различиями и видами детской деятельности. 3. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. 4. Уважение личности каждого ребенка. Структура программы включает следующие разделы: 6
I. Путешествие в историю Цель: вызвать и поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях. Расширять детский кругозор, воспитывать уважение к своему народу. Содержание раздела включает в себя НОД, совместное с воспитателем изготовление макетов, составление альбомов, поисковые беседы. II. «Вижу чудное раздолье…» Цель: дать и расширять представления о размерах нашей Родины и ее природных богатствах, о том, что они дают человеку возможность жить; воспитывать чувство ответственности за природу родного края. Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, изготовление совместно с воспитателем календаря погоды, коллажей, экскурсии. III. Быт и традиции Цель: знакомить детей с жилищем русских людей: расширять знания о том, как, когда и по каким правилам оно строилось, об устройстве русской избы. Дать представление о предметах быта: мебели, посуде, предметах обихода. Пробуждать интерес к русскому национальному костюму. Рассказать о развитии транспорта в связи с изменениями потребности русского человека. Развивать интерес к русским традициям. Дать представление о народных праздниках. Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, изготовление совместно с воспитателем макетов, отгадывание загадок. IV. В чудесном мире русского языка Цель: познакомить с видами устного народного творчества: перевертыши, былины и т.д. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества. Расширять словарный запас. 7
Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, разучивание произведений устного народного творчества, посещение библиотеки. V. Творение рук человеческих Цель: расширять знания детей о русской народной игрушке. Развивать творческие способности детей, поддерживать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства. Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, экскурсии, рассматривание картин, изготовление совместно с воспитателем кукол-самоделок, настенного панно. VI. Большая и маленькая Родина Цель: познакомить и расширить знания детей о родной стране, столице. Пробуждать интерес к изучению истории своего родного города, его достопримечательностей. Содержание раздела включает в себя НОД, поисковые беседы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, целевые прогулки, изготовление совместно с воспитателем макетов. VII. Историко - географические и природные компоненты. Цель: Расширять представления детей о природе родной страны, воспитывать эстетические чувств VIII. Познаем мир вместе (работа с родителями) Цель: раскрыть перед родителями роль семьи в патриотическом воспитании детей, систематизировать знания об укреплении духовного, эмоционального, физического, интеллектуального здоровья всех членов семьи. 8
Возрастной этап – старший дошкольный возраст - и цели воспитания ребенка Направление Особенности Цели Способы Эмоционально е развитие Увеличение сложности эмоциональной жизни ребенка и уход ее с поверхности вглубь души. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также регулировать проявления своих чувств. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печалей ребенка. У него появляются устойчивые чувства и отношения. К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач  Научиться контролировать проявление эмоций и не реагировать негативными эмоциями на ситуацию проигрыша  Укреплять способности к сопереживанию реальным людям, животным  Создавать ситуации для переживания единства и общности с другими людьми  Воспитывать любовь к родной природе, восхищение ее красотой как основы патриотического чувства  Вводить народные подвижные игры с правилами; настольные  Рассказы из жизни, описание реальных случаев  Общие традиционные праздники  Создавать условия для созерцания красоты природы  Использовать художественную фотографию; знакомить с живописью местных художников-пейзажистов; творчеством поэтов Когнитивные процессы Выход за пределы непосредственной ситуации в плане времени, появление временной перспективы в мышлении Воспитывать патриотизм и основы гражданственности. 1. Знакомить с понятиями «моя страна», «мой город», «мой край». Дать  Рассказывать о природных богатствах и исторических достопримечательностях родного края  Познакомить с его символикой 9
представление о государстве, в котором они живут, его названии, символике, территории и расположении; об устройстве государства; о столице России – Москве. 2. Формировать ценность процветания и безопасности Родины. 3. Формировать уважение и гордость родной культурой 4. Воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам. Содействовать становлению ценностных ориентаций. (герб)  Рассказывать о национальных природных богатствах России, уникальных объектах природы  Рассказывать о Российской армии, истории подвига и побед  Приобщать к достижениям отечественной культуры, ставшим вкладом в мировую культуру  На материале литературных произведений, исторических фактов знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, любви и верности, созидания и труда Деятельный компонент Возникает способность произвольно контролировать свое поведение  Научиться подчинять свое поведение общему правилу в ситуации, когда он проиграл  Формировать культуру поведения в обществе  Знакомить с традицией гостеприимства, учить принимать гостей  Вводить игры с правилами  Проводить выходы за пределы детского сада с разъяснениями правил поведения  Создавать социальные ситуации, требующие соблюдения правил вежливости  Выполнение требований 10
этикеты во время приема в группе гостей, праздников 11
Детский сад – начальный этап в воспитании личности гуманной, социально компетентной, самостоятельной, ответственной, интеллектуально развитой, творческой, с яркими индивидуальными способностями и хорошим физическим здоровьем. Что же значит – любить Родину? Это будет звучать так: - знать все о ней (по-настоящему любить можно только то, что хорошо знакомо, знания помогают объективно оценить и осознать достоинства своей страны и гордиться ею); - уважать; - жалеть (понимать и принимать ее сегодняшнюю); - действовать (приобретать социальный опыт поведения); - осознавать себя частью своей страны, своего народа. Выпускаясь их детского сада, у ребенка должны быть устойчиво сформированы ценности здоровья и человеческой жизни. Это ребенок, который мотивирован на сбережение своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом. Это ребенок, который уважительно, бережно относится к людям, природе. Это ребенок, осознающий и разделяющий нравственные эталоны жизнедеятельности (гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и др). Ребенок – выпускник детского сада знает: - о некоторых исторических событиях, называет конкретных патриотов своей Родины; - о жилищах русских людей, об устройстве русской избы; - особенности русского национального костюма; - о развитии транспорта на Руси; - о русских традициях; - о христианских праздниках; - о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и т.д.) и использует их элементы в своих работах; 12
- потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в активной речи; - народные приметы (умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения); - подвижные и хороводные народные игры; - отличия архитектурных сооружений древней Руси от современных построек; - название страны и столицы, родного города и домашний адрес; - и узнает (по фотографиям) достопримечательности, 4-5 улиц своего города; - флаг, герб, гимн России; - о природном богатстве русской земли, родного края. Таким образом, конкретизируются задачи, на решение которых должен быть направлен педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения в воспитании гражданственности. Предполагаемые результаты: 1. Расширение социального и исторического кругозора детей; 2. Совершенствование эстетического вкуса; 3. Повышение уровня духовного, психического, интеллектуального, физического здоровья детей; 4. Осознанное отношение детей и их родителей к народной культуре, истории своего народа как важнейшему фактору воспитания гражданственности. 5. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней) Тематический план 13
(старшая группа) № Разделы и темы Количество мероприятий Формы контроля Теория Практика
I

Путешествие в историю
1. История русского государства 1 Рисунки 2. Жизнь Руси в старину 1 Сюжетно-ролевая игра «Дом» 3. Что мы знаем о нашей Родине? 1 Рисунки 4. Великая Отечественная Война 1941-1945 гг 1 Рисунки, лепка солдата-героя 5. Составление альбома детских рисунков «Этих дней не смолкнет слава» 1 Досуг «Дружат люди всей земли» 4 1
II

Вижу чудное раздолье
1. Земля – мать, умей за нее постоять! 1 Экспериментиров ание в «Центре краеведения» 2. Осень 1 Рассматривание альбома «Времена года» 3. Матушка - зима 1 Рассказывание по мнемотаблице «Зима» 4. Комнатные растения в русской горнице и в наше время 1 Уход за комнатными растениями 5. Пришла весна – земля проснулась 1 Рисунки, отношение к природе 6. Изготовление совместно с воспитателем календаря погоды 1 7. Экскурсия в «Краеведческий музей» 1 Конкурс чтецов стихотворений на тему «Времена года» 14
5 2
III

Быт и традиции
1. В гости к тетушке Алене 1 Сюжетно-ролевая игра «Дом» 2. В русской горнице 1 Игры с макетом «Горница» 3. Изготовление совместно с воспитателем макета горницы 1 4. Без труда не выловишь и рыбку из пруда 1 5. Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся! 1 Дидактическая игра «Одень куклу» 6. Рассказ об истории ложки и вилки 1 Прием пищи Посиделки с чаепитием «В гостях у тетушки Алены» 5 1
IV

В чудесном мире

русского языка
1. Устное народное творчество - перевертыши 1 Применение на практике 2. Устное народное творчество – небылицы, считалочки 1 Применение на практике 3. Устное народное творчество - скороговорки 1 Применение на практике 4. Разучивание считалочек 1 Применение на практике 5. Русские народные колыбельные песни 1 Сюжетно-ролевая игра «Дом» 6. Народные танцы России 1 Выполнение характерных движений при прослушивании аудиозаписи 7. Посещение библиотеки 1 Ремонт книг Показ инсценировки 15
любимой русской народной сказки малышам 5 2
V

Творения рук

человеческих
1. Сундучок тетушки Алены 1 Рисование в раскрасках «Русские матрешки» 2. Экскурсия в салон- магазин «Истоки» 1 3. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» 1 4. Изготовление совместно с вопитателем элементов маскарадных костюмов 1 5. Лепка «Конь» (дымковская игрушка) 1 6. Рисование «Городецкий петушок» 1 7. Лепка (коллективная) «Чайный сервиз для кукол» (гжель) 1 8. Лепка «Олень» (каргопольская игрушка) 1 9. Декоративное рисование «Узор на полосе» (хохломская роспись) 1 Приглашение в детский сад Новокузнецкого художника «Народный мастер» 1 8
VI

Большая и маленькая

Родина
1. Россия на карте мира 1 Рассматривание глобуса 2. Москва – столица России 1 Рассматривание альбома «Москва – столица России» 16
3. Москва – город древний 1 Слушание гимна Москве в исполнении О.Газманова; рисование 4. Путешествие во времени 1 Рассматривание фотографий «Родной Новокузнецк» 5. Отличительные черты г. Саратова 1 Рассказы из личного опыта 6. Экскурсия в Парк Победы 1 7. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» 1 8. Целевая прогулка по городу (район детского сада) 1 9. П. Жасминный – моя малая Родина 1 Конкурс чтецов стихотворений о Родине 6 3
VII

Историко –

географические и

природные

компоненты.
1.Растительный мир родного края Экскурсия в лес «Кумысная поляна» 2.Голубые реки России 1 1 1 Составление гербария Всего: 28 18 № Разделы и темы Количество мероприятий Формы контроля 17
Теория Практика
VIII

Познаем мир вместе

(работа с родителями)
1. Консультация «Этих дней не смолкнет слава» 1 2. Советы «Берегите природу» 1 3. Помощь в проведении экскурсий 1 4. Конкурс-выставка «Дары осени» 1 5. Подготовка детей к конкурсу чтецов стихотворений на тему «Времена года» 1 6. Выставка семейных фотографий на тему «Родной край» 1 Посиделки с чаепитием «В гостях у тетушки Алены» Всего: 2 4 18
Тематический план (подготовительная группа) № Разделы и темы Количество мероприятий Формы контроля Теория Практика
I

Путешествие в историю
1. Минин и Пожарский – защитники земли русской 1 Рассматривание альбома «Защитники земли русской» 2. Как татары хотели Русь завоевать? 1 3. Царь Петр I 1 Рассматривание фотографий «Город Санкт- Петербург» 4. Александр Невский – освободитель земли русской 1 5. Недаром помнит вся Россия 1 Рисунки 6. Война с немецко- фашистскими захватчиками 1 Рассматривание альбома «Этих дней не смолкнет слава» 7. Изготовление совместно с воспитателем макета «Победа будет за нами» 1 Праздник «9 мая – День Победы» 6 1
II

Вижу чудное раздолье
1. Тайны русского леса 1 Рисунки, отношение к природе 2. У природы нет плохой погоды 1 Дидактическая игра «Прогноз погоды» 3. Волга – труженица 1 Сюжетно-ролевая игра «Пароход» 4. Конкурс-выставка «Дары осени» 1 19
5. Изготовление совместно с воспитателем коллажей (по признакам времен года): - Осень - Зима - Весна - Лето 1 1 1 1 6. Экскурсия «Краеведческий музей» 1 КВН «Богатство земли русской» 3 6
III

Быт и традиции
1. Как строили избу 1 Игры с макетом «Русская изба» 2. Изготовление совместно с воспитателем макета «Русская изба» 1 3. Устройство русской избы 1 Сюжетно-ролевая игра «Дом» (применение подлинных предметов русского быта) 4. В гостях у тетушки Алены 1 Общение детей в группе и со взрослыми 5. Во что одевались на Руси, как праздники встречали 1 Дидактическая игра «Одень куклу», ХТД (рисование) «Куклы в национальных костюмах» 6. Традиция – проводы в армию 1 7. Отгадывание загадок о предметах быта 1 8. Традиция – хлебосольство 1 Устройство Центра «Русская изба» 20
6 2
IV

В чудесном мире

русского языка
1. Чтение рассказа В.Ларина «Александр Пересвет» 1 ХТД (лепка) «Русский воин» 2. Устное народное творчество – пословицы и поговорки 1 Применение на практике 3. Устное народное творчество «Былины» 1 Сюжетно-ролевая игра «Богатыри на защите Родины» 4. Чтение русской народной сказки на выбор детей 1 5. Разучивание примет, пословиц, поговорок - об осени; - о зиме; - о весне; - о лете 1 1 1 1 Применение на практике Литературная викторина по русским народным сказкам 5 2
V

Творения рук

человеческих
1. Как на нашей улице… 1 Игры с куклами- самоделками 2. Экскурсия в «Музей искусств» 1 3. Изготовление совместно с воспитателем кукол- самоделок 1 4. Рисование «Дымковская барышня» 1 5. Декоративное рисование «Украшение изделий городецкой росписью» 1 6. Аппликация «Цветы гжели» 1 7. Лепка «Козел» (каргопольская игрушка) 1 8. Изготовление совместно 1 21
с воспитателем настенного панно с хохломским узором Праздник «Россия моя мастеровая» 1 7
VI

Большая и маленькая

Родина
1. Я живу в России 1 Рассматривание глобуса и географической карты 2. Московский Кремль 1 Рисование 3. Памятники Кремля 1 Рассматривание альбома «Москва – столица России» 4. Саратов – город рабочих 1 Рассказы из личного опыта 5. Экскурсия на «Театральную площадь» 1 6. Экскурсия в «Музей боевой славы» 1 7. Изготовление совместно с воспитателем макета» 1 КВН «Знаток родного города» 4 3
VII

Историко

географические и

природные компоненты
1. Климатические зоны России 1 Всего: 25 21 22
№ Разделы и темы Количество мероприятий Формы контроля Теория Практика
VIII

Познаем мир вместе

(работа с родителями)
1. Консультация «Символика России и Кемеровской области» 1 2. Помощь в проведении экскурсий 1 3. Подготовка детей к конкурсу чтецов стихотворений о Родине 1 4. Помощь в пошиве русской национальной одежды для кукол 1 5. Помощь в организации центра «Русская изба» 1 6. Конкурс семейных рисунков «Я хочу жить в здоровом городе» 1 Выезд семей и педагогов на лоно природы «Дары родного края» Всего: 1 5 23
Содержание программы (старшая группа) I. Раздел «Путешествие в историю» 1. История русского государства Беседа о возникновении Руси, о жизни славян. 2. Жизнь Руси в старину. С помощью репродукции картины В.Васнецова «Богатыри» дети узнают о дружине, русских богатырях, князьях; получают элементарные представления о христианстве. 3. Что мы знаем о нашей Родине? Беседа о строительстве городов в России, достопримечательностей. 4. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Дети узнают о героизме советских людей, проявленном при борьбе с фашизмом. II. Раздел «Вижу чудное раздолье» 1. Земля – мать, умей за нее постоять. С помощью игр, иллюстраций, аудиозаписи «Кто как кричит?» дети узнают, что в природе все взаимосвязано и человек – часть природы. 2. Осень Дети узнают, как растения, животные и люди готовятся к зиме. 3. Матушка – зима С помощью произведений русских поэтов дети узнают о красоте и величии русской зимы, о взаимосвязи природы и времени года. 4. Комнатные растения в русской горнице и в наше время С помощью иллюстраций, мнемотаблиц дети описывают и сравнивают комнатные растения, принимают участие в беседе о заботливом отношении к природе. 5. Пришла весна – земля проснулась. С помощью иллюстраций, произведений поэзии, живописи дети видят силу и красоту пробуждения природы, влияние весны на жизнь животного, растительного мира, жизнь человека. 6. Экскурсия в «Краеведческий музей». Дети расширяют свои представления о животных, которые обитают в родном крае, о способах добывания пищи. 24
III. Раздел «Быт и традиции» 1. В гости к тетушке Алене Дети знакомятся с жилищем русского человека – избой, с тем, как ее строили при помощи разрезных картинок «Изба», макета «Изба», грамзаписи пьесы П.И. Чайковского «Октябрь» 2. В русской горнице С помощью модели горницы дети продолжают знакомиться с жилищем русского человека, узнают об устройстве горницы. 3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда Дети знакомятся с русской традицией – гостеприимством, получают представление о традиционной русской пище, узнают о празднике Масленица. 4. Эй, народ, собирайся, на ярмарку отправляйся! Дети получают сведения о русском костюме, его особенностях, об использовании разных видов транспорта в разные времена года, знакомятся с русской традицией – ярмарка – с помощью взрослого поневного ансамбля, детской русской рубахи и иллюстраций (телега, сани, карета). 5. Рассказ об истории ложки и вилки. Дети знакомятся с историей возникновения и применения ложки и вилки. IV. Раздел «В чудесном мире русского языка» 1. Устное народное творчество – перевертыши. При помощи игрушек, иллюстраций к русским народным потешкам, загадок, аудиозаписи народной песни «На зеленом лугу» дети знакомятся с жанром устного народного творчества – перевертышами. 2. Устное народное творчество – небылицы, считалочки При помощи иллюстраций к русским народным сказкам, потешкам дети узнают о жанре – небылицы, считалочки. 3. Устное народное творчество – скороговорки Дети знакомятся с назначением скороговорки, с работой ученых над изучением русского языка. 4. Русские народные колыбельные песни Прослушивая аудиозапись, дети знакомятся с жанром устного народного творчества – колыбельными песнями, манерой их исполнения. 25
5. Народные танцы России Прослушивая аудиозаписи, дети знакомятся с русским хороводом, пляской, кадрилью, рассматривают альбом «Народные танцы России». V. Раздел « Творения рук человеческих» 1. Сундучок тетушки Алены Дети рассматривают и знакомятся с глиняной и деревянной русской игрушкой (семеновская, дымковская, филимоновская, каргопольская), особенностями их изготовления. 2. Лепка «Конь» (дымковская игрушка) Дети знакомятся с дымковской игрушкой, обращаю внимание на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства, музыки и устного народного творчества. 3. Рисование «Городецкий петушок» Дети знакомятся с произведениями городецких мастеров, способов выполнения узоров, цветовой гамме росписи, учатся составлять законченную композицию. 4. Лепка (коллективная) «Чайный сервиз для кукол (гжель) Используя мотивы Гжели, дети создают коллективную композицию. 5. Лепка «Олень» (каргопольская игрушка) Дети знакомятся с произведениями каргопольских мастеров, учатся передавать особенности формы, пропорций и деталей, пользуясь знакомыми способами лепки, сравнивают свою работу с натурой. 6. Декоративное рисование «Узор на полосе» (хохломская роспись) Дети учатся изображать узор на полосе, передавая плавность изогнутой веточки, учатся равномерно заполнять все пространство. VI. Раздел «Большая и маленькая Родина» 1. Россия на карте мира Дети получают представления о планете Земля, знакомятся с глобусом, определяют местонахождение России и ее столицы – Москвы. 2. Москва – столица России Дети знакомятся с творением рук человеческих, столицей нашей Родины, г. Москвой. 3. Москва – город древний Рассматривая иллюстрации, дети расширяют свои представления о столице, у них появляется желание побывать в ней. 4. Путешествие во времени 26
Дети узнают об истории создания г.Саратова, расширяют свои знания о достопримечательностях города. 5. Отличительные черты г.Саратова Дети знакомятся с отличительными чертами родного города (город- труженик, город заводов, шахт, музеев, исторических памятников. 6. Экскурсия в парк Победы Дети знакомятся с местом, где поставлен памятник героям-сибирякам Герасименко, Красилову, Черемнову; испытываю чувство гордости за героев. VII. Раздел «Историко – географические и природные компоненты» 1. Растительный мир родного края. Расширять представления детей о природе родного страны, воспитывать эстетические чувства; 2. Голубые реки России Расширить представления детей о природе России, познакомить с названием рек и озером Байкал. VIII. Раздел «Познаем мир вместе» 1. Консультация «Этих дней не смолкнет слава» При помощи современных ТСО у родителей расширяются представления о ВОВ, о единении разных национальностей в это тяжелое время, разъясняется понятие «гражданин». 2. Советы «Берегите природу» Беседа о необходимости сбережения природы для себя и будущих поколений, о ее красоте. 27
Содержание программы (подготовительная группа) I. Раздел «Путешествие в историю» 1. Минин и Пожарский – защитники Земли русской Дети продолжают знакомиться с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, у них пробуждается интерес к жизни предков. 2. Как татары хотели Русь завоевать? С помощью былин, легенд, знакомства с конкретными именами и историческими событиями дети узнаю историю жизни русских людей, о достойных поступках. 3. Царь Петр I Беседа об отдельных событиях в истории России времен Петра I: создание русского флота, основание г. Санкт-Петербурга. 4. Александр Невский – освободитель земли русской Беседа о том, что народ с благодарностью чтит память защитников России, дети знакомятся с понятием «кантата», композитором С. Прокофьевым. 5. Недаром помнит вся Россия. Дети знакомятся с Отечественной войной 1812 г., с героизмом русских солдат и простого народа. 6. Война с немецко-фашистскими захватчиками На примерах подвигов героев-школьников дети узнают о героизме, проявленном всем русским народом в ВОВ. II. Раздел «Вижу чудное раздолье» 1. Тайны русского леса (кн. 4, с. 101) Дети с помощью фотографий, слайдов узнают о том, что лес бывает хвойный, лиственный и смешанный. 2. У природы нет плохой погоды (кн. 4, с. 117) С помощью поэзии и музыки русских поэтов и композиторов в детях пробуждается интерес и любовь к родной природе. 3. Волга – труженица (кн. 4, с. 132) 28
Дети узнают о природных богатствах России, о том, что они дают возможность человеку улучшать свою жизнь, а человек своим трудом может украшать землю, а может и губить. III. Раздел «Быт и традиции» 1. Как строили избу Дети получают представления о природных богатствах своего края, о продуктах питания, предметах быта, узнают о доброй русской традиции «помочь». 2. Устройство русской избы Дети продолжают знакомиться с жилищем русских людей в старину, слушая записи русских народных мелодий, рассматривая иллюстрации русских теремов. 3. В гостях у тетушки Алены Дети знакомятся с традицией – почитание старости, расширяют представление о церкви, храме, иконе, знакомятся с праздником Рождество с помощью макета «Горница», аудиозаписи «Колокольный звон». 4. Во что одевались на Руси, как праздники встречали. Дети с помощью иллюстраций и старинной одежды узнают о назначении русского национального костюма, особенностях его изготовления. 5. Традиция – хлебосольство Дети узнают об исконно русской традиции – хлебосольство, о смысле пословицы «Хлеб – всему голова». 6. Традиция – проводы в армию Дети получают знания о том, кто такие защитники Отечества, как раньше служили в армии и сколько лет. IV. Раздел «В чудесном мире русского языка». 1. Чтение рассказа В. Ларина «Александр Пересвет» На примере конкретных исторических личностей дети получают представление о героизме, подвиге, принимают участие в беседе, стремятся подражать героям с помощью книги В. Ларина «Александр Пересвет», поделок из пластилина, записи «Звон колоколов». 2. Устное народное творчество – пословицы и поговорки 29
С помощью карточек с вопросами, рассказа Л.Н. Толстого «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «На воре и шапка горит» дети знакомятся с жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками, обращают внимание на способность русского народа подмечать и точно выражать словами замеченное. 3. Устное народное творчество – былины С помощью карточек-заданий, чтения былины А.Н. Толстого «Святогор – богатырь» дети узнают о жанре устного народного творчества – былине, с ее назначением (благодаря им люди узнают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад). V. Раздел «Творение рук человеческих» 1. Как на нашей улице… Дети учатся различать русскую игрушку, узнают о ее характерных особенностях, знакомятся с историей возникновения тряпичной куклы- самоделки. 2. Экскурсия в «Краеведческий музей» Дети знакомятся с музеем изобразительных искусств родного города, расширяют знания о произведениях искусства. 3. Рисование «дымковская барышня» Дети продолжают знакомиться с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы) 4. Декоративное рисование «Украшение изделий городецкой росписью» Дети создают декоративную композицию по мотивам городецкой росписи на силуэтах изделий прямоугольной формы. 5. Аппликация «Цветы гжели» Дети создают коллективную работу по мотивам гжельской росписи в технике мозаики, выполненной обрыванием. 6. Лепка «Козел» (каргопольская игрушка) В лепке дети передают выразительные особенности игрушки. 7. Настенное панно с хохломским узором Дети продолжают знакомиться с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-травным орнаментом. VI. Раздел «Большая и маленькая Родина» 1. Я живу в России 30
У детей обобщаются представления о Родине – России, как о стране, в которой мы живем, знакомятся с тем, кто такой президент. 2. Московский Кремль Рассказ об истории создания Москвы, строительстве Кремля: плане Кремля, названии Башен, их назначении. 3. Памятники Кремля С помощью показа слайдов дети узнают о достопримечательностях Кремля (Царь-колокол, Царь-пушка), об их изображении и назначении. 4. Саратов– город рабочих Беседуя, дети узнают о том, что Новокузнецк не только город шахтеров и металлургов, но и строителей. 5. Экскурсия на «Театральную площадь» Дети знакомятся с КМК, «Театральную площадь», почему она так называется; со зданием заводоуправления. 6. Экскурсия в «Музей боевой славы» Дети, побывав в музее «Боевой славы», рассмотрев виды военной техники, делают выводы о ее назначении и необходимости. VII. Раздел «Истрико – географические и природные компоненты» 1. Климатические зоны России. Познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства. VIII. Раздел «Познаем мир вместе» 1. Консультация «Символика России и Кемеровской области» С помощью беседы у родителей расширяются представления о каждом символе, о его значении. 31
Русские народные подвижные игры Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, проявлять смекалку и стремление к победе. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. С детьми старшего дошкольного возраста народные подвижные игры нужно проводить ежедневно. В программе представлены следующие русские народные подвижные игры: - «Гуси – лебеди» - «Обыкновенные жмурки» - «Горелки» - «Кот и мышь» - «Пятнашки» - «Мячик кверху» - «Ляпка» - «Заря» - «Игровая» - «Почта» - «Коршун» - «Большой мяч» - «Пчелки и ласточка» - «Волк» - «Фанты» 32
- «Краски» - «У медведя во бору» - «Филин и пташки» Список литературы 1. Ушаков Л.П., Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годовю/ Санкт – Петербург. – Изд-во: Детство – Пресс, 2013г. 2. Митяев А., Шестой – неполный (Детская литература).- Москва, 1987г. 3. Война глазами детей. Работы воспитанников МДОУ. 4. Петров В.В., Растительный мир нашей Родины.- М.: Просвещение, 1991г. 5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России.-М., 2012 6. Как хороша, Родина моя! Стихи поэтов народов СССР.- М.: «Детская литература», 1989г. 7. Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре/Методическое пособие/,М.: Сфера, 2009г. 8. Солдаты моей Родины/Литературно – художественный сборник/, Ленинград.- «Детская литература», 1988г. 9. Князева О.Л, Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры., Санкт – Петербург. Изд-во.: Детство – Пресс, 2004г. 10.Учебно методическое пособие «образы, рожденные Великой Отечественной войной» (10 репродукций с описанием)., Изд –во.: Агни, 2014г. 11.Маслова Л.Л., Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста., Изд – во.: Детство – Пресс, 2011г. 12.Шорыгина Т.А., Беседы о детях героях Великой Отечественной войны. Изд – во.: Сфера, 2014г. 13.Шорыгина Т.А., Беседа о Великой Отечественной Войне., Изд –во.: Сфера, 2015г. 14.Под ред. Кондрыкинской Л.А., С чего начинается Родина., М.: Изд – во.: Сфера, 2015г. 15.Стихи и рассказы о Родине, Изд-во.: Стрекоза, 2013г. 16.Малинин Г.А. САРАТОВ., Изд-во.: Приволжское книжное, 1980г. 33
17.Шорыгина Т.А., Беседы о хлебе, М.: ТЦ Сфера, 2015г. 18.Карточки для занятий в детском саду «Расскажи детям о Московском Кремле», Изд.-во.: Мозаика – Синтез, 2009г. 19.Детская энциклопедия «Народы Мира»., М.: РОСМЭН, 2014г. 20.Наша Родина Россия/Ольга Перова. – М.: Эксмо, 2013г. 21.Демонстрационный материал для занятий в группах детских свдов «Народы России и ближнего зарубежья», 2011г. Мониторинг нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Родная страна

Ф.И.

Ребенка

Название

страны

Название

поселка

Название

области

Домашний

адрес

Название

улиц

Символика
34

Ф.И.

ребенка

Флаг

России

Герб

России

Герб

области

Гимн

России

Флаг

области

История народной культуры и традиций

Ф.И. ребенка

Народная

игрушка

Народные

праздники

Жилище

человека и

предметы

быта

Народная

одежда

Историко – географические и природные компоненты

Ф.И. ребенка

Природные

богатства нашей

страны

Различные

природные

климатические

зоны

Виды

ландшафта
35

Личностный компонент

Ф.И.

ребенка

Отношение к

окружающей

среде

Забота

о

близких

Проявление

дружелюбия

Умение

управлять

своими

чувствами,

договориться

Умение

анализировать

свои поступки

и поступки

других

Высокий уровень.
Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес; называет улицы. Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб Саратовской области; называет народные праздники, игрушки, предметы быта. Называет природные богатства России, знает природно – климатические зоны, ландшафты; заботиться об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представления о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень.
Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес, флаг, герб, гимн России, герб Саратовской области. Затрудняется назвать улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные 36
богатства России, природно – климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
Низкий уровень.
Не знает название страны, поселка. Не знает свой адрес, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о Саратовской области; плохо знает название улиц. Не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. 37