Урок русского языка по развитию речи 4 класс.Тема "Текст".

Автор: Князева Лия Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Балезинская СОШ №3"
Населённый пункт: п.Балезино
Наименование материала: Конспект
Тема: Урок русского языка по развитию речи 4 класс.Тема "Текст".
Дата публикации: 20.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок русского языка по развитию речи 4 класс

УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема: «Текст» Цели и задачи: Образовательные: - актуализировать знания о тексте, - совершенствовать умение редактировать текст, - озаглавливать, делить на части, составлять план, - обогащать словарный запас. Развивающие: - активизировать мыслительную деятельность учащихся, - развивать самоконтроль, самооценку, - умение сообща и дружно работать с одноклассниками Воспитательные: - воспитывать старание, взаимовыручку - создать благоприятный климат на уроке. Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы Ход урока • Орг.момент. Звенит, заливается школьный звонок. Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прелестно даётся учение. • Чистописание - Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст)
т к ес

- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока • Повторение пройденного. • Обсуждение информации о тексте - На розовых карточках записаны предложения - Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам. - Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда. - Оцените себя за это задание. • Верные и неверные утверждения - А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя. • Физкультминутка (интерактивная) • - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1) - Работать будем в парах. - Проверим, что получилось. - Какой это тип текста? - Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация) - Оцените это задание. - Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят) • Задание из конверта - Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке. - Достаньте текст из конверта и прочитайте - К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация) - Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным. - Проверим, что получилось. - Оцените себя за это задание.
4. Домашнее задание. - У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы. 5. Рефлексия. - Выскажите впечатления от урока.
Приложения к уроку
Задания на розовых карточках
Текст состоит из предложений, связанных по

смыслу.

Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

К тексту можно придумать заголовок.

В каждом тексте есть тема.

Текст можно поделить на смысловые части.

Бывают тексты-описания, тексты-повествования и

тексты-рассуждения.

К тексту можно составить план.
Верные и неверные утверждения
1. Текст – это устное или письменное высказывание.

2. Предложения в тексте не имеют определённой

последовательности.

3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать

автор.

4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

5.Текст, в котором рассказывается о последовательности

событий, называется описанием.
Задание в конверте
Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.
Дополнительный материал к уроку Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи. Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут». Василёк - однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только! Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками. Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть. И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос. Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение. Раньше из васильков делали синий и голубой краситель. С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.
Однажды утром на рассвете Я в поле погулять пошла. Не удивляйтесь только, дети: Я василечек там нашла. Небесно-голубой, Он рос там сам собой. Решила я: Возьму с собой! Нет, нет, не буду лучше брать, Пускай растет, цветет, Пускай кому-нибудь опять Он радость принесет. Все дети любят розу, А я другой цветок. Не астру, не мимозу – Обычный василёк. Он нежный и красивый Цветочек полевой, Лиловый, ярко-синий, Небесно-голубой. Сорвал цветок любимый, Восторженно гляжу, И вдруг среди ворсинок Я чудо нахожу. Ведь в серединке мягкой Шевелится жучок, Из всех цветочков ярких, Он выбрал василёк! (Ю. Дулепина) Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра). Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово" Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону. Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка,
лоскутница, синюха. По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях. В Красную книгу России занесены василёк Дубянского , василёк боровой и василёк Талиева. • С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. • C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)
Лист самооценки
Выполнил задание правильно и самостоятельно Выполнил задание правильно, но с помощью других Были затруднения, с заданием не справился. • Чистописание • Обсуждение информации о тексте со своим рядом. • «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки) • Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику) • Задание из конверта • Дополнительный материал к уроку