"Приемы и техники работы с гневом у детей с ограниченными возможностями здоровья (методический материал для педагогов и родителей)"

Автор: Пуртова Ольга Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Приемы и техники работы с гневом у детей с ограниченными возможностями здоровья (методический материал для педагогов и родителей)"
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приемы и техники работы с гневом у детей с ограниченными возможностями здоровья
(методический материал для педагогов и родителей) Описанные ниже техники и приемы помогут ребенку снять эмоциональное напряжение, справиться с агрессивным поведением и сформировать позитивные взаимоотношения в семье и со сверстниками.
1 блок – обучение приемлемым способам выражения гнева:
 Когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его, можно вместе с ним
нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется

«оскорбленному».
Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. 
"Недружеский шарж"
Этот игровой прием поможет вашему ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и "выливает" свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. п. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Теперь можно предложить ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши. В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто будьте рядом и не осуждайте. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете отразить его чувства словами типа: "Я вижу, ты сильно разозлился на Колю" или "Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают" и т. п. Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим "недружеским шаржем" (пусть ребенок совершит это в действительности). Примечание. Когда вы будете проводить этот игровой прием, не смущайтесь "негуманностью" и "некультурностью" происходящего. Помните, что это всего лишь игра, и чем больше негативных эмоций в ней сумеет выплеснуть ребенок, тем меньше разрушительных действий ему захочется совершить в общении с реальным человеком. Напротив, порадуйтесь сами и выразите гордость за успехи ребенка, если он смог таким образом избежать драки или крупной ссоры. 
«Мешочек для криков»
Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память.
Другой вариант
- "
Мешочек криков
": если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание.
Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязки, чтобы иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в "баночку криков" или даже "кастрюлю криков", желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно. 
Техники физического отведения гнева
- подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие. Например, легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях .  Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем- то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.


2 блок - обучение навыкам распознавания и контроля, умения владеть собой во

время вспышки гнева.
Примечание: для тренировки навыка распознавания эмоциональных состояний необходимо иметь таблицы и плакаты с изображением различных эмоциональных состояний.
Упражнение 1.
«Эмоциональное состояние» Научить детей находить определенное
эмоциональное состояний
на плакате, затем научить определять свое состояние и соотносить с изображением.
Упражнение 2.
«Настроение» Научить детей проводить обратную процедуру: самим
придумывать названия

эмоциональных состояний
, изображенных на плакате. Дети должны указать, в каком настроении находятся забавные человечки.
Упражнение 3.
«Мир эмоций» Научить ребенка понимать свое эмоциональное состояние и развивать потребность говорить о нем через прием рисования: а) Дорисуй рисунок. (используйте наглядный материал , заранее нарисованные фигурки людей, изображенных в различных ситуациях, но без прорисованных лиц) б) Рисунки на темы:
«Когда я сержусь», «Когда я радуюсь», «Когда я счастлив» и т.д.

Упражнение 4
«Ощущение своего тела». Научить ребенка понимать себя, и прежде всего — ощущение своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. (Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так:
«Сердце колотится, в животе щекотно, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо, ладошки чешутся и т.д.»). Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело. Если ребенок верно «расшифрует» послание своего тела, сам сможет понять: «Мое состояние близко к критическому. Жди бури». А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов выплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратив конфликт.
Приемы работы с гневом
1.
Упражнение-задание
«Гнев на сцене» (этот игровой коррекционный прием основан на зрительном представлении образа своего негативного чувства). Когда ребенок злится или только что испытал злость, предложите ему представить, как выглядел бы его гнев на сцене театра. В образе кого выступал бы актер, играющий гнев, - монстра, человека, животного, а может быть, бесформенного пятна? Какого цвета был бы его костюм? Каким он был бы на ощупь - горячим или холодным, шершавым или гладким? Чем бы он пах? Каким голосом говорил бы? Какими интонациями? Как бы он двигался по сцене? При желании ребенок может нарисовать образ своего гнева, а еще лучше, войти в роль этого актера и изобразить гнев "от первого лица", выразительно двигаясь за него и произнося реплики, которые ему хочется в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как считает нужным. Спросите ребенка, с чего начиналось бы выступление гнева? Как развивалось бы? Чем оно должно закончиться? Пусть он покажет вам весь спектакль. ( Позитивным моментом в этой игре является возможность совмещения ребенком ролей режиссера и актера, играющего гнев, то есть, получая возможность выплеснуть гнев, он в то же время имеет возможность руководить им и в конце концов "убрать" его со сцены.
Примечание.
Для ребят постарше задание можно усложнить, попросив их придумать, как вел бы себя гнев на сцене, если бы он был гневом человека из первобытного общества, из рыцарского ордена, из современного цивилизованного мира. Тем самым вы натолкнете ребенка на мысль, что чувство гнева существовало всегда, но нормы его выражения в разные исторические времена и в разных обществах существенно отличаются).
2
.
Упражнение - задание.
« Преврати злое в доброе» Попросить ребенка нарисовать свой гнев, раздражительность. Затем обратите внимание ребенка на его ощущения во всем теле (обычно такое состояние представляется каким-то большим, черным и колючим объектом). После чего, предлагаем ребенку дорисовать рисунок, превратив гнев в состояние спокойствия, равновесия, радости (дать понять, что таким образом он защищается от гнева). Поинтересуйтесь о его чувствах и ощущениях к этому рисунку. Спросите, какое состояние ему приятно. Сконцентрируйте внимание ребенка на положительных эмоциях, объясняя ему, что это состояние растет и усиливается, а гнев исчезает.
3. Упражнение
«Листок гнева» Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами - на усмотрение автора. Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его. Этот вариант подойдет в том случае, если приступ гнева охватил ребенка во время урока. Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать
листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросить их в мусорную корзину. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
Примечание.
"Листок гнева" можно изготовить самим. Если это будет делать сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом (как описывалось выше) все способы хороши!
4. Упражнение «Посчитай до десяти я и реши...»
Это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации. Обсудите с ребенком, как изменились его мысли и желания после "успокоительного" счета. Какое решение будет более эффективным, а какое повлечет за собой еще большие трудности? Помогите ребенку освоить такой "взрослый" стиль мышления, который он позже сможет использовать самостоятельно.
Список литературы
: 1. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми.М., 1991 2. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986 3. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с 4. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001. 5. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.