"Эффективность урока в начальной школе с позиции системно- деятельностного подхода"

Автор: Исайкина Нина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лопатинская ООШ"
Населённый пункт: село Лопатино, Лямбирский район, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: "Эффективность урока в начальной школе с позиции системно- деятельностного подхода"
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Эффективность урока в начальной школе с позиции системно-

деятельностного подхода
Начальная школа 4 года проработала по стандартам второго поколения, методологической основной которой является системно-деятельностный подход. Основная идея этого подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Деятельностный подход является основой любой системы – будь то система Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова или система Л.В. Занкова. С успехом он применяется и в учебно-методическом комплекте «Школа России». Образовательная система «Школа России» создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым я решаю следующие задачи: - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; - осуществляю личностно-ориентированную направленность; - помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность; - включение в образовательный процесс ИКТ; - использование метода проектов помогает эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; - развиваю творческие способности; - побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно- познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию. Согласно новым стандартам учитель играет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьника к самостоятельному принятию решений. Корректирует их действия. Участвует в обсуждении и ищет способы, чтобы включить в работу каждого ученика. Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Содержание образования не изменилось, изменился подход: на уроке чаще звучат вопросы: что ты думаешь по этому поводу? А как бы ты вышел из этой ситуации?
Большое внимание уделяется взаимодействию учеников. Индивидуальная работа сочетается с коллективной, групповой, работой в парах. Получать знания помогает современная техника, компьютеры, интерактивные доски. Детям становится интересно, они хотят выйти к доске, врезультате чего учебный процесс активизируется. На уроках литературного чтения происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурная, информационная, коммуникативная. Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Особая роль в учебном процессе отводится играм, поскольку данная форма обучения является наиболее естественной для учащихся начальной школы.  Звуковой графический диктант "Плюс - минус".  Задания вида: из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.  Задания на исключение лишнего (игра «Третий лишний»).  Группировка.  Игры по овладению умением осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.  Определение существенных признаков объекта. Начиная с 1 класса необходимо гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Решающую роль в обучении играет умение читать быстро, осознанно, без ошибок. Поэтому моя цель как учителя создавать на уроках условия для развития беглого, правильного, выразительного чтения. Одним из действенных средств обучения являются такие дидактические игры:  «Бросок – засечка».  «Прятки»  «Угадай-ка»  «Поиск слов»  «Буксир»  Ситуация «успеха» - многократное чтение  Игра «Путешествие по перевёрнутому миру»
Уроки литературного чтения помогают ученику стать личностью, которая может и хочет осознавать цели своих учебных действий, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить нужные средства, способы их достижения, предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом встречающиеся трудности. Решению данной задачи может способствовать включение школьников в антиципирующую деятельность. С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — ученик « забегает» мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора — о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора. Я считаю, что реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестает быть единственным носителем знаний, а выполняет роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении басен дети готовили мини – проекты «Великие баснописцы на исторической ленте времени». Итак, системно-деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и, таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.