"Опыт организации самостоятельной работы студентов-заочников в Новочеркасском машиностроительном колледже"

Автор: Гарькуша Ольга Николаевна
Должность: заведующая заочным отделением
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Новочеркасский машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт организации самостоятельной работы студентов-заочников в Новочеркасском машиностроительном колледже"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Гарькуша О.Н.- заведующая заочным отделением ГБПОУ РО «Новочеркасский машиностроительный колледж»
Опыт организации самостоятельной работы студентов-заочников

в Новочеркасском машиностроительном колледже.
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на новые образовательные стандарты. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема ее активизации. В общей структуре профессионального образования определенное место занимает система обучения без отрыва от производства, составной частью которой является обучение по заочной форме. Увеличение потока информации, которую необходимо студентам не только принять и понять, но и обработать, и применить в будущей профессиональной деятельности, смещается в сторону увеличения доли самостоятельной работы, что особенно актуально для студентов заочного отделения. Однако, на сегодняшний день содержание, методы и средства заочного обучения недостаточно сориентированы на современные требования подготовки специалиста. В Новочеркасском машиностроительном колледже самостоятельная работа студентов реализуется в соответствии с Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов в ГБПОУ РО НМК и направлена на решение взаимосвязанных задач: - развитие у студентов познавательной деятельности; - побуждение к самостоятельному овладению знаниями; - обучение студентов навыкам самостоятельного применения знаний и умений в практической деятельности. Решение задач среднего профессионального образования невозможно без повышения уровня самостоятельной образовательной деятельности студентов, ее грамотной и эффективной организации со стороны преподавателей колледжа. Введение
ФГОС-3 требует перестройки традиционного учебного процесса на заочном отделении, изменения роли преподавателя – от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, сопровождающего процесс освоения студентом дисциплин и профессиональных модулей. Этим объясняется необходимость внедрения в учебный процесс заочного отделения современных технологий обучения, развивающих творческие способности обучаемых и повышающих их заинтересованность в усвоении материала, что потребует серьезной самостоятельной деятельности студентов. Увеличение ее доли повлечет за собой модернизацию учебно-методической документации, разработку новых подходов к обучению. На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых интенсивных форм организации учебно-воспитательного процесса, решение которой непосредственно связано с внедрением современных технологий обучения. Усилия педагогов колледжа направлены на формирование системы и необходимого уровня самостоятельной образовательной деятельности у студентов заочного отделения, так как их пребывание в учебном заведении ограничено. Продолжительность лабораторно-экзаменационной сессии в соответствии со ст. 174 Трудового кодекса РФ на 1 и 2 курсах составляет 30 календарных дней в году и 40 календарных дней на старших курсах. Важнейшая задача преподавателя – обеспечить самостоятельную работу студентов в межсессионный период методическими рекомендациями. Самостоятельная работа – это особым образом организованная деятельность студентов, направленная на личностное и профессиональное самосовершенствование. В основе ее лежат: осознанная целенаправленность субъекта на самостоятельное добывание знаний, развитие индивидуальных возможностей и устойчивое мотивационное стремление к становлению профессионального специалиста, владеющего навыками практической реализации собственной самостоятельной деятельности и объективного оценивания достигнутых результатов работы. Для заочной формы обучения наиболее актуальна внеаудиторная самостоятельная работа, которая выполняется студентом по заданию преподавателя и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:  в учебном плане образовательного учреждения - в целом по теоретическому обучению, каждому из учебных циклов, по каждой учебной дисциплине, профессиональному модулю, междисциплинарному курсу;  в рабочих программах учебных дисциплин, рабочих программах профессиональных модулей с распределением по разделам и темам с учетом примерных программ учебных дисциплин, примерных программ профессиональных модулей. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы устанавливается в рабочих программах учебных дисциплин, рабочих программах профессиональных модулей с распределением по разделам и темам. Студенты должны быть обеспечены учебно-методическими материалами по каждой форме аудиторной самостоятельной работы. Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, междисциплинарного курса, степенью подготовленности студента в зависимости от курса обучения, являются:  работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;  самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на CD-носителях, в медиотеке образовательного учреждения;  подготовка реферативных обзоров источников периодической печати, опорных конспектов, заранее определенных преподавателем;  поиск информации по теме с последующим ее представлением в аудитории в форме доклада, презентаций;  подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;  выполнение домашних контрольных работ;  выполнение тестовых заданий, решение задач;  составление кроссвордов, схем;  подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;  составление моделей-образцов (шаблонов) документов;  подготовка расчетных лабораторных работ;
 оформление отчетов;  заполнение рабочей тетради;  написание эссе, курсовой работы;  подготовка к деловым и ролевым играм;  составление резюме;  подготовка к зачетам и экзаменам;  подготовка выпускной квалификационной работы;  исследовательская работа;  другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые образовательным учреждением и органами студенческого самоуправления. Главными условиями правильной организации внеаудиторной самостоятельной работы студента-заочника являются регулярность в организации самостоятельных занятий, тщательное изучение учебного материала, самоконтроль. Внеаудиторная работа также должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение (п. 7.16 ФГОС СПО). Методической службой колледжа разработаны методические рекомендации для преподавателей по составлению таких материалов, они должны быть по каждому предмету и междисциплинарному курсу. В период между сессиями текущий контроль знаний заочников осуществляется в основном посредством рецензирования их письменных работ, рефератов и контрольных заданий, непосредственного ознакомления с их работой по месту работы, а также путем письменных (заочных) и устных (очных) консультаций. Опыт показывает, что рецензирование письменных работ, рефератов и контрольных заданий дает возможность преподавателям в определенной степени проконтролировать качество самостоятельной работы заочников, а замечания, советы и рекомендации преподавателей оказывают существенную помощь и самим заочникам. Но, к сожалению, их письменные работы нередко носят компилятивный, поверхностный характер, а иногда и с большими заимствованиями из Интернета. Поэтому тематика рефератов и домашних контрольных работ нуждается в постоянном обновлении, темы должны давать возможность студентам проявить свою самостоятельность.
В интересах осуществления текущего контроля за учебой заочников многие преподаватели изыскивают дополнительные средства связей с ними в межсессионный период (переписка со студентами по электронной почте, контрольные анкеты с вопросами о ходе самостоятельной работы по предмету, заочные консультации по индивидуальным запросам студентов и т. д.). Эффективным средством работы в межсессионный период могли бы стать методические рекомендации для студентов, размещённые на нашем сайте. В отличие от студентов очной формы обучения почти вся основная работа заочников над программным материалом и подготовка к зачетам и экзаменам проходит в межсессионный период. В процессе самостоятельной работы у них обычно накапливается большое количество вопросов, которые они надеются выяснить на сессии. Поэтому во время сессии от всех преподавателей требуется особенно внимательное отношение к заочникам, хорошая организация групповых и индивидуальных консультаций, дополнительных занятий и т. д. На предэкзаменационных консультациях для студентов-заочников особое внимание должно быть уделено обобщению, систематизации и закреплению знаний. Преподаватель должен помочь студентам восстановить в памяти изученный материал, представить структуру дисциплины, связь отдельных тем. Вместе с тем, поскольку большинство преподавателей не имеет возможности непосредственно наблюдать самостоятельную работу студентов в течение большей части года, требуется также и особенно тщательный, объективный подход к оценке знаний каждого студента-заочника на экзаменах. Нормативными документами при изучении каждой дисциплины или междисциплинарного курса служат рабочая программа, методические указания и контрольные задания, которые составлены с таким расчетом, чтобы помочь студентам организовать свою самостоятельную работу и облегчить им усвоение учебных дисциплин и профессиональных модулей. Методические указания содержат в себе не только краткий перечень учебного материала дисциплины (содержание предмета), но и указания по работе над курсом, проверке усвоения материала в процессе работы; перечень контрольных работ, методические рекомендации. Студент должен помнить, что весь указанный материал в программе, методических указаниях должен быть тщательно изучен.
Исключительно важное место в самостоятельной работе заочника занимают контрольные работы. При работе над ними студенты глубже изучают учебные дисциплины, учатся обобщать прочитанное и применять теоретические положения при решении практических задач. Именно в процессе выполнения контрольных работ студенты-заочники закрепляют полученные знания и вырабатывают необходимые умения и навыки. Все студенты-заочники получают необходимую учебную литературу во временное пользование в библиотеке колледжа. Помимо этого, преподаватели разрабатывают различные учебные пособия в помощь заочникам. Например, преподавателями экономики разработан комплект «Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу Управление структурным подразделением». В комплект входят: тексты лекций, контрольные задания и методические указания по их выполнению, методические разработки по отдельным разделам курса, перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения, распечатки материалов к самостоятельному изучению, методические указания по выполнению курсовой работы и экономической части дипломных проектов, справочники формул, терминов, комплекты тестов, задания расчётного характера, задачи и производственные ситуации. Завершающей формой творческой самостоятельной работы является курсовое и дипломное проектирование. Помимо обучающей функции они одновременно выполняют функцию контроля теоретических знаний и практических навыков студентов, а дипломный проект является формой итоговой аттестации. Практикоориентированность курсового и дипломного проектов заключается в том, что они приближены к нуждам предприятий и имеют конкретное практическое значение. Курсовые и дипломные проекты выполняются по индивидуальным заданиям, которые носят учебно-производственный характер. Данные виды работ выполняются студентами самостоятельно в течение длительного времени, а из-за большой трудоемкости требуют тщательной организации и планирования. Работа ведется поэтапно под контролем преподавателя, который помогает ее спланировать, составляет задания для каждого этапа, следит за выполнением, консультирует. Каждому студенту выдается график выполнения работы, строгое соблюдение.
Для студентов-заочников колледжа разработаны методические указания по выполнению курсовых и дипломных проектов, которые регламентируют порядок подготовки, выполнения и защиты, содержат рекомендации по оформлению. В методических указаниях даны примеры расчета и подбора оборудования с указанием соответствующей технической и справочной литературы. Это позволяет студентам быстрее войти в работу, сориентироваться в массе учебной, нормативной и справочной литературы, преодолеть страх и неуверенность в своих силах. Как результат, в 2014-2015 учебном году защищено дипломных проектов на заочном отделении на оценки «5» и «4» – 88,9%. Сегодня можно говорить о положительных результатах, которых удалось достичь в колледже в решении проблемы организации самостоятельной работы студентов- заочников в межсессионный период. Для осуществления подготовки специалистов в колледже созданы и совершенствуются учебно-методические комплексы, разрабатываются методические указания и рекомендации, учебные пособия на электронных носителях, создаются рабочие тетради для самообразования, самоподготовки и контроля студентов, а ресурсы библиотеки позволяют студенту самостоятельно осваивать знания, находить необходимую для себя информацию и тем самым закладывать базу для постоянного творческого роста. Таким образом, учебный процесс на заочном отделении ориентирован в большей степени на самостоятельную работу студентов. Его основной целью является организация, направление и контроль работы студентов-заочников, оказание им педагогически адекватной помощи по каждой дисциплине, входящей в учебный план. Иными словами, задача учебного процесса на заочном отделении – содействовать самостоятельной работе студентов, «учить их учиться», помогать в усвоении изучаемого курса, развивать познавательные интересы и творческие способности. Усилия преподавателей колледжа направлены не столько на формирование теоретических знаний и практических умений у обучающихся (хотя это безусловно важно), сколько на развитие у них навыков самостоятельной работы, инициативы и активности, на максимальное развитие творческого начала, т.к. в современных условиях получаемые знания очень быстро устаревают. Следовательно, преподаватель должен быть не
информатором, не передатчиком учебной информации, а управляющим, менеджером учебного процесса, организатором творческой самостоятельной работы студентов. Поддерживать интерес студентов-заочников к учебе и их рабочий настрой помогут единство подходов, требований и действий всех цикловых комиссий, ведущих учебный процесс на заочном отделении. Посильность и непреложность таких требований – важнейший фактор и залог успехов подготовки конкурентоспособных специалистов.