"Роль этических бесед в воспитании детей"

Автор: Янчогло Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Пингвин"
Населённый пункт: Лабытнанги
Наименование материала: статья
Тема: "Роль этических бесед в воспитании детей"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль этических бесед в воспитании детей. Очень важно воспитывать в детях коллективизм, честность и правдивость, доброту, стойкость и мужество характера. Информацию о моральных нормах, требованиях общества ребёнок получает не только в детском саду. Сведения об окружающем мире он черпает в общении со сверстниками и взрослыми, из телепередач… Но разобраться в обилии такой информации детям порой не по силам. Проанализировать, осмыслить и сопоставить поступившие сведения легче под руководством педагога. Поэтому имеет огромное значение непрерывное накопление знаний о нормах морали. Для того чтобы ребёнок поступил правильно, ему не хватает жизненного опыта и нравственных знаний. В ответ на упрёки взрослых о неправильном поступке, он оправдывается своим незнанием как нужно было поступить, а взрослые не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие ситуации, что порой взрослому сложно сделать правильный выбор. Ещё труднее приходится ребёнку. Таким образом нравственное воспитание приобретает важное значение в жизни ребёнка. Овладение информацией о нормах поведения – это первое, с чего начинается осознанное отношение ребёнка к окружающему миру. Нравственные знания способствуют появлению стремлений у детей стать лучше. Это усиливается под влиянием положительного примера. Поэтому очевидна и необходима организация работы над разъяснением сущности норм к окружающим и к самому себе. Проведение этических бесед – одно из часто используемых методов воспитания. Во время беседы дети не только получают информацию, но и в процессе беседы происходит обмен мнениями и суждениями. Беседа должна быть построена так, чтобы знания одного ребёнка дополняли бы знания другого. Один сам пережил какое-то событие, другой узнал из книг, третий видел переживания взрослых. В беседе должна осуществляться познавательная деятельность, поэтому нужно поставить перед детьми общую цель -узнать и понять нормы поведения, научиться следовать им. В процессе чтения рассказов, стихов, сказок у детей складывается представление о добром человеке. Добрый - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, о товарищах, родных и близких, поможет людям попавшим в беду, оказывает помощь по велению сердца, не ожидая похвалы и награды. Вопросы должны быть поставлены так, чтобы заставить детей в поисках ответа обращаться к событиям и фактам из окружающей жизни. Причём проблемная ситуация должна быть интересна не только для детей, но и необходима для всего коллектива.
Для решения задач нравственного воспитания на занятиях должны быть раскрыты следующие проблемы: воспитание любви к родному краю, неповторимой красоте его природы, понимание роли природы в жизни человека, общества, бережное отношение к животным, охрана окружающей среды, понимание сущности трудовой деятельности человека. Осознание необходимости заботиться о здоровье своём и товарищей. Тема об охране природы заканчивается очень важным выводом: «Охранять природу - значит охранять Родину». Для формирования, расширения и углубления представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю, как частице Родины используем материал «Природа нашего края», «Наша Родина на глобусе и карте», «Разнообразие природы нашей Родины». В беседе рекомендуется использовать символы государства, разъяснить значение слова «Родина». Подобрать материалы к беседам - С чего начинается Родина… «Наше отечество» К. Д. Ушинский, «День на заставе» Л. Обухова, «Бескозырка» В. Ваничев. Пословицы и поговорки. Этические беседы должны проходить в непринуждённой обстановке, без назиданий и упрёков. Исходя из этого, этические беседы можно разделить на : 1. Беседы по прочитанному рассказу 2. Беседы связанные с обсуждением книги 3. Беседы связанные с просмотром фильмов 4. Беседы по проблемным вопросам, предложенным самими детьми Все виды деятельности, в которые вовлечены дети (учебная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая) имеют большое значение для нравственного воспитания. Организовать детскую деятельность следует так, чтобы, осмысливая её, ребёнок прояснял своё сознание. И учение и игра и труд дают такие возможности. Для того чтобы сознание начало работать, необходимы живой опыт, наблюдения, деятельность.