Урок литературы в 7 классе Роль стихии в повести А.С.Пушкина "Метель"

Автор: Сираканян Ирина Эрнестовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чайкинская школа"
Населённый пункт: Село Чайкино,Симферопольский район,Республика Крым
Наименование материала: конспект
Тема: Урок литературы в 7 классе Роль стихии в повести А.С.Пушкина "Метель"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ «Чайкинская школа» Открытый урок Литература 7 класс А С Пушкин. «Метель.»Роль стихии в повести. Урок с использованием технологий:личностно-ориентированный подход,исследовательская деятельность,применение ИКТ,реализация межпредметных связей,дифферинцированное обучение. 2011-2012
«Роль стихии в повести А.С.Пушкина «Метель» Цель урока:развитие умения самостоятельно мыслить,решать проблемные вопросы,развивать навыки выразительного чтения,видеть произведение в единстве содержания и формы;воспитывать нравственные качества у учащихся,уважение к творчеству Пушкина,воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Ход урока 1.Слово учителя. Февраль в биографии А.С.Пушкина занимает не последнее место.Так,18 февраля 1831 года поэт обвенчался с Натальей Гончаровой.10 февраля-день смерти Пушкина.Не исключено,что действие повести «Метель» также происходит в этом месяце.. Метель,давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе трёх героев совсем не ощущается страшной и враждебной человек силой… -Ребята.давайте вспомним ,чем жили ненарадовские помещики? -Какой была их дочь,Мария Гавриловна? -Кто знает,что обозначает слово «стихия»? Слайд 1. Учитель:Тема нашего урока «Роль стихии в повести А.С.Пушкина «Метель». Запишите слово «метель» в тетради.Подберите к нему слова-ассоциации.Можете даже нарисовать её.(Звучит музыка П.И.Чайковского)Какой вы её видите? А теперь из нашей метели мы перенесёмся в Пушкинскую.. В 1831 год была издана книга «Повести Белкина»,в которую входило 5 произведений.Одна из повестей называлась»Метель».Эта повесть рассказывает о судьбе девицы Марии Гавриловны,влюблённой в бедного армейского прапорщика ,по волею судьбы обвенчавшейся в маленькой деревенской церквушке с незнакомым офицером.. 2.Прочитайте эпиграф в учебнике.Откуда эти строки?Выделите ключевые слова,выражающие тему повести.Вывод-основная мысль эпиграфа –печальное предзнаменование. Слайд 2. -Почему же повесть называется «Метель»?Какого значение этого образа? (В метель попадают все три героя повести.Метель-та сила,которая меняет жизни героев.) А.С.Пушкин верил в судьбу,о чём свидетельствует биографический м атериал о нём. Слайд 3.(Отрывок из одноимённого фильма)
-Как звали главную героиню повести?
Обратимся к образу Марии Гавриловны.Прочитайте цитатную характеристику героини,которая была вам задана на дом. -
Чем жила Маша?Что являлось её жизненным идеалом?
Давайте перенесёмся в дом,где живёт Маша.(Слайд 4) (Чтение монологов от лица героини учащимися.Звчит музыка П.И.Чайковского «Сладкая грёза») Учитель:Маша не знала.что ждёт её впереди.А впереди у неё-метель.. Слайд 4.(Отрывок из фильма)
Как можно охарактеризовать состояние героини?Какие два противоречивых чувства

возникли в её душе?

3.
Работа с текстом.Найдите строки,в которых говорится о чувствах молодых людей.Как рассказчик относится к влюблённым?(Иронически.Пушкин пародирует сентиментальный роман.Его ирония особого рода-он серьёзен и насмешлив. Давайте запишем в тетради значение слова «ирония». Слайд 5.
Почему автор над ними насмехается?Всегда ли сохраняется этот иронический тон?
4.Как описание метели связано с душевным состоянием героев?
Композитор Георгий Свиридов написал вальс к кинофильму «Метель». Давайте под музыку из фильма прочитаем отрывок со слов: «Но едва Владимир выехал за околицу…»(Н а экране фрагмент из фильма.звучит Вальс Свиридова) -Какие чувства,ощущения возникли у вас?Заметили ли вы общее в вальсе и действиях Владимира?(Кружение,повторение) -Таким образом,и через музыку,и через слова показана метель как реальная сила,мешающая осуществлению планов Владимира и Бурмина. (Чтение учащимися монологов Владимира и Бурмина) 5.
Сны.
Очень важное место в повести занимают сны Маши.Вещие её сны играют роль пророчества,предвещают беду,но несмотря на сны,на жалость к родителям,чувство вины, Маша отправляется в церковь.Пушкин искренне верил ,что брак по божеским законам – это святое и интрига повести заключается в том,что никто не знает о браке героев.Пуш- кину важен путь осознания справедливости решения метели через страдания героев. Слайд 6.
Преступление и наказание.
-Почему Маша в повести названа «молодой преступницей? -Какой закон она переступила?(Нравственный,православный,хрисианский,повелевающий чтить волю родителей)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЕ ЛЮДИ СУДИТЬ НЕ МОГУТ,ПОЭТОМУ В

РОЛИ СУДЬБЫ ВЫСТУПАЕТ ЖИЗНЬ,А СУДЬБА В ВИДЕ МЕТЕЛИ.
-Как судьба наказывает Машу?(Замуж за незнакомца,смерть Владимира,смерть отца.невозможность выйти замуж) Бурмин-женится на незнакомке,раскаивается,честно признаётся Маше.За раскаивание герои получают прощение у судьбы-Маша и Бурмин.таким образом,мотив наказания и прощения сводятся к идее произведения. -Ребята,запишите в тетради:
За каждый поступок нужно нести ответственность
-А теперь давайте ответим на вопрос:
Какова роль стихии в судьбе человека?

(Метель распорядилась жизнью героев,наказала их за

легкомыслие.заставила пройти все испытания.страдания.но всё-таки

вознаградила за переживания)
6.Закончилась ли метель в произведении и душах героев?Возможно ли их счастье? Обратимся к финалу повести,когда метель улеглась, Маша и Бурмин встретились Пушкин оставил их в саду.дальнейшая судьба их неизвестна..
Ребята.предлагаю вам побыть на месте автора и описать.что же произошло дальше.
(Дети отвечают по желанию) -Запомните:
Если люди любят друг друга,то переживут все испытания.
-Ребята,напишите на листочках о своей судьбе,какой вы её видите через 5 лет.В конце 11 класса проверим-верит ли вам судьба или нет. Домашнее задание:написать сочинение-рассуждение по повести «Метель» Итоги,оценивание.