"Рабочая дополнительная общеобразовательная программа кружка "Золотое перо"

Автор: Горбуль Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Курчатов, Курская область
Наименование материала: методическая разрабртка
Тема: "Рабочая дополнительная общеобразовательная программа кружка "Золотое перо"
Дата публикации: 19.08.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова

Рассмотрено на заседании

ШМО

Руководитель ШМО

_______ Кургузова Н.М.

Протокол №______ от

«27» августа 2014 г.

« Согласовано»

Заместитель директора по

ВР

_____________

Лавлинская Т.П.

«29» августа 2014 г.

Принято на заседании педа-

гогического совета №1 от 29

августа 2014 г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Лядова Л.Г.

Приказ № 167-а от

« 29» августа 2014г.

Рабочая дополнительная

общеобразовательная программа кружка
«Золотое перо» (социально-педагогическая направленность) Составитель: Горбуль Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования Срок реализации программы – 1 год Возраст детей – 11-12 лет 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовая база
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленно- сти
«
Золотое перо» для обучающихся 6а класса разработана на основании требований нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минобразования России от 28.12.2010г. № 2106 «Федеральные требования к об- разовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» 3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 (зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к усло- виям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», для общеобразова- тельных учреждений, работающих по базисному учебному плану 2004 года»; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режи- ма работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Миню- сте РФ 20.08.2014 г., регистрационный номер 33660) 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Устав МБОУ «СОШ №6» ; 6 Локальные акты МБОУ «СОШ№6» 7. Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «СОШ №6»
1.2. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей програм -

мы
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у обучающихся, поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«
Золотое перо» имеет социально-педагогическую направленность, так как предусматривает воспитание у юного поколения чувство патриотизма, сохранение традиций своей страны, формирование чувства национального самосознания, художественной культуры и развитие литературных способ ностей. Программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, организует социальный досуг обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется через разные виды деятельности (прикладную, исследовательскую, проектную и др.).
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Литература - это часть искусства, которая является важной сферой, где духовные ценно - сти реализуются и живут практически в чистом виде. 2
Творчество – форма самореализации личности, воплощение индивидуальности, воз - можность выразить своё неповторимое отношение к миру и один из способов познания окру - жающего мира и самопознания. Предлагаемая программа реализует
концепцию развития творческой д
еятельности обучающихся в образовательной области «Филология». Воспитание художественной культуры и развитие литературных способ ностей помога- ют детям осознать единство мира и свое место в этом мире. Программа курса подчеркивает важность реализации творческого потен циала детей в области сочинительства. Раз вивать со- чинительство нужно, независимо от того, станет человек литератором или нет. Программа предусматривает развитие творческих и практических способ ностей детей. Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность ребенка к абстрактно-теоретическим размышле ниям, а вторые к конкретным, практическим действи - ям - созданию своих произведений. Литературные способности, как часть эстетической потребности, должны развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из веду щих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание об - ращается на развитие воображения, фантазии. В программе поднята важнейшая проблема духовно-нравственного раз вития на приме - рах русской литературы: от истоков устного народного творче ства до современной литерату - ры.
Цель программы:
 развитие литературных способностей школьников - часть воспитания творческой образованной нравственной личности.
Задачи программы:
 формировать умение творческого углубленного чтения, читательской самостоя - тельности;  формировать литературно-художественное мышление и эмоцио - нально-чувственное отношение к окружающему миру;  формирование практических литературных способностей и их реализация;  приобщение обучающихся к чтению - как основе выработки творческих способ - ностей;  воспитание литературной грамотности;  воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые вы - сказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в об - суждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. 
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной об-

щеобразовательной общеразвивающей программы
 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотое перо» рассчитана для обучающихся 6а классов (12-13 лет).  
1.5. Сроки реализации, формы и режим дополнительной общеобразователь-

ной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного

процесса, этапы)
3
 Рабочая программа кружка «Золотое перо» рассчитана на 92 часа год (2 часа в неделю (сентябрь-ноябрь) и 3 часа в неделю (декабрь-май) при 35 учебных неде - лях), что соответствует учебному плану.  Занятия проводятся в соответствии с приказом с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года, в том числе и в каникулярное время.  Режим занятий предполагает очно форму обучения. Обучение происходит во время еженедельного трехчасового занятия, в том числе и в каникулярное время.  Во время самостоятельного исследования обучающиеся большую часть времени используют для проектной, поисковой, научно-исследовательской или иной самостоятельной деятельности с постоянным консультированием с педагогом
Организационные основы деятельности
. Особенности набора обучающихся - по договору с образовательным учреждением . Состав группы - постоянный. Место проведения - кабинет литературы, детская библиотека.
Формы работы с одаренными детьми
1. Классно-урочная (дифференциация).
2.
Коллективное творчество: работа в паре, работа в группе, метод «моз гового штурма», учебные игры, творческие игры.
3.
Индивидуальный способ: определение уровня развития ребенка (его качеств и способностей), определение долгосрочных и краткосрочных целей и путей их достижения, участие родителей, оценка успехов ребенка. 4. Частично-поисковый метод. 5. Исследовательская практика. 6. Наставничество.
Формы проведения занятий:
литературная гостиная, устный журнал, выставки, викторины, лекции с элементами беседы, экскурсии.
2.Учебно-тематический план
№ п/п Основные содержательные линии Кол-во часов 1 Вводное занятие 3 4
2 Устное народное творчество. Загадки 4 3 Пословицы и поговорки. 11 4 Детский фольклор 9 5 Лирические стихотворения 6 6 Теория литературы. Художественные тропы 17 7 Литературная газета. 4 8 Сказки. 17 9 Встречи в библиотеке. 3 10 Литературная гостиная. Встреча с интересным чело - веком. 4 11 Экскурсия 4 12 Подготовка проекта 4 13 Зачётное занятие 3 14 Итоговое занятие 3 Всего 92
3.Содержание программы.

1. Введение
. Литература как искусство слово. Литература и фольклор. Читатель и писатель; читатель-автор, читатель-творец. Словари-помощники.
2. Фольклор – устное народное творчество
; жанры фольклора. Загадки. Строение загадки. Загадки о природе, о животных, бытовые загадки о труде. Человек в загадках. Создание загадок. Загадки в рисунках. Загадки в стихах. Ассоциативные загадки.
3. Пословицы и поговорки
. Пословицы – это ум и мудрость народа. Строение послови- цы. Отличие пословиц от поговорок. Пословицы и поговорки - отражение жизни простого народа. Тематические группы по- словиц. Рисование сюжета пословицы. Сочинение пословиц.
4. Детский фольклор
. Считалки, заклички, дразнилки; колыбельная. Придумывание игр, считалочек, закличек, колыбельных песен. Детские ролевые игры. Игры как средства об- щения.
5. Теория литературы. Художественные тропы
. Что такое троп? Виды тропов.

Эпитеты (постоянные, художественные, метафорические); олицетворение и способы его выражения; сравнение. Сравнения в стихотворениях. Виды сравнений. 5

6
.
Лирика – один из родов литературы
. Лирика пейзажная, лирика любовная,

городская. Жанры лирики (дружеское послание, посвящение), художественная зарисовка, стихи- буреме. Элементы анализа лирического произведения (тема лирического стихотворения, идея, композиция; автор и лирический герой в стихотворении). Понятие строфы; особенности силлабо-тонического стихосложения; ударные и безударные слоги; виды рифмы (мужские и женские); типы рифм: начальные, конечные, внутренние; простые и сложные виды рифмовки: смежная, кольцевая, перекрёстная. Анализ лирических произведений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин» («Вот север, тучи нагоняя...», «Опрятней модного паркета...», «Бесы». Анализ лирических стихотворений С. А. Есенина « Пороша», «Белая берёза», «Утро». Анализ лирических миниатюр М.М. Пришвина «Времена года».
7. Сказка как жанр фольклора.
Почему мы любим сказки? Как появились сказки?

Структура сказки: зачин, троекратный повтор, волшебство, концовка, добро побеждает зло. Сказки волшебные (элементы волшебной сказки); сказки бытовые; сказки о животных. Сказки прозаические и стихотворные. Сказки-загадки; сказки- перевоплощение, сказки-розыгрыши; сказки о природе. Сказители сказок. «Скоро сказка сказывается...» Умеешь ли ты рассказывать сказки? Изменение сказок и роль сказителя в них. Сочинение сказок. Роль художественных тропов в сказках. Инсценирование сказок. Сказки и мультипликация. Иллюстрирование сказок.


8. Литературная газета.
Как строится газета? Издатель газеты, редакционная коллегия, авторы газеты. Работа над проектом «Моя газета».
9
.
Литература о Великой Отечественной войне
. (Обзор) Стихотворения курских и курчатовских авторов о Великой Отечественной войне (Е.И. Латаев, Б.А. Пызин, И.Ф. Зиборов)
4.

Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки

обучающихся)
(1-й год обучения):  умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публици - стических произведений;  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;  умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом;  умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов; умение определять принадлежность произведения к од ному из литератур- ных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпи- ческие и драматические тексты);  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; умение письмен- но отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.
.

Обучающийся должен знать/понимать
 образную природу словесного искусства; 6
 изученные теоретико-литературные понятия.
уметь
 воспринимать и анализировать художественный текст;  определять род и жанр литературного произведения;  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразитель - ных средств;  выявлять авторскую позицию;  выражать свое отношение к прочитанному;  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наи - зусть, соблюдая нормы литературного произношения;  владеть различными видами пересказа;  строить устные и письменные высказывания на свободную тему;  участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения и творче - ские работы в различных жанрах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по

-

вседневной жизни
для:  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;  поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формы контроля:
выставки, викторины, защита творческих проектов.
Оценки и формы контроля
1.Устный контроль:  индивидуальный опрос;  собеседование по теме;  творческая мастерская»  творческий отчёт. 2. Письменный контроль:  исследовательский проект;  творческая работа;  письменный ответ.
5.

Учебно-методического обеспечения

Технические средства обучения
1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. 2. Телевизор. 3. Видеомагнитофон
.

Список литературы
1. Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам. V – VIII классы. – М.: АРК- ТИ, 1998. 2. Руссова Н.Ю. Технология написания сочинения. – М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (автор-соста - витель Г.С. Меркин). Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 4. Стародуб К.В. Литературное краеведение в школе. – М.: Дрофа, 2003. 5. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001 6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997 7. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004 8

Календарно-тематическое планирование занятий



п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

(п)

Дата

(ф)
1 Вводное занятие. «Человек в мире искус - ства» 1 02.09 2 Литература-писатель-читатель. 1 03.09 3 Творческая тетрадь «Твори, выдумывай, пробуй» 1 16.09 4
«Загадочная страница»
Из чего состоит загадка? Как создавать за- гадки? 1 17.09 5 Учимся отгадывать загадки. Рисуем загад - ки. 1 23.09 6 7 Творческая мастерская. Загадки ассоциа- тивные. Как сочинить загадку? 2 24.09 30.09 8
«Поговорка и пословица недаром мол-

вится»
1 01.10 9 10 Пословицы и поговорки - отражение жизни простого народа. 2 07.10 08.10 11 12 Творческая мастерская . Каждая пословица имеет смысл 2 14.10 15.10 13 14 Такие разные пословицы и поговорки: о Ро - дине и о семье, о дружбе и взаимовыручке, о хлебе насущном 2 21.10 22.10 15 16 Учимся говорить пословицы и поговорки. Рисуем сюжеты пословиц и поговорок. 2 28.10 29.10 17 18 Творческая мастерская. Мини-рассказ с концовкой – пословицей. Создаем свои по- словицы 2 11.11 12.11 19 20
«Страницы детства золотого».
Игры и считалочки. 2 18.11 19.11 21 22 Считалки, заклички, дразнилки. 2 25.11 26.11 23 24 Творческая мастерская. Колыбельная. Про - ба пера. 2 02.12 02.12 25 Встречи в библиотеке. Словари-помощни- ки. 1 03.12 26 27 Творческая мастерская. Город Игр. 2 09.12 09.12 28 Фотопрезентация «Город Игр» 1 10.12 9
29 30 Литературная гостиная. Встреча с ин- тересным человеком. Издатель и поэт Д. М. Жуков. 2 16.12 16.12 31 Творческая мастерская. «Твори, выдумы- вай, пробуй» 1 17.12 32 33 34
Лирические стихотворения.
«Чудеса у но- вогодней ёлки». Стихи русских поэтов о зиме. А Пушкин, С. Есенин. Анализ лири- ческого произведения. 3 23.12 23.12 24.12 35 36 Конкурс выразительного чтения произведе- ний. 2 30.12 30.12 37 38 Встречи в библиотеке. Заседание литера- турной студии. 2 13.01 13.01 39 Фоторепортаж. Городские ёлки. 1 14.01 40 41
Теория литературы. Художественные

тропы
. Эпитет. 2 20.01 20.01 42 43 Творческая мастерская. Эпитеты. 2 21.01 27.01 44 45 Художественные тропы. Олицетворение. 2 27.01 28.01 46 47 Олицетворения в стихотворениях С. Есени- на. 2 03.02 03.02 48 49 Творческая мастерская. Олицетворение. 2 04.02 10.02 50 51 52 Художественные тропы. Сравнение. Сравнения в стихотворениях. Виды сравнений. 3 10.02 11.02 17.02 53 Анализ художественного произведения. Ху- дожественные тропы в миниатюрах М.При- швина. 1 17.02 54
Зачётное занятие
. Художественные тропы. 1 18.02 55 56 Творческая мастерская. Лирическая за- рисовка. 2 24.02 24.02 57 Стихи-буреме. 1 25.02 58 59 Литературная гостиная. Встреча с ин- тересным человеком. Б. Пызин и С.Чудаев 2 03.03 03.03 60 61 62
Литературная газета
. Создание газеты. Оформление газеты. 3 04.03 10.03 10.03 63 Творческий проект. Моя газета. 1 11.03 64 65 66 Экскурсия в краеведческий музей. Сочинение-отзыв об экскурсии 2 1 17.03 17.03 18.03 67 68
«Сказочная страница»
Истории рождения сказок. 2 24.03 24.03 69 70 Из чего состоит сказка. Учимся понимать сказку: Зачин; Троекратный повтор; Вол- шебство; Концовка; Добро побеждает зло 2 07.04 07.04 71 72 Учимся слушать и читать сказку. 2 08.04 14.04 10
73 Конкурс сказителей. 1 14.04 74 75 «Меняем сказку»: Измени начало; Измени концовку; Измени сюжет. 2 15.04 21.04 76 77 Русские сказки в наших рисунках 2 21.04 22.04 78 79 Создаем свои сказки 2 28.04 28.04 80 81 Учимся играть сказки. Инсценировка сказок 2 29.04 30.05 82 83 Творческая мастерская. Работа над проек- том «Моя сказка» 2 05.05 05.05 84 Фоторепортаж. Памятные места. 1 06.05 85 86
Зачётное занятие
. Представление и защи- та творческих проектов: Моя сказка 2 12.05 12.05 87 Литература о Великой Отечественной вой- не. (Обзор) 1 13.05 88 89 Экскурсия по местам воинской славы. Ме- мориал. 2 19.05 19.05 90 91 Итоговое занятие. Твори и выдумывай. Итоговое занятие. Творческая тетрадь. 2 20.05 26.05 92 Творческое задание на лето. 1 27.05 11