"Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)"

Автор: Гильмитдинова Ирина Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СКШИ VIII вида
Населённый пункт: Пермский край город Чернушка
Наименование материала: статья
Тема: "Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью по третьему варианту Стандарта (D)"
Дата публикации: 23.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Требования к условиям

реализации основной

образовательной программы

на основе ФГОС для

обучающихся с умственной

отсталостью по третьему

варианту Стандарта (D)

Учитель-дефектолог

МБОУ СКШИ VI вида

Гильмитдинова И.В.

При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются:  ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР;  ЗОНЫ АКТУАЛЬНОГО И БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ;  СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО СТАНДАРТА;  ХАРАКТЕР И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОТРАЖЕННЫХ В СПЕЦИАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ;  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КОНСТАНТНЫХ И ВАРИАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Специфические условия определяются на двух уровнях –
общем и

дифференцированном.
Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе для обучающихся с умственной отсталостью. Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности
умственно отсталых обучающихся с

тяжелыми и множественными

нарушениями развития.

Создание специфических условий,
общих
для всех категорий обучающихся с ОВЗ, должно гарантировать возможность для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития: • адекватного выбора формы образования в зависимости от особенностей психофизического развития обучающихся (обучение в специальном классе образовательной организации, индивидуальное обучение, надомная форма получения образования, сочетающаяся с занятиями в школе / центре); • изменения формы обучения при необходимости, по желанию родителей и при наличии соответствующей рекомендации ПМПК; • возможности перевода ребенка с ТМНР на другой уровень обучения (третий уровень в соответствии с концепцией СФГОС для обучающихся с ОВЗ) при наличии рекомендации ПМПК и желания родителей; • взаимодействие в едином образовательном пространстве общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных организаций в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения обучающихся с ТМНР.
Создание
специфических
условий для обучающихся с ТМНР должно обеспечивать: • индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с особенностями психофизического развития обучающихся; • разработку специальной индивидуальной образовательной программы для каждого обучающегося с ТМНР и ее корректировку всеми участниками образовательного процесса (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель физкультуры или специалист ЛФК, воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования, родители и др.); • ресурсные возможности обучения в соответствии с содержанием индивидуальной программы; • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР; • достижение планируемых результатов освоения специальной индивидуальной образовательной программы.
Создание специфических условий образования обучающихся с ТМНР должно способствовать : • целенаправленному развитию способности обучающихся с ТМНР к невербальной и вербальной коммуникации и взаимодействию со взрослыми и детьми; • формированию навыков самообслуживания и других практических умений, способствующих улучшению качества жизни; • развитию самостоятельности и большей независимости от близких в повседневной жизни; • расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации; • раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно – эстетической деятельности; • развитию представлений об окружающем мире и способности ориентироваться в пространстве и времени; • реализации потенциальных возможностей в доступной бытовой и трудовой деятельности.
Специфические условия реализации специальной индивидуальной образовательной программы для обучающихся с ТМНР должны гарантировать возможность: • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы¸ и родителей обучающихся (законных представителей); • использования традиционных и специфических методов оценки уровня жизненной компетенции и представлений, умений, навыков («академических» достижений) ребенка с ТМНР, соответствующих его особым образовательным потребностям; • выявления и развития способностей обучающихся с ТМНР через внешкольную деятельность, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования обучающихся.
Требования к
ресурсному обеспечению
реализации адаптированных образовательных программ для умственно отсталых детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают: • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, • ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СТРУКТУРЕ МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ОТРАЖЕНА СПЕЦИФИКА ТРЕБОВАНИЙ К: • ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА, В КОТОРОМ ОБУЧАЕТСЯ РЕБЁНОК С ТМНР; • ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ; • ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА РЕБЁНКА С ТМНР; • ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОМФОРТНОГО ДОСТУПА РЕБЁНКА С ТМНР К ОБРАЗОВАНИЮ (АССИСТИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ); • СПЕЦИАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ И ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ, ОТВЕЧАЮЩИМ ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ; • ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ, ИХ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА, В КОТОРОМ ОБУЧАЕТСЯ РЕБЁНОК С ТМНР. • Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ТМНР, должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. • Важным условием реализации образовательной с ТМНР является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно- двигательных функций, зрения к объектам инфраструктуры образовательной организации. С этой целью на территории предусматриваются плавные переходы (спуски) с одного уровня рельефа на другой, например, с тротуара на проезжую часть и др. Объекты игровых площадок должны предусматривать возможность их использования обучающимися с различными нарушениями (зрения, слуха, координации, опорно-двигательного аппарата). Здание оборудуется пандусами, лифтами, безпороговыми дверными проемами (шириной не менее 90 см), поручнями и тактильными сигналами (для обучающихся с нарушением зрения). • В помещениях для обучающихся с ТМНР должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс обучающихся с ТМНР, присмотр и уход, а также обеспечивать их максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕННОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ Временной режим образования обучающихся с ТМНР (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в специальной индивидуальной образовательной программе, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание, раздевание, туалет, умывание, прием пищи). Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися с ТМНР различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МЕСТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ТМНР РАБОЧЕЕ / УЧЕБНОЕ МЕСТО РЕБЁНКА С ТМНР СОЗДАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО С УЧЕТОМ ЕГО ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, А ТАКЖЕ СОПУТСТВУЮЩИХ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НАРУШЕНИЙ (ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, СЕНСОРНОЙ СФЕРЫ, РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ). ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА УЧИТЫВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ МОТОРИКИ, ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ РЕБЕНКА. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ОРГАНИЗУЮТСЯ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ, КАК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ТАК И ГРУППОВОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ. С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ В ПОМЕЩЕНИИ КЛАССА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ. КРОМЕ УЧЕБНЫХ ЗОН, НЕОБХОДИМО ПРЕДУСМОТРЕТЬ МЕСТА ДЛЯ ОТДЫХА И ПРОВЕДЕНИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ. С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР НЕОБХОДИМО УЧИТЬ ПРОВОДИТЬ СВОЕ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ДЛЯ ЭТОГО В СООТВЕТСТВУЮЩИХ МЕСТАХ ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ДИКТУЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БОЛЬШОГО ОБЪЕМА НАГЛЯДНОГО (ГРАФИЧЕСКОГО) МАТЕРИАЛА, (В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИМЕЕТСЯ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ, ТО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ), ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КОТОРОГО В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕОБХОДИМЫ СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ МЕСТА: КОВРОЛИНОВЫЕ И/ИЛИ МАГНИТНЫЕ ДОСКИ, ФЛАНЕЛЕГРАФЫ И ДР. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВКЛЮЧАЕТ ЗАДАЧИ, СВЯЗАННЫЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ: ОДЕВАНИЕ / РАЗДЕВАНИЕ, ПРИЕМ ПИЩИ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЫДЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО РАСПОРЯДКУ ДНЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ УЧЕБНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДАННЫХ НАВЫКОВ ЯВЛЯЮТСЯ МОБИЛЬНЫМИ И ГОТОВЯТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПОМЕЩЕНИЯХ.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР ВЫЗЫВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДБОРА УЧЕБНОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПО ВСЕМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ. Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках образовательной области
«

Язык

»
предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации. СПЕЦИАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ОСОБЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации могут являться: • специально подобранные предметы, • графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), • алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), • электронные средства (устройства записи на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
Освоение содержательной области
«Математика»
предполагает использование разнообразного дидактического материала в виде: • предметов различной формы, величины, цвета, • изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др., • оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам, • программное обеспечение для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, • калькуляторы и другие средства.
Для осуществления трудового обучения образовательной организации требуются: • РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СЫРЬЕ (ГЛИНА, ШЕРСТЬ, ТКАНЬ, БУМАГА И ДР. МАТЕРИАЛЫ); • ЗАГОТОВКИ (ИЗ ДЕРЕВА, МЕТАЛЛА, ПЛАСТИКА) И ДРУГОЙ РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ; • МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА (СЕМЕНА РАСТЕНИЙ, РАССАДА, КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ, ПОЧВЕННЫЕ СМЕСИ И ДР.) И УХОДА ЗА ЖИВОТНЫМИ; • РАЗЛИЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРОФИЛЮ ТРУДА, ВКЛЮЧАЯ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТКАЧЕСТВА, ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ДЕРЕВООБРАБОТКИ, ПОЛИГРАФИИ, В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ (БЫТОВЫХ, ОБЩЕПИТ, ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС И ДР.); • ПРОЧИЙ УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области
«Естествознание»
происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ТМНР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения могут выступать комнатные растения, оранжереи, живые уголки, расположенные в здании образовательной организации, а также теплицы, сенсорный сад и др. объекты на прилегающей к образовательной организации территории.
Содержательная область
«Физическая культура»
должна обеспечивать обучающимся с ТМНР возможность физического самосовершенствования даже если их физический статус значительно ниже общепринятой нормы. Для этого оснащение физкультурных залов должно предусматривать как обычное (для спортивных залов школ), так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для обучающихся с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами) и др.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся с ТМНР в области «
Искусство».
Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует некоторых специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку с ТМНР овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских. На занятиях музыкой и театром важно обеспечить обучающимся с ТМНР использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), театральным реквизитом, а также оснащение актовых залов воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают: • НЕОБХОДИМУЮ НОРМАТИВНУЮ ПРАВОВУЮ БАЗУ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР В ЧАСТНОСТИ; • ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА; • Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных; • ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ И РАБОТ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СТАТЕЙ, ВЫСТУПЛЕНИЙ, ДИСКУССИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ);
НЕОБХОДИМАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР. Представляет собой перечень международных, федеральных, региональных законодательных актов и локальных документов, на основе которых осуществляется образование обучающихся с ТМНР. Важно при этом, в чтобы перечисляемые документы были связаны ссылками, позволяющими получить доступ к самим документам.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. • УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ, ИХ РОДИТЕЛИ (ИЛИ ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ) И СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В КОТОРОЙ ОБУЧАЕТСЯ РЕБЕНОК. С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО ЧАСТО РЕБЕНОК В СИЛУ ТЯЖЕСТИ ИМЕЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ НЕ МОЖЕТ АДЕКВАТНО УЧАСТВОВАТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛОЖИТСЯ НА РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА И СПЕЦИАЛИСТОВ, КОТОРЫЕ ЕГО ОБУЧАЮТ. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА ТРЕБУЮТ КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ, Т.Е. ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕГУЛЯРНОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ТМНР (ВРАЧЕЙ, СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ТЬЮТОРОВ И ДР.). В СВЯЗИ С ЭТИМ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН ДОЛЖЕН ПРОИСХОДИТЬ НА ЭТАПАХ ПЛАНИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ФИКСИРОВАНИЕ ЕГО В ЦЕЛОМ И ОТДЕЛЬНЫХ ЭТАПОВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ АНАЛИЗОМ И ОБСУЖДЕНИЕМ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПОЗВОЛИТ ОБЕСПЕЧИТЬ ПРОЗРАЧНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫБОРА ЕГО СРЕДСТВ. • ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ДОЛЖНА НАХОДИТСЯ В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ЛОКАЛЬНЫМ ЕЕ АКТОМ.
ОБРАЗОВАНИЕ РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ (ИПО) И ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА. • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА ОТРАЖАЮТСЯ В ИПО В ФОРМЕ ПЕРЕЧНЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ И СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ, АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА, УСТАНОВЛЕННЫХ В ХОДЕ ДИАГНОСТИКИ (МОНИТОРИНГА / ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ) РАЗВИТИЯ (РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ) РЕБЕНКА. • ОБЪЕМ (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ) ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО КАЖДОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ ОТРАЖЕНО В ИПО.
СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ УХОДА И ПРИСМОТРА ЗА РЕБЕНКОМ • В ПЕРИОД ЕГО НАХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ СОПРОВОЖДАЮЩИМИ ВОСПИТАТЕЛЯМИ / ТЬЮТОРАМИ. ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДАННОЙ УСЛУГИ РАССЧИТЫВАЕТСЯ ИСХОДЯ ИЗ КОЛИЧЕСТВА ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ НА ЗАНЯТИИ С УЧИТЕЛЕМ, В ПРОЦЕССЕ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ (ПЕРЕМЕНЫ). КОЛИЧЕСТВО ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОЕ НА РАБОТУ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА, ОТРАЖЕННЫХ В ИПО.
• В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ, ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА

СПЕЦИАЛИСТОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДАННОЙ УСЛУГИ ПЛАНИРУЕТСЯ ИЗ РАСЧЕТА НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ЧАСА В МЕСЯЦ ПО КАЖДОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ.
Требования к кадровому обеспечению реализации специальных индивидуальных образовательных программ для умственно отсталых обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития включают • Образовательная организация должна быть укомплектована педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. • Уровень квалификации работников образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. • В образовательной организации должна обеспечиваться непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики.
• Кадровое обеспечение образовательной организации, реализующей специальные индивидуальные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью и множественными нарушениями развития, предполагает междисциплинарный состав специалистов (педагогические, медицинские и социальные работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся, которые в состоянии обеспечить систематическую медицинскую, психолого- педагогическую и социальную поддержку. В зависимости от состава обучающихся в штат специалистов должны входить учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги), логопеды, психологи, специалисты по лечебной физкультуре, социальные педагоги, врачи (психиатр, невролог, педиатр).