"Интеллектуальное развитие в школе"

Автор: Салькова Лада Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г.о.Октябрьск Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Интеллектуальное развитие в школе"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация работы с одаренными детьми.

Индивидуализация работы с одаренными детьми.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком. А. Бебель Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов. Это способствует обучению одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации одаренной личности. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся и создаются условия для реализации потенциальных возможностей одаренных детей. Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей, входящих в учебный план. При реализации образовательных программ для одаренных детей в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Профессор Герман Константинович Селевко в своей монографии «Современные образовательные технологии» определяет индивидуализацию как организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Для одаренных детей индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. Индивидуализация является новым подходом к образованию, где изменяется позиция ученика: он становится субъектом, а не объектом образования.
Важную роль в организации работы с одаренными детьми играет образовательная
программа.
Пассов в 1982 году предложил принципы создания образовательных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста. - Содержание программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления. - Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые. - Программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний. - Программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование информационных источников, поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, уделять внимание сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. Образовательные программы для одаренных детей должны: - включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и инте рес к будущему; - использовать в обучении междисциплинарный подход на основе ин теграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволяет стимулировать стремление одаренных детей к расширению и уг лублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний; - предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблем ности обучения, а также формировать навыки и методы исследова тельской работы; - в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; - поддерживать и развивать самостоятельность в учении; -обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; - включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебно го материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необхо димым
оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания «рабочих мест» при лабораториях, музеях и других учреждениях; - обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью со держательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуж дения и отстаивания своих идей и результатов; - способствовать развитию самопознания. Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые должны предусматривать: - оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу; - желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения; - согласие, помощь и контроль родителей. Для одаренных детей составляется
индивидуальный образовательный

маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная образовательная программа, которая обеспечивает учащемуся возможность выбора в содержательной, деятельностной и процессуальной области образовательного процесса. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута характеризует особенности обучения одаренного ребенка, и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, потому что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Индивидуальный образовательный маршрут адекватен личностно- ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии разработки маршрута одаренный учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, а на стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования. Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями учащегося. Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда
вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов: - особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; - возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; - ресурсными возможностями.
Индивидуальные учебные планы
- еще одно условие индивидуализации работы с одаренными детьми. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части 3 п.18 требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования сказано, что для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой образовательного учреждения. Индивидуальные учебные планы для одаренных детей это , прежде всего , право самостоятельно решать , какие предметы он желает изучать углубленно , а какие – на базовом уровне. Поэтому у каждого ученика должно быть в идеале свое индивидуальное расписание уроков. Ясно, что составить при такой системе общешкольное расписание очень сложно, но вполне решаемо. Литература. 1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007. 2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 4.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2004. 5 Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт 6. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт 7.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.