"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"

Автор: Мезинцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 9 Детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: г. Березовский, Кемеровской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Дата публикации: 24.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 МДОУ №9 детский сад “Березка» Мезинцева Татьяна Николаевна, воспитатель, 1 квалификационной категории. 2010 г. 1
2 Содержание 1.Введение………………………………………………………….3 2.Сущность процесса адаптации …………………………………5 3.Прицины разной адаптивности детей………………………….10 4.Работа с родителями…………………………………………….24 5. Заключение……………………………………………………...26 6. Список литературы………………………………………….....32 7. Приложения Приложение №1…………………………………………………34 Приложение №2…………………………………………………50 Приложение №3…………………………………………………55 Приложение №4…………………………………………………57 Приложение №5………………………………………………....60 Приложение № 6 конспекты занятий………………………….67 2
3 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, встает практически перед каждой семьей, имеющей маленьких детей. Некоторые семьи вынуждены это делать, но идут на этот шаг неохотно в силу стесненного экономического положения, когда все взрослые работают и ребенка не с кем оставлять дома. Другие семьи придерживаются той точки зрения, что современный ребенок должен находиться в среде сверстников, приобретать тот социальный опыт, который облегчит его переход в школу. Наконец, есть родители, которые достаточно высоко оценивают образовательный потенциал дошкольного учреждения и поэтому сознательно не хотят ограничивать воспитание собственного ребенка рамками семьи. Какова бы ни была позиция семьи по отношению к дошкольному учреждению, поступление ребенка в него вызывает у родителей переживания, волнения, опасение за его здоровье, самочувствие, взаимоотношения с педагогом, сверстниками. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни дошкольника, сколько бы лет ему ни было от роду, своеобразный экзамен его психике, здоровью. Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие «адаптация». Бытовое его определение звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни. Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н. М. Аксарина. 3
4 Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Профессор Н. М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной. 4
5 СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ. Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды. Ч.Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора. В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания. В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом
выделяются 2
5
6
основных критерия успешной адаптации:

внутренний комфорт
(эмоциональная удовлетворенность) и
внешняя адекватность поведения
(способность легко и точно выполнять требования среды). В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено
3 фазы адаптационного процесса
: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.); 3) фаза компенсации или период адаптивности, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Кроме того, различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного; - адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание до двух раз длительностью 5-7 дней, есть признаки замедления нервно - психического развития – замедление речевой активности; - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и 6
7 психическое истощение организма. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки: 1 вариант.  Поведенческие реакции нормализуются к 60 дню , пребывания в детском учреждении.  Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала  Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10 дней  Ребенок не растет и не прибавляет в весе. 2 вариант.  Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.  Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.  Замедляются рост, прибавка в весе. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин: P От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; P От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; P От состояния здоровья P От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении. P От разницы в методах воспитания. 7
8 Трудности адаптационного периода возникают в тех случаях, когда ребенок встречает недопонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам и его желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального , физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения. Адаптационный период у детей может сопровождаться различными поведенческими реакциями: Упрямство (причины):  Перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;  Стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;  Привычная форма избалованного ребенка;  Своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослым его самостоятельности и инициативы. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):  Отсутствие уважения взрослого к ребенку; Реакция на не справедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблагополучном поступке;  Недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;  Утомление от однообразной деятельности. Лживость (Причины):  Болезнь, страх наказания;  Желание привлечь к себе внимание, хвастливость Лень (причины):  Неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него); 8
9  Воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса. А теперь попробуем разобрать, почему же дети по-разному адаптируются к условиям детского сада, и каковы причины этого.
Причины разной адаптивности детей
.  9
10 Работая на 1 младшей группе (дети 2-3 лет), на протяжении нескольких лет наблюдала, как дети по–разному привыкают к детскому саду. Проведя наблюдения за детьми, и проанализировав разную литературу по данному вопросу, попыталась выявить, какие же причины приводят к тому, что дети по – разному адаптируются к детскому саду. Набрав в новом учебном году (2009-2010 г.г.) группу детей в количестве 27 человек, прежде всего, провела опрос родителей через анкету и в устной форме, какие привычки имеет ребенок, какие условия созданы дома, что умеет делать ребенок самостоятельно, в чем нужна помощь. Как правило, изменения образа жизни приводят, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния. Многие дети становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными. Часто дети придумывают себе мнимое заболевание, с испугом жмется к маме. Малышей пугает большое количество взрослых, детей в группе, громкий голос, резкие звуки, длительный шум. Не обошло все это стороной и детей моей группы. У многих первые 3-4 дня было нарушение эмоциональной сферы. И ее восстановление у детей проходило по-разному. Прежде всего, к условиям детского сада привыкли те дети, которые умели самостоятельно действовать с предметами. Психологи отметили, что развитие предметной деятельности ребенка тесно связаны с его привыканием к детскому саду. Таких детей было 11 человек. Попав группу, они довольно быстро откликались на мое предложение поиграть, с интересом исследовали новые игрушки, упорно преодолевали трудности, проявляя выдумку и терпение. Остальные 16 детей зачастую просто манипулировали игрушками, не могли сосредоточиться на игре. Даже в выборе игрушки у этих детей отсутствовала инициатива. Кроме этого дети шли на контакт со мной неохотно. 10
11 На мой вопрос родителям о любимых игрушках их детей, не могли назвать их. Из чего можно сделать вывод, что в домашних условиях дети 11
12 тоже не умели играть с игрушками, и просто бесцельно их перекладывали с места на место.
Таким образом, высокий уровень развития предметной

деятельности - залог умения налаживать деловые контакты с

взрослым. Отсюда благополучное эмоциональное ощущение во время

пребывания в детском саду и в совокупности – быстрая адаптация.
Кроме предметного окружения важен и круг общения ребенка. Исследованиями последних лет доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад, развития у него потребности в общении с взрослыми и детьми, а также формирование навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности. Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, бояться посторонних людей. Среди детей были дети, которых совершенно не пугали незнакомые тети, дети. Это дети, которые воспитывались в больших семьях. Кроме родителей с ними жили братья и сестры, бабушка, дедушка, а иногда и тети с дядями (4 человека). Или же у них большая родня и родители часто водили их в гости и даже оставляли там одних (7 человек). Те дети, у которых круг общения ограничивался только родителями и одной бабушкой, т.у. был очень узок, очень долго испытывали неких страх при общении с воспитателем, няней. Им было очень сложно установить доверительные отношения с незнакомыми для них людьми. 12
13 Хочется отметить, что кроме общения с взрослым важно и общение со сверстниками. Если ребенок до детского сада общался с другими детьми, то и, придя в детский сад, он легко находит общий язык с детьми. Пример дети из многодетных семей (2 детей). Хотелось бы отметить и важность семейного воспитания, и его роль в процессе адаптации. Семейное воспитание имеет не маловажное значение. Нарушения в поведении детей при переходе в новые условия жизни объясняются чаще всего отсутствием единства воспитания детей в семье и в детском саду, и являются результатом резкого изменения сложившихся стереотипов, резкой перемены привычных для ребенка приемов воспитания, не совпадающих с таковыми в детском учреждении. Тяжесть привыкания часто определяется ошибками семейного воспитания, закрепленными у детей ряда отрицательных форм поведения. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у детей дома не тренируют способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного домашнего воспитания, сложились отрицательные привычки поведения, как то криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием и соской, есть под чтение книг, ношение памперсов и т. д. Такие дети, как правило, очень тяжело привыкают к условиям детского сада, требованиям воспитателя. С такими детьми столкнулись и мы в нашей группе. Двое детей, придя в детский сад в сентябре, полностью адаптировались лишь к марту месяцу. 13
14 Пребывание для них в детском саду стало тяжелым испытанием. Дети часто болели, дольше, чем другие дети не могли остаться на сон час, очень плохо ели. Причиной были именно издержки воспитания в семье. Один из детей сосал бутылочку, спал только на руках у мамы. Естественно, что весь уклад его жизни был сломан с приходом в садик. Второй ребенок не знал дома запретов абсолютно ни в чем, и в саду ему было не понятно, почему же вдруг стало «нельзя» делать то, что всегда разрешали. То есть все издержки воспитания в семье вылились для них в тяжелой форме. Им сложнее, чем другим детям, было учиться есть самостоятельно, одеваться, спать без укачивания. Сложно было выдержать весь сончас до конца. Но многократные беседы с родителями работа в одном направлении все дали положительные результаты. Дети хоть и долго, но все же адаптировались к детскому саду. Еще один фактор, влияющий на адаптацию детей – это особенности нервной системы. Все дети разные и у каждого свой тип нервной системы, и это тоже имеет не маловажное значение при привыкании к детскому саду. Так дети с уравновешенной нервной системой привыкают довольно быстро, если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, они быстро меняют игрушки, предпочитают подвижные игры. Эти дети требуют ровного и спокойного отношения и общения. Эти дети привыкают несколько дольше, но особых трудностей при адаптации не испытывают. Дети со спокойным, несколько медлительным поведением. Внешне, кажется, что такие дети благополучно адаптируются, однако это не так, медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитие движений, в усвоении окружающего, в овладении умениями и навыками. 14
15 Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. Таким детям требуется длительное время для освоения нового, неправильный подход может привести к затруднению в адаптации. И дети со слабым типом нервной системы. Это дети, которые переносят все изменения в условиях очень болезненно. Интереса нет ни к сверстникам, ни к взрослым. Дети всего бояться, очень неуверенны в себе. Период адаптации может длиться до 6 месяцев. Рассмотрим следующий фактор – это сформированность культурно - гигиенических навыков, и навыков самообслуживания. Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно – гигиенические навыки и привычки самообслуживания Приняв новых детей в группу, прежде всего, старались, выяснит у родителей, ест ли ребенок самостоятельно, ходит ли в туалет, умеет ли одеваться самостоятельно. Большинство родителей иногда склонны преувеличивать возможности и умение своих детей. Многие дети приходят в детский сад, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одевать и снимать даже такие простые вещи как носки, шорты, обувь. Также не умеют пользоваться носовым платком и не знают его назначения. Зачастую платок это просто игрушка для детей. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его кормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке – плачет; не знает, где взять игрушку – плачет; не привык спать без укачивания – плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф сзади, а ему завязали спереди – плачет и т.д. поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними. 15
16 Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимо результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка узнать сразу трудно. Да и не всегда они проявляются сразу в новых условиях, поэтому нужно помнить, что ребенок раннего возраста, даже имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, в новые условия жизни, и ему необходима помощь взрослого. 16
17 Вырабатывать у детей культурно – гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, наступит частое мочеиспускание. Немаловажное значение имеет развитие речи ребенка. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Из вновь принятых детей умели разговаривать и выразить свои потребности словами, было 12 детей. С ними было легко общаться. Они могли четко и ясно сказать чего они хотят. Такие дети адаптировались легко. (За исключением 2 детей, владеющих прекрасно речью, но имеющие издержки семейного воспитания). 6 детей имели речь невнятную, речь отличалась немногословностью, на уровне простых фраз. Адаптация этих детей проходила дольше, т.к. понять их речь, их желания и просьбы требовалось время – не только педагога, но и детей. Когда речевой контакт был налажен, дети довольно быстро пошли процесс адаптации. 17
18 У остальных 9 детей речь отсутствовала, вернее, была на уровне лепета и односложных слов. Понять таких детей было очень сложно не только детям, но и мне. Соответственно привыкание к детскому саду проходило очень сложно. Дети очень долго не включались в общие игры, играли, сторонясь детей. Многие просто сидели на стульях. На попытки вовлечь их в игру или просто общение – плакали. Такие дети болели чаща других. Трудности адаптации значительно чаще отмечаются среди детей с нарушениями речи, нежели среди дошкольников, речевое развитие которых соответствует физиологической норме. Таким образом, отсутствие отклонений в речевом развитии является одним из факторов, необходимых для нормального протекания адаптация. Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Ослабленный болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляемым. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по весу и росту, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется впервые же дня посещения детского сада. 18
19 Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно обеспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей. Из 27 детей только 3 ребенка имели низкий уровень физического развития, соответственно влиться в детский коллектив им удалось только спустя 6 месяцев (из-за частых болезней). Принимая детей в детский сад, следует помнить, что в процессе адаптации или привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь - сон. Каким же образом был организован процесс привыкания в нашей группе. Первые две недели родителям было предложено посещать детский сад по 2-3 часа. Зная, что многие дети отказываются в первые дни от еды, 19
20 просили родителей кормить ребенка дома завтраком. Как правило, детей забирали сразу после прогулки, перед обедом. Так как проявления детей чисто индивидуальны, поэтому кому раньше, кому позже можно предлагалось остаться на обед в группе. После чего ребенок уходил домой. На II-III неделе детей начинаем оставлять на дневной сон. Как правило, на сон оставляем 1-2 ребенка. Так легче и тем детям, которые остаются, и тем которые уже оставались на сончас. За день – два до этого настраиваем малыша на то, что его «ждет» кроватка, предлагаем принести из дома мягкую игрушку, чтобы она сначала «обжила» кроватку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Многие дети на первых порах ставят свои условия: «Я спать не буду, только полежу», на что мы охотно соглашается. Первый дневной сон в детском саду важен, поэтому мы помогаем ребенку раздеться, укладываем его, укрываем одеялом, присаживается рядом. Малышей не оставляем до тех пор пока он не заснет. Некоторых детей приходится подкачивать. В первые месяцы адаптации мы поем колыбельные песни, песни успокаивают малышей, убаюкивают. 20
21 В первые дни дневного сна мы рекомендовали родителям забирать ребенка, как только он проснется, не оставлять до конца сончаса. Многие родители с пониманием отнеслись к нашему предложению, проявляя заботу о своих детях. Таким образом, время сна увеличиваем постепенно, как правило, к концу 2 недели сон нормализуется, и ребенок спокойно спит до конца сончаса. К концу 4 недели пребывания ребенка в детском саду, большинство детей спокойно остаются до конца дня, не испытывая при этом дискомфорта. Хотелось затронуть также такую проблему как бытовое окружение. Маленькому ребенку очень тяжело: он может забыть, где его шкафчик с одеждой, побояться пойти в туалет, не найти свою кроватку. Поэтому для этого должны быть созданы особые условия. 21
22 Например, такая мелочь как картинка. И воспитатель должен помочь ребенку запомнить, где именно его картинка. У нас у каждого ребенка своя картинка – на кабинке, на шкафчике с полотенцем, на кроватке. Ведь в новых условиях даже те ребята, которые сами ели, одевались, пользовались горшком, часто просят кормить их, одевать. В этом проявляется подсознательное желание проверить, готовы ли взрослые заботиться о них. Поэтому никогда не следует отказывать ребенку в помощи. Если он будет спокойно чувствовать себя в детском саду, то очень скоро захочет сделать сам все, что умеет. В первые дни пребывания ребенка в детском саду все режимные процессы выполняются не спеша. Не стоит предъявлять к детям непосильных для них требований. Обязательным считается соблюдение принципа постепенности. Так, на первом этапе работы с детьми, зная их особенности, не следует торопить их, чтобы каждый тратил столько времени на прием пищи, одевание, умывание, сколько ему требуется. 22
23 В период адаптации важно ежедневно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. В зависимости от возраста ребят игры могут быть различными. Для маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослыми, ощущение защиты, тепла, ласки. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем, может себя занять содержательной игрой, по мере сил обслужить, не чувствует себя заброшенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развита речь, низкий уровень самостоятельности, он не может обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, 23
24 если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Малыш, который дома находился на попечении всех родных по очереди, который не привык самостоятельно занять себя ни на минуту в условиях детского сада, требует к себе постоянного внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по голове, ласково разговаривать с ним. Фактически он переходит из рук в руки от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых малыш может заболеть, т.к. постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшими нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и дольше. Работа с родителями. Набрав детей в группу, прежде всего, необходимо наладить контакт с родителями. Ведь очень многие не имеют представление о том, что происходит с ребенком, который попадает в новые условия. Например, многие родители недоумевали, почему ребенок не может остаться на целый день, ведь дома он не плачет и спокойно играет целый день. Были случаи, когда на все наши доводы, родители просто пожимали плечами, оставляли малыша на целый день. Конечно же, такому ребенку приходилось очень нелегко. Поэтому я старалась найти подход к каждому родителю. В частности предлагала понаблюдать за ребенком на прогулке, не заметно для 24
25 него. Спрашивала, какие изменения в поведении ребенка, стали происходить с началом посещения детского сада. С целью донести до родителей важность данного периода адаптации к саду, проводила беседы, объясняя, почему нужно именно так приучать ребенка к дошкольному учреждению. Также предлагала различный информационный материал для родителей (Приложение №1). Данный материал был размещен как на стенде для родителей, так и в папках – передвижках. Для удобства знакомства с привычками детей, а также информации о родителях мною была составлена анкета (приложение №1). В ней были отражены самые, на мой взгляд, важные информационные моменты о ребенке. Кроме этого родителям были также предложены рекомендации о том, в какие игры можно поиграть с ребенком дома, для его лучшего развития. (Приложение №1). Все это способствовало наиболее тесному контакту с родителями, что, конечно же, помогло детям лучше привыкнуть к детскому саду. 25
26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав опыт работы с детьми прошлого набора, отметила для себя какие именно трудности испытывали при прохождении адаптации дети. И с новыми детьми были внесены некоторые новые коррективы в работе. Если с детьми прошлого набора больше проводились коллективные игры, то с новыми детьми старались проводить игры более индивидуальные на первых порах. Больше стали использовать пальчиковые игры, игры с музыкальным сопровождением (Приложение №2). 26
27 Чтение небольших потешек при умывании, кормлении, тоже способствует более быстрому привыканию к саду и более легкому обучению детей культурно - гигиеническим навыкам. (Приложение №2) Особенно любима нашими детками всем известная «сорока-ворона». Мы применяем в своей группе разные варианты потешки. Также пробую использование метода «пескотерапии» при адаптации. Доказано, что игры с песком позволяют установить более тесный контакт с ребенком. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия. (Приложение №3) Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие 27
28 задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умения нормально общаться. Данный метод находится у меня на стадии апробации, так не достаточно литературы по данной теме. Но простые игры с песком не только на участке, но в группе, позволяют наладить более тесный контакт с детьми. Особенно хорошо действует этот метод с замкнутыми детьми, с детьми, которые не говорят. Ведь игра в «песочном мире» ни к чему не обязывает ни ребенка, ни взрослого. Посредством игр с песком ребенок выражает свои эмоции желания. 28
29 Широко используем показ театров, инсценировки сказок. Причем сказки инсценируем не только знакомые всем детям, но и придумываем сами. Придуманные сказки это, как правило, ситуации, которые происходят с нами в группе. Кто- то утром плачет – показываем сказку о том «Как зайка с мамой прощался». Если кто - то плохо есть кашку, то стараемся 29
30 рассказать сказку о том как «щенок плохо кушал». Такие сказки не только развлекают детей, но и еще и учат правилам поведения. (Приложение №4) Кроме этого привлекаем медицинский персонал для помощи в разъяснении правильности адаптационного периода, его важности. 30
31 Исходя из всего сказанного выше, хочется отметить, что адаптация у детей проходит намного легче и мягче по сравнению с прошлыми годами. Возьмем два последних года В 2008- 2009 учебном году из 25 малышей адаптировались с  Легкой степенью адаптации – 8  Средней степенью адаптации -11  Тяжелой степенью адаптации -5  И очень тяжелой степенью адаптации – 1 А в этом учебном году – 2009-2010 картина уже другая. Из 27 человек адаптировались к условиям детского сада:  Легкой степенью адаптации –11 + 5 ( 5 человек адаптировались в течении 2 недель, 11 в течении месяца)  Средней степенью адаптации -10  Тяжелой степенью адаптации -2  И очень тяжелой степенью адаптации -0
2008 -2009 уч.г

2009-2010 уч.г
Из этого видно, что в 2008-2009 годах адаптация прошла успешно лишь у 76 % детей, а в 2009 – 2010 годах – уже у 92 % детей 31
Легкая адаптация 8

Тяжелая адаптация 5

Очень тяжелая адаптация

0

Средняя адаптация 11

Легкая адаптация 11+5

Средняя адаптация 10

Очень тяжелая адаптация

1

Тяжелая адаптация 2

32
Object 3

Object 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 32
33 1. Аксарина М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений. - М.: Медицина, 1972. 2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4. 3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия». - М., 1998. 4. Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М.Прохоров, в 24 томах. - М. «Советская Энциклопедия», 1976. - Т. № 1. 5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1993. 6. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. 7. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5. 8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. 9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986. 10.Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4. 11.Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9. 12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. 13. Лисина М.И. Влияние общения с взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8. 33
34 14.Лямина Г. Книга для воспитателей. //Дошкольное воспитание. 1984, № 2. 15.Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9. 16.Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6. 17.Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования. 18.Развитие личности ребенка. /Под ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 1987. 19.Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8. 20.Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. - М.: АО «Диамант СВ», 1994. 21.Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1991, № 8. 22.Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. //Психолог в детском саду. 2005, № 1. 34
35 Приложение №1 35
36 Приложение №1 36
37 Приложение№1 37
38 38
39 39
40 Приложение №1
Анкета «Информация о ребенке и семье»
Имя, фамилия ребенка_______________________________________________ Возраст ___________________________________________________________ Имена, фамилии родителей___________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __ Адреса, телефоны __________________________________________________ _________________________________________________________________ _ _________________________________________________________________ _ Состав семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, сестры, братья) _____________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _____ Как ребенок вступает в контакты с незнакомыми взрослыми: легко или с трудом__________________________________________________ _________________________________________________________________ _ Легко или с трудом вступает в контакты с другими детьми________________ 40
41 _________________________________________________________________ _ Любимые игры, занятия, игрушки ребенка _____________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___ Чего боится и чему радуется малыш___________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ___ Что ребенок любит и что не любит ____________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __ В какое время спит _________________________________________________ Умеет ли пользоваться горшком или привык к памперсам_________________ Есть ли аллергия на _________________________________________________ _________________________________________________________________ Специальная информация о ребенке __________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __ Возможное участие родителей в жизни детского сада: посещение ежемесячных собраний посещение или планирование мероприятий для родителей изготовление игрушек, пособий покупка игрушек, методических материалов (спонсорская помощь) оформление групповых помещений, благоустройство участка 41
42 Приложение№1 Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1.
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 42
43
2.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
3.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
4.
Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
5.
Открывать почтовый ящик ключом.
6.
Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учится самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
7.
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
8.
Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
9.
Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
10.
Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
11.
Помогать перебирать крупу.
12.
Закрывать задвижку на двери под раковиной.
13.
Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
14.
Собирать на даче или в лесу ягоды.
15.
Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
16.
Вытирать пыль, ничего не упуская.
17.
Включать и выключать свет.
18.
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 43
44
19.
Перелистывать страницы книги.
20.
Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком. Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. 44
45 Приложение №2
Пальчиковые игры
Репка •Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку), •Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки), •Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики) •Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)! •Тянем-потянем (крючочки левой и правой руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону), 45
46 •Вытянуть не можем (потрясли кистями рук), •Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)? •Тянем-потянем, тянем-потянем! •Ух (расцепили руки, потрясли кистями)! •Вытянули репку!
Пальчики
(Ребенок сам загибает и распрямляет пальчики сначала на левой, а потом на правой ручке) Этот пальчик хочет спать. (Загибает мизинчик на левой руке) Этот пальчик лег в кровать. (Загибает безымянный пальчик) Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибает средний пальчик) Этот сразу же уснул. (Загибает указательный пальчик) Этот уже крепко спит и тихонечко сопит. (Загибает большой пальчик) Солнце красное взойдет, Утро ясное придет, Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать! (Поднимает левую ручку и вытягивает все пальчики)
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. (Держим перед собой кулачок ребенка) Этот пальчик в лес пошел, (Разгибаем мизинчик) Этот пальчик гриб нашел, (Разгибаем безымянный пальчик) Этот резал, (Разгибаем средний пальчик) Этот ел, (Разгибаем указательный пальчик) Ну, а этот лишь глядел! (Разгибает большой пальчик, и щекочем ладошку)


Хрюшка.
46
47 Я маленькая хрюшка, На солнце грею брюшко. И розовые ушки Стали на макушке. Глазки я закрыла, Про пятачок забыла: На солнце загорел И сильно покраснел 1–2 строчки – поглаживаем ладони обеих рук. 3–4 строчки – прикладываем ладони с сомкнутыми пальцами к голове и сгибаем-разгибаем пальцы. 5–6 строчки – кончиками пальцев круговыми движениями гладим закрытые глаза. 7–8 строчки – пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.
Пальчиковые игры
Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. Ходим-ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать. 47
48 1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. 3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. 5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке. Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. 1–2 строчки – расслабляем руки и встряхиваем их. 3–4 строчки – обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. Стихотворение и все движения можно повторить. Приложение №2 48
49 Приложение №2 49
50 50
51 51
52
Приложение

№2

Пальчиковые игры на основе потешек
52
53
Приложение

№2

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
Жили-были сто ребят, Все ходили в детский сад. Все садились за обед, Все съедали сто котлет. Все потом ложились спать. Начинай считать опять. Гойда, гойда, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить, Чем Ванюшеньку кормить. Один скажет – кашкою, Другой – простоквашкою, Третий скажет – молочком И румяным пирожком. Птица- синица за зерна взялась, Зайка- за капустку, Мышка - за корку, Детки – за молоко. Умница, Катенька, ешь кашку сладенькую, вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Дубы, дубочки, Пеку блиночки, Блиночки горячи, Не хотят сидеть в печи. Блиночки румяные, с маслицем, сметаною Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем! *** Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - На-ка, милый пастушок, Ты спеши - ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашку варить, Юру кашкой кормить. *** Пышка, лепёшка В печи сидела, На нас глядела, В рот захотела. *** Тушки-татушки, испекли ватрушки На окно поставили Остывать оставили А пшеничный пирожок — Он на опарышке взмешён Так высо-о-оконъко-высок! *** Варись-варись кашка В голубенькой чашке Варись поскорее Булькай веселее Варись, кашка, сладка Из густого молока Да из манной крупки. У того, кто кашу ест Вырастут все зубки! 53
54
Утренние потешки
Петушок-петушок Золотой гребешок, Масляна головушка Шёлкова бородушка Что ты рано встаёшь Голосисто поешь, Саше спать не даешь? *** Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки - Очень рады солнышку. *** Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! *** Утром я встаю, Песенку пою, Печенку простую, Вот такую: Ля-ля-ля-ля *** Солнышко, солнце, Выгляни в оконце, Посвети немножко, Дам тебе горошка! *** Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора - Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! *** Настало утро. Солнышко встало. Давай, сынок, Буди друзей! Вставай, Большак! Вставай, Указка! Вставай, Середка! Вставай, Сиротка! И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка! *** Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми, Нашу детку подними! *** Раным-рано поутру Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!" А коровки в лад ему Затянули: "Му-му-му!" Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. 54
55 Б АЮ - БАЮШКИ - БАЮ ... Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. *** Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою дочку не буди. Темна ноченька не спится, Моя дочка боится. Баю-баю, баю-бай, Ты собачка не лай. *** Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, Мого сына не пугай. Я за веником схожу, Тебя, бука, прогоню. Поди, бука, куда хошь, Моего сынка не тревожь! *** О бай-бай! О бай-бай! Ты, собаченька, не лай, Нашу Дашу не пугай. Бай-бай-бай-бай, Ты собаченька не лай. Петушок, не кричи, Дашеньку не буди! *** Баю-баю, баю-бай, Спи мой сладкий засыпай, Гуленьки-гуленьки, Сели к сыну в люленьку, Стали люленьку качать, Стали сына величать: Сашенькой. *** Баю-бай, баю-бай, И у ночи будет край. А покуда детвора Спит в кроватках до утра. Спит корова, спит бычок, В огороде спит жучок. И котенок рядом с кошкой Спит за печкою в лукошке. На лужайке спит трава, На деревьях спит листва, Спит осока у реки, Спят сомы и окуньки. Баю-бай, крадется Дрема, Он разносит сны по дому. И к тебе пришел, Малыш, Ты уже так сладко спишь. *** Баю, баю, баиньки, Скатаем Насте валенки, Полушубочек сошьем, Настю к бабушке пошлем. Будет бабушка встречать, Настю кашкой угощать, Даст ей тепленький блинок И румяный пирожок. *** А, баю, бай, Спи, сыночек, засыпай. У кота-воркота Колыбелька высока. Кольца-пробойцы Все серебряные, А подкрепочка Позолоченная. 55
56 *** Баю, баюшки, баю, Баю Оленьку мою. Приди котик ночевать, Мою Оленьку качать. Мою Оленьку качать, Качать прибаюкивать. Как у котика-кота Колыбелька хороша;
Потешки при купании и

умывании
Водичка, водичка, Умой Маше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. *** Водичка-водичка, Умой Оле личико, Оля кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть Оли личико *** От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Света умывается, Солнцу улыбается! *** Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо *** Ай, лады, лады, лады Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. *** Знаем, знаем, да-да-да Где ты прячешься, вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться! Лейся на ладошку По-нем-ножку. Лейся, лейся, Лейся По-сме-лей - Лена умывайся веселей! *** Плыви ко мне, рыбёшка, Словлю тебя ладошкой. Куда же ты уплыла, Скользкая, как мыло? А рыбонька купалась И в руки мне попалась! *** Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, *** Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай Леночка, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Леночка помоется, Причешется, оденется. *** Буль, буль, буль, карасики. Моемся мы в тазике. Рядом лягушата, рыбки и утята. 56
57 *** Мы не ляжем рано спать: Дочку надобно купать. Тёплую водичку Льём на нашу птичку. Ой, с гуся вода, С Алёнушки худоба! Давайте-ка пелёнку Завернуть Алёнку. Приложение №3 57
58 В период адаптации возможен применения
метод «песочной терапии»
. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу проводя обучающие, развивающие и коррекционные занятия. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, то есть умения нормально общаться. Все игры условно можно разделить по трем направлениям: 1. Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка); 2. Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира); 3. Проективные (через их осуществляется диагностика, коррекция и развитие ребенка). На этапе адаптации используются обучающие игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении: Примерные упражнения: 1. Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям (песок прохладный, теплый, сухой, мокрый, когда двигаем руками по песку ощущаем маленькие песчинки…). Делаем другие упражнения. 2. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик). 3. Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные, круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же самое, поставив ладонь ребром. 4. «Пройтись» поочередно по поверхности пальчиком правой и левой руки (потом двумя пальчиками одновременно). 58
59 5. «Пошагать» по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть). 6. Оставить следы одновременно двумя пальцами (вместе пофантазировать: чьи это следы). Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблему» в игре. Приложение №4


ИГРЫ

-

ИНСЦЕНИРОВКИ

О чем рассказала игрушка.
Воспитатель держит незнакомую детям и далеко не новую игрушку. Рассказывает:
«Этот медвежонок ушел от ребят, которые его обижали.

Они, эти ребята, бросали медвежонка на пол, медом его не кормили,

спать не укладывали, песенки не пели, ласковые слова не говорили,

носик оторвали.

Носик ему сейчас пришью, а что дальше с медвежонком делать, ума не

приложу . .»
Если малыши решают оставить игрушку в своей группе, медвежонок спрашивает у них, будут ли они петь ему песенки и какие именно, будут ли говорить ласковые слова, чем станут кормить. Воспитатель пришивает медвежонку нос, а затем оставляет игрушку рядом с собой и наблюдает, как дети общаются с медвежонком. Хлюп-хлюп-хлюп! Собираемся с детьми на прогулку. Один ребенок не хочет одеваться и мешает другим детям. Тогда воспитатель приносит «рыдающего» зайчонка и предлагает детям выяснить причину зайкиных слез. Зайка рассказывает: «Все зайчишки гулять ушли... Хлюп-хлюп- хлюп!.. А меня оставили... Хлюп-хлюп-хлюп!.. Я сам одеваться не умею, 59
60 другим мешаю... Хлюп-хлюп-хлюп!.. Кто мне поможет?.. Хлюп-хлюп- хлюп!.. Кто меня научить? Дети предлагают свою помощь, но зайка выбирает себе наставника сам. Выбирает того самого ребенка, который не хотел одеваться. Он говорит малышу: «Ты одевайся, а в у тебя буду учиться». Если дети станут завидовать товарищу, можно дать и им зайчат или другие игрушки. Пусть поучат их одеваться! Про девочку Машу и Зайку, длинное Ушко. Приносим в крупу игрушку зайку и куклу и мишку. Рассказываем детям такую историю: — В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала. Однажды к плачущей Маше подошел Зайка длинное Ушко. — Ты любишь свою маму?— спросил Зайка. -- Люблю. — А почему плачешь? — Не хочу, чтобы мама уходила. — Плохо! Очень плохо!— сказал Зайка. — Что плохо? Почему плохо? — удивилась Маша и перестала плакать. — Ты плачешь — мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, все о тебе думает, У нее начинает болеть голова, поднимается температура, И мама тоже начинает плакать. -- Ой, — испугалась Маша. Что же делать? — Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «до свидания, любимая моя мамочка. Я не буду плакать в детском саду». Появляется Медвежонок, он плачет: э-э-э! дети спрашивают: «Что случилось? Почему ты плачешь? 60
61 — Мама ушла на работу. Она не может остаться со Мной. Мама лечит заболевших медвежат. Ее ждут на работе. Дети, как могут, объясняют Медвежонку, что не следует плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.
Добрый вечер, мамочка!


Перед детьми зайчишка и медвежонок. Воспитатель сообщает малышам, что зверята пришли поучиться у детей встречать мам. — Вот на пороге появилась зайкина мама. Как вы думаете, что скажет ей зайка? (Выслушать ответы детей.) Нет, не угадали. Маленький зайка скажет: «добрый вечер, мамочка!» Что скажет? А потом добавит: «Ты сегодня очень красивая. Я по тебе соскучился. Что добавит? Мама, услышал такие хорошие слова, обрадуется, удивится, улыбнется. То-то хорошо будет! Воспитатель достает другую игрушку, маму зайчиху, — Моя мама пришла, моя мама пришла!— радуется зайка’. Вдруг он пугается: «Ой-ой-ой, я забыл, что надо сказать моей милой Мамочке. Помогите, подскажите!» Воспитатель вместе с детьми напоминают: маме надо улыбнуться, сказать «добрый вечер», рассказать, какая она красивая и как зайка по ней соскучился. Зайка все это проговаривает с помощью детей. Мама обнимает и целует его. Появляется мама-медведица. дети подсказывают медвежонку, что надо сказать маме. — А что вы сегодня скажете своим мамам? спрашивает воспитатель у 61
62 детей. — Неужели вы забудете сказать те слова, которые заставят Маму улыбнуться, обнять и поцеловать своего ребенка?
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
62
63 63
64 64
65 65
66 66
67
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
« Научим куклу Машу мыть руки» (Занятие по обучению детей культурно-гигиеническим навыкам в период адаптации). Цель: 1. Учить детей мыть руки в определенной последовательности, при помощи иммитации движений. 2. Прививать некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды (вытирать рот после еды, говорить «спасибо»). 3. Активизация речи детей при помощи стихов – умывалочек. Материал: 1. Полотенце на каждого ребенка. 2. Кукла, кукольная посуда. 3. Игрушки – кошка, курица, собака. 4. Посуда для животных – миска, блюдце, черепушка. Ход занятия: На ковре стоят стульчики по числу детей. На спинках висят полотенца - на каждого ребенка. В центре стоит стол, накрытый к обеду. Рядом на стульчике сидит кукла. 67
68 Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание детей на куклу, сидящую на стуле. Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша собралась пообедать, но забыла, что перед обедом нужно что-то сделать. Маша долго вспоминала и не смогла вспомнить. Может быть, мы с вами поможем Машеньке вспомнить, что же нужно сделать, перед тем как сесть за стол? Что мы делаем перед едой? (можно задать детям наводящие вопросы) Конечно же, мы перед едой моем руки. -Маша, ты забыла помыть ручки. (Обращаясь к кукле) посмотри какие они у тебя грязные. Ты же играла в игрушки, ползала по полу. Теперь нужно их помыть и потом садиться за стол. Что ты говоришь? (Наклоняясь к кукле) Ой- ой, ребятки, Машенька не умеет мыть ручки! Давайте мы научим Машу правильно мыть руки. Хорошо!? Воспитатель берет куклу на колени, и все действия показывает с ней на руках. Игра имитация «Моем руки»  Что мы делаем сначала?
Закатаем рукава.

Открываем кран ( чик – чик) – вода (Ш-Ш-Ш)
 Намочим наши ручки под водой:
Знаем, знаем – да-да-да (хлопки)

Где ты прячешься вода ( повороты рук вверх вниз)

Выходи водица, мы пришли помыться

(машущие движения кистями рук)

лейся на ладошку по-нем-нож-ку. (показ ладошек)
 А теперь берем мыло и будем намыливать ручки.
Каждый день я мою мыло под горячею водой.

Мойся мыло не ленись, не выскальзывай не злись.

Вот оно и не упало. ( Имитация движений «намыливания»).
68
69  Положили мыло на место, и будем делать «мыльные перчатки», чтоб Наши ручки хорошо отмылись. Надеваем их на наши ручки.
Кто не моет руки с мылом от среды и до среды.

На мохнатом полотенце отпечатаны следы.

Наши ручки стали в мыле, мы под краном мыло мыли
Имитация движений намыливания рук – «мыльные перчатки».  Покажите Машеньке, какие у нас «мыльные перчатки» а теперь надо смыть мыльную пену водой, чтобы наши ручки очистились от грязи.
В ручейке вода струиться в речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться, без воды мы никуда.

Моем руки, моем руки под горячею водой,

если ты не любишь мыться, эту песенку не пой.
Имитация движений мытья рук под краном.  А сейчас стряхнем водные капельки с ручек. Возьмем полотенце расправим его вот так, и будем вытирать ручки. Вытираем пальчики, ладошки. Одну ручку, вторую. Молодцы.
Умываемся мы быстро, вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны, всем смотреть на нас приятно!
 Повешаем полотенце обратно на спинку стульчика. Ну, вот теперь Машенька у тебя ручки чистые, можно и пообедать. Игра – инсценировка « Маша обедает» по стихотворению С. Капутикян. Ну, вот Машенька наелась. Что же нужно теперь сделать.? Посмотрите ротик у Маши грязный. Конечно же, вытрем рот салфеткой. А теперь наша Маша скажет нам «спасибо». Вот какие мы молодцы, помогли Маше. Давайте теперь поиграем с куклой. Игра « огромный круг» Вот какой огромный круг, становись скорее друг. Топ ногой, другою топ, да в ладоши хлоп да хлоп. 69
70 Мы могли бы так резвиться целый час и целый год, но пришел из лесу зайка и увел наш хоровод ( прыгаем как зайки) При повторе игры, называем другого животного (волка, лису, мишку). Час обеда подошел. Села Машенька за стол. — Гав, гав, гав! — Кто это к нам? — Гав, гав, гав! — Кто это там? — Это я, Ваш верный пес, Ваш Арапка, черный нос. День и ночь Я дом стерег. Наработался, продрог. Не пора ли обедать? — Иди, Арапка, Мой свои лапки. — Мяу, мяу! — Кто ж теперь? К нам царапается в дверь? Это ваша кошка Мурка, Мурка — серенькая шкурка. — Я вам погреб стерегла, Всех мышей перевела. Крыс прогнала из подвала, Наработалась, устала. Не пора ли обедать? — Куд-куда, куд-куда, — Кто еще спешит сюда? --Ваша курочка рябая. Я к вам прямо из сарая. Я не ела, не пила, Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать? Двери отперли, и вот Маша всех к столу зовет. Пса Арапку, Кошку Царапку, Курочку Рябку. Никому отказа нет. Подан каждому обед. Собачке — в миске, В блюдечке — киске, Курочке-несушке — Пшено в черепушке, А Машеньке — в тарелке. В глубокой, не в мелкой. 70
71 71

З

АНЯТИЕ

ДЛЯ

ДЕТЕЙ

2–3

ЛЕТ

«В

ГОСТИ

К

Х

ОЗЯЮШКЕ

»

Цель :
 Активизировать речь детей.  Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами.  Познакомить детей с устным народным творчеством.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование:
Макет домика; скамеечка; игрушки: котик, утенок, утка, петушок, лягушка, коза, собачка, птичка; корзина с цветами или конфетами; костюм для Хозяюшки.
Ход занятия.
В группе стоит домик, скамейка, около домика сидит Хозяюшка (воспитатель в народном костюме). В группу входят дети. Хозяйка. Здравствуйте, ребятки, милые котятки! Проходите, проходите! Вы мои ладушки! Спойте, пожалуйста, со мной песенку. Дети хором поют и инсценируют песенку «Ладушки». Ладушки, ладушки, Где были? - У бабушки. (Хлопают в ладошки) Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку. (Водят пальчиком по ладошке)
Кашу поели. Шу! – Полетели! (Машут руками, изображая птичек) На головку сели, Сели – посидели. (Кладут ладошки на голову) Прочь улетели! Да! (Изображая птичек, разбегаются по группе) Хозяйка. Как вы хорошо поете! Ребятки! А я живу не одна, со мной живет маленький дружок. Хотите с ним познакомится? Дети. Хотим! Хозяйка. Тогда отгадайте загадку. Мягкие лапки, На лапках царапки. На молоко гладит, «Мяу» – «Мяу» – говорит. Кто это? Дети. Кошка! Хозяйка. Правильно! (На крыше домика появляется кошка) Вот и мой маленький дружок, котик Васька. (Хозяйка берет игрушку – кота в руки, гладит, предлагает погладить детям, читает потешку). Как у нашего кота («ушки над головой») Шубка очень хороша. (Поглаживание по груди) Как у котика усы (показ усов) Удивительной красы. ( Крутить пальчиками ) Глаза смелые, ( показать глазки) Зубки белые. (Показать пальчиками улыбку)
Хозяйка. Хотите поиграть с моим котиком? Вы будете мышками, а мой котик Васька будет вас ловить. (Дети сидят в «норка», а котик ходит между детьми – мышками и читает): Котик по двору идет, Ищет мышек Васька – кот, Ищет мышек кот. Тихо мышки все сидят, На кота они гладят, На кота глядят! (Затем котик идет «спать», а мышки выбегают, котик просыпается и ловит «мышат»). Пока дети играют, на домике появляется птичка. Хозяйка. Ой! Ребятки, посмотрите, кто к нам прилетел? Дети. Птичка. Хозяйка. Давайте покормим птичку и споем ей песенку. (Дети поют и инсценируют песенку «Маленькая птичка»). Маленькая птичка Прилетела к нам, к нам. ( Помахать руками – крылья) Маленькой птичке Зернышек я дам, дам. ( Сыпать зернышки - имитация) Маленькая птичка Зернышки клюет, клюет. ( Одной рукой клюем по ладошке другой) Маленькая птичка Песенки поет, поет. ( Ручки «клювики») Хозяйка. Птичка поела, а теперь хочет с вами поиграть. (Дети поют песенку «Птичка»). Села птичка на ладошку. Посиди у нас немножко. (Похлопывание одной ладошкой по другой) Посиди, не улетай. ( Поглаживание одной рукой другую)
Улетела птичка! – Ай! (спрятать руки за спинку) (Дети изображают птичек, «летают» по группе). Хозяйка. Улетела птичка к своим деткам. А вы, наверное, устали? Садитесь на мой сказочный ковер. Я расскажу вам сказку. К УКОЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ « У ГАДАЙ , КТО МЫ ? » Хозяйка. Вот мама утка. А это ее маленький утенок, его зовут Кряк. Однажды утенок Кряк убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся – рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг услышал: «Ква – ква – ква!» - Ой, кто это? – спросил утенок. Хозяйка. Дети, как вы думаете, кто же это? Дети. Лягушка! Песня лягушки. Я лягушечка, ква – ква! Я квакушечка, ква – ква! Я зеленая, ква – ква! Как зеленая трава, Ква – ква! Ква – ква! Хозяйка. Ускакала лягушка, а утенок дальше побежал искать маму и вдруг услышал: «Ме – ме – ме!» - Ой, кто это? – спросил утенок. Хозяйка. Дети, как вы думаете, а это кто? Дети. Коза. Песня козы. Я рогата, я бодата, Ме – ме! Молоко даю ребятам, Ме – ме! Хозяйка. Ушла коза, а утенок дальше побежал искать маму и вдруг услышал: «Гав – гав – гав!». - Ой, кто это? – спросил утенок. Хозяйка. Дети, кто это? Дети. Собачка. Песня собачки. Я громко, громко лаю Гав – гав – гав! Я зря не обижаю, Гав – гав – гав! Хозяйка. Ушла собачка, а утенок снова побежал искать маму. И вдруг услышал: «Ку – ка – ре – ку!». Хозяйка. Дети, кто это? Дети. Петушок!
Песня петушка. Рано утром я встаю. Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку! Громко песенку пою. Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку! Шпоры есть и гребешок. Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку! Вот какой я петушок! Ку – ка - ре – ку! Ку – ка - ре – ку! Хозяйка. Ушел петушок, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: «Кря – кря – кря!». Оглянулся утенок, а это его мама – утка. Обрадовался он и побежал к маме. И они пошли гулять. Хозяйка. Давайте и мы с вами пойдем, погуляем по дорожке. (Дети поют и инсценируют пеню «Топ, топ»). Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну–ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы умеем, топ, топ, топ! Топают сапожки, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ! Хозяйка. Пора нам с вами прощаться. Но без подарков я вас не отпущу. Мы с котиком Васькой приготовили для вас «Сладкую корзиночку». (Выносит корзинку с конфетами, украшенную цветами). Для нашей детворы Мы корзину принесли. С конфетами, цветами, Посмотрите, сами! (Хозяюшка прощается с детьми. Дети уходят).