"Страна Твердыша и Мякиша"

Автор: Гологудина Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 316
Населённый пункт: Ростов-на-Дону
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Страна Твердыша и Мякиша"
Дата публикации: 24.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТЕМА: «

Страна Твердыша и Мякиша

»

Цели:
- научить обозначению мягкости согласных на письме с помощью гласных 2 ряда; - формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы; - расширить словарный запас существительных и глаголов по теме «ЦИРК»; - развитие фонематических обобщений в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу; - развитие слуховой памяти и слухового восприятия.
Оборудование:
- пособие «Страна Твердыша и Мякиша»; - Пособие «Гласные 2 ряда»; - Словарные слова «Арена Манеж Цирк Клоун Жонглер Эквилибрист Фокусник» Ход занятия: 1. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО - Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 1 ряда - Сядут те дети, чье имя начинается на гласный 2 ряда - Сядут те дети, чье имя начинается на согласный - Сколько всего гласных звуков? - Сколько всего гласных букв? - Назовите гласные 1 ряда - Назовите гласные 2 ряда - Каким цветом мы обозначаем гласные? 2.СООБЩЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ -Послушайте сказку:
«В цирке премьера, первый показ представления. На арене волшебник

мягкий знак.

- Смотрите,- говорит Ь, - как только я приближаюсь к какому-то слову:

оно становится другим: кон – конь, мел – мель, банка – банька.

Но тут на манеж выбегают гласные 2 ряда: Я, Е, Е, Ю, И.
-
Мы тоже умеем показывать фокусы.

Они подбежали к твердым согласным.

- Смотрите: был лук, стал люк, был мал, стал мял, был ров, стал

рев.».
- Где происходило действие сказки? - Куда выбежали гласные 2 ряда? - Как можно арену назвать по-другому? - Какие буквы выбежали на арену? - Что смягчают гласные 2 ряда? - Правильно, они смягчают твердые согласные. Твердые согласные живут в Стране Твердыша, и мы будем обозначать их фишкой синего цвета. Мягкие согласные живут в Стране Мякиша, и мы будем обозначать их фишками зеленого цвета. 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
- Итак, мы с вами попали в цирк. Артисты цирка сегодня покажут нам свое умение и поиграют с нами. Первым на арену выходит КЛОУН. У него в руках воздушные шары. Нам надо выплнить звукобуквенный анализ слов, которые написаны на этих шарах: лес, рис, пес, мел, нес, пел. Какие буквы смягчали твердые согласные? (На магнитной доске дети выполняют звуко-буквенный анализ слов) -Клоун рад, что вы справились. Теперь клоун в цирке сможет (что делать?)… Правильно: развлекать, веселить, смешить, дурачить. -Дальше на манеже появляется ЖОНГЛЁР. Что делают в цирке жонглёры? -Чем они жонглируют? (мячами, булавами, гирями, факелами, кольцами) Дополняем предложения словами, нарисованными на кольцах жонглёра: Из трубы идёт … (дым) !!! Рита любит собирать …(грибы) У Деда Мороза красный … (нос) Белка живёт в … (лесу) Гриша любит … (вишни) Соня грела …(утюг) 3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 4. А сейчас к нам выходит ЭКВИЛИБРИСТ. Эквилибристы -это артисты, которые, стоя на канате, двигаясь по нему, танцуя, должны сохранять равновесие. Ещё их называют канатоходцами. Эквилибрист должен пройти по канату без остановки.Чтобы помочь ему нужно называть слова с мягкими согласными в 1 слог; в 2 слога; в 3 слога. -И вот нас ждут ФОКУСНИКИ…. -Мы сами тоже покажем фокусы с волшебной палочкой. Превращения слов: ЛУК-ЛЮК, МАЛ-МЯЛ, ВИЛЫ-ВИЛИ, РОВ-РЁВ, РАД-РЯД, НОС-НЁС. 5.Рассказ о цирке по опорным словам и вопросам: Когда вы были в цирке? Сегодня. Кто выступал на арене? Клоуны, жонглёры, фокусники, эквилибристы. Что делал клоун? Смешил, развлекал,веселил. Что делал жонглёр? Жонглировал мячами,кольцами, гирями Что делали эквилибристы? Ходить,танцевать, канат. Что делал фокусник? Фокусы. -Как назовём этот рассказ? Кто может пересказать его полностью? (Словарные слова, делим на слоги ,звуко-буквенный анализ слов) 6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ.