"Развивающее обучение"

Автор: Ермохина Людмила Андреевна
Должность: учительначальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Вознесенское
Населённый пункт: с. Вознесенское
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающее обучение"
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии Тракторозаводского района г.Волгограда Работа на конкурс методических разработок «Моя педагогическая копилка»
Словарная работа

на уроках

русского языка.

Работу выполнили
: учитель начальных классов 1 категории МОУ СОШ №17 ТЗР г.Волгограда Протасова Н.И., учитель начальных классов 1 категории МОУ СОШ №17 ТЗР г.Волгограда Глезер С.Н. План работы
План работы:

1.Актуальность
. 2.Что такое «словарная работа» и требования к ее проведению. 3.Методы и приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями. 4. Пути, средства ее выполнения. Применение инноваций, педагогическая обоснованность. 5. Список литературы, использованной при подготовке работы.
Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования (ФГОС второго поколения). Если раньше
цели
определяли
как усвоение знаний, умений и навыков
, или как формирование компетентностей, то
сегодня целью обучения становится

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся
. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего,
формированием универсальных

учебных действий,
выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом
знания, умения, навыки и

компетентности
рассматриваются как
производные
от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих
надпредметный
характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую

компетенцию учащегося – умение учиться.
Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления (эмпирическое или теоретическое), внимания (произвольное или непроизвольное), памяти (смысловая или механическая) и других психических процессов. Поэтому вторым направлением совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы предметной действительности.
Русский язык
— один из богатейших языков мира. Однако, вряд ли можно найти человека, который владел бы всем словарем современного русского литературного языка. В своей практической деятельности человек употребляет лишь определенное количество слов, поэтому не только в начальных, но и в старших классах нет необходимости, да это и немыслимо, овладеть всем словарем русского языка. Для активного усвоения в начальных классах предусматривается определенный словарный минимум. В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Поэтому эта тема актуальна. Одна из причин актуальности – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников. Поэтому для усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями учителю необходимо использовать в своей работе различные методы и приемы, работать над значением этих слов. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» — писал известный российский ученый — методист А. В. Текучев. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал бы его для учащихся, обеспечивал правильность, полноту усвоения слов. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение. В разработке вопросов методики обучения непроверяемым написаниям исходим из следующего. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная
учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея ввидуследующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы: -активизация умственной деятельности учащихся и их памяти; -обучающий характер учебной деятельности; -регулярность в работе над словами с указанными орфограммами. Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников. Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова. Передовой опыт учителей и специально проведенные эксперименты свидетельствуют, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний в «словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.
Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в

котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся,

прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с

данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить:

в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с

проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с

проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют

правописание и тех, и других.( Приложение №1)

Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько

ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив

по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.

(Приложение №1)


Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно

подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется

слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).

(Приложение №1)

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы

является прием подбора учащимися слов близких или противоположных

по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и

антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми

написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а

антонимы к слову мешать – помогать, пособлять. (Приложение №1)

Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует

закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря,

усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых

написаний. (Приложение №1)

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот

прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

(Приложение №1)

Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь

текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми

написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные). (Приложение №1)

Работа над словарными словами не может идти изолированно от всей

остальной работы над грамотностью. И, поэтому, прежде чем отправиться с

детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов,

я помогаю им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые

есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три

большие группы. Эти группы мы условились назвать «зеркальные»,

«опасные» и «очень опасные» слова (эти термины взяты из книги Г.Г.

Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой «Секреты орфографии»).

«Зеркальные слова» — слова, где каждому звуку соответствует такая же

буква. Писать их легко, в них все понятно.

«Опасные слова»- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких

букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми

орфограммами.


«Очень опасные слова» — слова с неясными, хитрыми звуками, которые

никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди

научились запоминать их правильное написание. В моей копилке много

шуточных слов – рифмовок, взятых из разных источников, которые

помогают детям узнавать и запоминать эти «очень опасные слова» и в

дальнейшем, по возможности, писать правильно.

Простота и легкость запоминания позволили мне охватить стихами-

опорами не только слова, предусмотренные «Программой», но и многие

другие, не «программные»: они «окружают» детей в повседневной жизни и

дети их активно используют в устной и письменной речи, правда, в

большинстве своем, не умея писать правильно.

Частое включение стихов в уроки(Приложение №1) положительно

сказывается на развитие памяти, внимания, а запоминание нужной буквы

начинается с самого первого чтения стихов и, особенно рифмовок,

максимально насыщенных словами с этой буквой. Часто на ее запоминание

настраивает и само название стиха, ведь звук, которым на письме

обозначается запоминаемая б/у гласная, в нем находится под ударением.

Простота и легкость стихов-опор и рифмовок-подсказок, их многократное

включение в уроки и повторение в течение 3-4 лет учебы делают работу по

запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только живой,

увлекательной и нетрудной, но и позволяет расширить словарный запас

учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к

слову, языку, учебе.

Особое внимание уделяется этимологической стороне слова. Для

толкования пользуемся «Толковым словарем русского языка» Ожегова,

«Толковым словариком русского языка» Неусыповой, «Откуда пришли

слова» (этимологический словарь) и «Фразеологический словарь»

Волиной.

Такая работа дает положительные результаты при усвоении новых слов и

слов с непроверяемыми написаниями и является важной для

лингвистического развития учеников.

Этимологический анализ – важное средство повышения грамотности. Эта

работа приносит и моральное удовлетворение.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Их надо

учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Работа по правописанию словарных слов — трудная и кропотливая. Она

продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после

применения учителем особых приемов.


Словарные слова — одна из проблем начальной школы. Если проблема не

решена, то она превращается в тяжелый груз.

Предлагаем Виды словарной работы, которые используем в своей работе.

(Приложение №1)

Важное место в системе словарно – орфографических упражнений

занимают упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики

понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли

использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. 1. Кто

больше вспомнит словарных слов на тему «Огород», «Посуда»,

«Животные», «Школа» и т.д.

Важное место в системе словарно – орфографических упражнений

занимают упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики

понимали, как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, и могли

использовать это слово в речи в соответствующем ему значении.

Словарно – орфографическая работа с трудными словами предполагает и

проведение наблюдений за многозначностью и омонимичностью изучаемых

слов, их прямым и переносным значение, синонимы и антонимами.

Для этого провожу следующие упражнения. (Приложение №1)

Приведем примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

(Приложение№1)Также на уроках для работы над словарным словом я

использую ребусы, кроссворды. (Приложение№1)

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие

орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют

упражнения по подчеркиванию «опасных» мест в слове, т.е. орфограмм,

находят в текстах то, что «спрятал» автор, используют такой вид

упражнений, как письмо с «дырками», т.е. пропускают ту букву, в которой

можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой.

Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который

содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в

предложенном задании приводит к тому, что ребенок учится обнаруживать

и устранять собственные ошибки, а затем не допускать их появления.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова.

(Приложенрие№1)

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися

морфологического строя русского языка.При изучении частей речи

разнообразные виды практических упражнений помогают объединить


отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить

формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы

осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и

письменной речи в правильной форме. Синтаксические упражнения ставят

перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети

получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в

речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре не

сложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений,

сознательно составлять словосочетания и предложения.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е.

дети объясняют значение слов как прямые, так и переносные, выясняют

многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и

антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

Также эффективно можно использовать в своей работе весь арсенал

игрового материала, так как эта деятельность вызывает у детей огромный

интерес и желание узнать новое. Ребята с большим удовольствием

принимают участие в игре.

На этапе запоминания нового слова хорошему усвоению правильного

написания способствует письмо по памяти или списывание,

предполагающее опору на все виды памяти.

На этапе первичного закрепления трудное слово включается во все виды

работ.

С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях

несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа

слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики,

орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют

слово, с которым им предстоит детально познакомиться.

В работе над словарными словами используем не только записи на доске и

устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные

карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы,

кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке,

делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.

Чтобы работа над темой была более разнообразной, использую литературу

с описанием опыта работы других учителей и стараюсь применить ее на

практике.

Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала

богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который


очень доступен и может быть использован на уроках русского языка,

чтения, математики, окружающего мира и др.

Эффективность такой работы над словарём очевидна: дети усваивают

орфографию не только «программных» слов, но и многих других,

значительно быстрее и их знания прочнее.

Систематическая работа над словарем , формирует у учеников

орфографическую зоркость, грамотность, мышление, память. Данная

система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при

написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна,

имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует

развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение,

сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и

обобщения, быть грамотными и образованными.

Список литературы, использованной в работе:

М.Р. Львов «Методика развития речи младших школьников»

В.В. Волина «1000 игр с буквами и словами»

«Откуда пришли слова»

В.Д. Купров «Словарная работа на уроке русского языка»

В.В. Ераткина «Приемы обучения непроверяемым написаниям»

Л.И. Наймушина «Слова из словаря»

Р.С. Рыскужина «Работа в парах сменного состава»

З.И. Баева «Чтобы ошибок не делать в словах»

П.С. Тоцкий «Орфография без правил»

С.Н. Лысенкова «Методом опережающего обучения»

Л.М. Фридман «Психологический справочник учителя»

Г.Г. Граник

С.М. Бондаренко «Секреты орфографии»

Л.А. Концевая

Р.Н. Бунеева


Е.В. Бунеев «Русский язык» (2 части)