"Нетрадиционный подход к решению проблемы развития у детей предшкольного возраста любознательности и познавательной активности в соответствии с ФГОС"

Автор: Бубенова Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чистогорский детский сад №1" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область Новокузнецкий район п. Чистгорский
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Нетрадиционный подход к решению проблемы развития у детей предшкольного возраста любознательности и познавательной активности в соответствии с ФГОС"
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «Чистогорский детский сад №1» комбинированного вида «Нетрадиционный подход к решению проблемы развития у детей предшкольного возраста любознательности и познавательной активности в соответствии с ФГТ» ( из опыта работы) Составила воспитатель высшей категории Бубенова Н. М. 2014г.
Предшкольное образование является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 5-7 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Основные цели инновационного звена образовательной системы – создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, интеллектуального, физического, психического и социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реформирования и модернизации Российской системы образования. Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную
.
Основными целями работы являются: - разносторонняя подготовка детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательных школах разных типов и видов; - выявление и развитие у детей творческих способностей; - пробуждение у ребёнка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться; - развитие в будущих школьниках инициативности и самостоятельности; - развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков; - сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Дети 6-7 лет, это - дети старшего дошкольного возраста, который в последнее время прямо связывается только с подготовкой к школе, причем чаще всего в узком ее понимании: либо как натаскивание на чтение (иногда и письмо) и математику, либо как интенсивное развитие отдельных психических функций (памяти, внимания, логического мышления). Ни то, ни другое не имеет никакого отношения к подлинному развитию ребенка, которое, собственно, и обеспечивает его дальнейшую успешность в школе.
Физическая готовность
- это состояние здоровья, определенный уровень зрелости организма ребенка, физическая и умственная работоспособность.
Личностная готовность
- это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.
Интеллектуальная готовность
- это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).
Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение нескольких лет жизни в детском саду и семье, в процессе воспитания и обучения, основанных на деятельности, увлекательной для ребенка – игровой деятельности. В игре рождается учебный мотив. В игре ребенок познает новые области действительности. Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний
.
Потребность в знаниях будущих школьников является важнейшей составляющей учебной мотивации. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что готовность ребенка к школе формируется на протяжении всего дошкольного возраста, где основное внимание нужно уделять формированию детского здоровья и развитию таких ценностных человеческих качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребенка. Наличие же знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. И. М. Сеченов подчеркивал значимость познавательной активности, как особенности прирожденного и «крайне драгоценного» свойства нервно- психической организации ребенка – безотчетного стремления понимать окружающую жизнь. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных предметов в школе. Я работаю в Чистогорском детском саду, в подготовительной группе. Вариативная часть общеразвивающей программы нашего ДОУ имеет художественно-эстетическое направление с использованием регионального компонента. Реализуются задачи посредством кружковой работы. Хочу поделиться опытом, как я развиваю в детях любознательность и формирую интегративные качества с помощью игровых занятий кружка под названием «Круглые встречи». Основной идеей является использование театра смешариков, вязанных объёмных игрушек, которые приходят к детям с той или иной идеей, интересной мыслью, замысловатой задачей, а вот додумать, доделать, доиграть - с этой задачей уже справляются дети, строя предположения и делая выводы.
Форма проведения занятий кружка
- занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования. Занятия строятся на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответов на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».
Для достижения поставленных задач в соответствии с государственными требованиями, игровые занятия построены по тематическим блокам. Каждый блок, состоящий из двух тем, решает определённую задачу развития у ребёнка того или иного интегративного качества. Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше ние детьми поисковых задач. Благодаря этому, у детей формируют ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп равлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач трудности, в соответствии с возрастом. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамич ной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым пере ключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Остановлюсь подробнее на расшифровке игровых занятий: к детям приходят герои, которые являются примером для подражания, поэтому тематика блоков раскрывает характер данных героев, их занятия и увлечения. Разделы:
«Здоровье и этикет»
- мудрая Совунья ведёт здоровый образ жизни, заботится о других, Нюша всегда «поможет дать совет» девочкам по поводу внешнего вида. Темы данных игр:  «Сундук Здоровья»;  «Чаепитие в лесу»;  «Урок красоты» и т. д.
«Экспериментальная лаборатория»
- в гости к детям приходит Пин - известный изобретатель, любознательный и умный герой, или Как – Карыч, которые предложат поиграть в путешествия, провести опыты, познакомят, к примеру, с устройством компаса. В данном разделе я учла то, что в этом году праздновали 70-летие Кемеровской области и были проведены несколько игровых занятий с использованием регионального компонента. Темы занятий:  « В гостях у маленьких человечков»;  «Волшебница – водица»;  «Уголёк и мелок»;  «Кедровый орешек – дар Сибирской тайги» и мн. др.
«Наука»
- в данном блоке дети получают простейшие и доступные их пониманию знания об устройстве нашей земли, о существовании ближайших планет, «учёный» Лосяш помогает ответить, из чего состоит вода, земля и воздух? Темы занятий:
 «Знакомство с компасом или в поисках старинного клада»;  «Путешествие во времени»;  «Упрямые предметы»;  «Камни бывают разные» и др.
«Что хорошо и что плохо» -
смешарики умеют дружить, они расскажут о секретах дружбы, научат быть вежливыми и пригласят на «остров доброты», где всем будет хорошо и весело. Темы:  «Остров дружбы»; «Урок доброты»;  «Путешествие в страну вежливости» и мн. др.
«Красоты России»
- в этом разделе смешарики помогают детям понять, что нашей страной можно гордиться, что здесь живут русские умельцы, существуют народные промыслы. Темы:  «Хоровод русской матрёшки»;  «Ярмарка дымковских игрушек»;  «Люблю берёзку русскую» и т. д. События кружка «Круглые встречи» помогают понять детям, что жизнь вокруг интересна и разнообразна и расти без увлечений скучно и даже вредно.