"Школьная форма. Здоровые дети - наше будущее"

Автор: Ермакова Эмилия Юрьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №13"
Населённый пункт: г.Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Школьная форма. Здоровые дети - наше будущее"
Дата публикации: 26.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Содержание:
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………2-3 2. Сценарий классного часа «Школьная форма и здоровье учащихся» ………….4-8 2.1. История возникновения школьной формы …………………………… 4-5 2.2. Здоровьесберегающие компоненты при выборе школьной одежды…...6 2.3. Мнения о школьной форме и их анализ ………………………………….7 3. Заключение …………………………………………………………………………8 4. Список литературы ………………………………………………………………...9 5. Приложения ……………………………………………………………………… 10-11 5.1. Анкета для учащихся ………………………………………………………10 5.2. Анкета для родителей …………………………………………………… 11 6. Рекламный буклет ………………………………………………………………… 12 7. Фотографии …………………………………………………………………………13-14 8. Положение об основных требованиях к одежде обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Дзержинска ………15-16 9. Электронная версия ……………………………………………………………… 17 1

1
.
Пояснительная записка

Актуальность
История школьной формы в нашей стране говорит о том, что государство старалось и старается предусмотреть и продумать при выборе школьной формы много разных нюансов, но при этом никогда не учитывалось мнение самих школьников. Эта тема показалась мне ак - туальной. В прошедшем 2012-13 учебном году, как классный руководитель 6 «Б» класса, я запла - нировала проведение открытого классного мероприятия «Школьная форма и здоровье уча - щихся». Мы с ребятами обратили внимание на то, что ученики нашей школы не ходят в школьной форме и не придерживаются делового стиля в одежде. Нас взволновал и заинтере - совал внешний вид учащихся, поэтому идея разработки удобной школьной формы показалась актуальной и интересной. Мы решили обратиться к публикациям в литературе и прессе; про - вести собственные исследования на эту тему. Ребята попытались создать собственные вари - анты школьной одежды, отвечающей всем требованиям эстетики, которая бы понравилась большинству учеников нашего класса и их родителям. Классное мероприятие имело практи - ческий выход и состоялось 22 ноября 2012 года.
Новизна
В конце 2012-13 учебного года, когда учебные занятия уже заканчивались, подводи - лись итоги, и дети готовились к летнему отдыху, я узнала из Интернета о Постановлении Правительства Нижегородской области № 314 от 21 мая 2013 года. В целях формирования школьной идентичности, укрепления общего имиджа образовательных организаций Нижего - родской области, устранения признаков социального, имущественного и религиозного раз - личия между обучающимися общеобразовательных организаций,
Правительство Нижего -

родской области постановило: установить основные требования к одежде обучающихся

в общеобразовательных организациях Нижегородской области.
2

Цель:
Выявление необходимости введения школьной формы для учащихся нашего 6 «Б» класса.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения школьной формы в нашей стране. 2. Объяснить учащимся здоровьесберегающие компоненты при выборе школьной одежды. 3. Обобщить мнения учащихся 6 «Б» класса и их родителей о школьной форме путём анкети - рования. 4. Определить приемлемый вид школьной формы с учетом пожелания учеников.
Область применения:
учебно-воспитательная работа в классном коллективе.
Гипотеза
: Большинство родителей и учащихся положительно относятся к введению школьной формы в классе.
Формы реализации
: классный час (мероприятие).
Методы реализации:
1. Создание поисковых групп для сбора, обработки и оформления информации о школьной форме, проведения анкетирования учеников и их родителей. 2. Создание творческих групп для выполнения компьютерной презентации, подбора музы - кального материала, распределения ролей ведущих мероприятия и для оформления класса. 3. Использование и применение ИКТ для подготовки мероприятия: учащимся для исследова - тельской поисковой работы и создания презентаций был предоставлен компьютер с выходом в Internet.
Ожидаемые результаты
: успешное проведение открытого классного часа, вызвавше - го у всех собравшихся интерес и рефлексию в форме положительных эмоций и высказыва - ний.
Участники:
классный руководитель, ведущие, учащиеся 6 «Б» класса (12-13 лет).
Гости:
педагоги, представители администрации школы, родители.
Методические рекомендации
: рассказать учащимся о современной школьной форме и наглядно продемонстрировать варианты школьной одежды; во время мероприятия при - влечь школьников к активному участию в демонстрации различных вариантов одежды для школьных занятий.
Оформление класса:
рисунки, фотографии и буклет на тему «Школьная форма».
Музыкальное оформление
: школьные песни и мелодии.
Оборудование
: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентации:
«Школьная форма» и «Школьная форма и здоровье учащихся». 3

2. Сценарий классного часа «Школьная форма и здоровье учащихся».

2.1. История возникновения школьной формы

Учитель:
Сейчас в России ведется много споров о том, нужная ли школьная форма ученикам, и если да, то какой ей быть? Для начала познакомимся с историей возникновения школьной формы в России. Для этого ученики нашего класса обратились за помощью к школьным энциклопедиям. Предоставляю слово ведущим нашего классного мероприятия. Выступление ребят будет сопровождаться презентацией «Школьная форма».
Ведущий 1
. Школьная форма в России была введена в 1834 году. Сначала - для гим - назистов и студентов, и только для мальчиков. Спустя несколько десятилетий форму ввели и для девочек. До революции 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Мальчиков-гимна - зистов можно было узнать по форме: фуражка с эмблемой гимназии, гимнастерка, шинель, куртка, брюки, черные ботинки, ранец. Гимназический и студенческий мундиры входили в систему всех гражданских мундиров Российской империи, и отличались изысканной просто - той. Девочкам предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен и чёрные фартуки (по праздникам - белые). Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Дети элитных учебных заведений всегда гордились своей формой - будь то Царско - сельский лицей, или Смольный институт, или английский Кембридж.
Ведущий 2.
Все изменилось с приходом к власти большевиков в 1917 году: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся, кото - рую посчитали "наследием царско-полицейского режима". У ченики уже ходили в школу в произвольной одежде. После революции считалось нормальным, если школьники приходили, хоть во что-нибудь одетыми, так как в стране были тяжёлые времена: гражданская война, раз- руха, голод. (Слайд №2). В 30-е годы в школах также не было единой формы, но всё же приветствовались бе - лый верх, чёрный низ, особенно на торжественных линейках. В Советском Союзе единая школьная форма появилась после Великой Отечественной войны в 1949 году. Мальчиков одели в серые гимнастёрки военного покроя со стоячим ворот - ничком. Девочки должны были приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных пла - тьях и черных фартуках (по праздникам - в белых). Девочки носили коричневые банты каж - дый день и белые по праздникам. (Слайд №3). 4

Ведущий 3.
В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Мальчики те - перь должны были приходить на уроки в синем костюме, украшенном нарукавной эмблемой в виде раскрытой книги и алюминиевыми пуговицами с изображением пятиконечной звезды. Для девочек цвет формы остаётся прежним - тёмно-коричневым, зато появляется многообра - зие фасонов. Платья были и прямые, и расклешённые, и с плиссированной юбкой. Кроме того, была введена парадная пионерская форма - синие юбки, белые блузки, красные пилотки – для девочек и мальчиков. В такой форме ребята должны были приходить в школу на всевозможные пионерские праздники, линейки и парады. В 1985 году изменения в форме коснулись и девочек - старшеклассницы могли сменить платья и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. (Слайды №№ 4-8).
Ведущий 5.
В 1992 году с распадом СССР, в школах Российской Федерации отменили единую форму на радость старшеклассникам, которым надоела обязательная одинаковая оде - жда, и предоставили ученикам возможность проявить свою индивидуальность. Это привело к тому, что ученики, обрадовавшись свободе стиля, стали надевать на себя разные наряды, подчас несовместимые с учебным процессом. Постепенно школа превратилась в подиум для демонстрации финансовых возможностей. Больнее всего это ударило по самим школьникам. Те, кто был одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежду старших братьев и сестер. Вспомнили о форме в 1999-2002 годах, когда в некоторых городах были приняты нор - мативные акты о введении школьной одежды. Нынешняя ученическая одежда отличается разнообразием фасонов и расцветок.
Учитель:
Наблюдая за учащимися нашей школы (за их свободной формой одежды), хотелось бы высказать свое мнение. Всегда приятно смотреть на аккуратно одетого ученика. Школьная форма учит: выде - ляться из толпы нужно знаниями и способностями. В школе должно быть состязание умов и характеров, а не одежды. Общая форма нас объединяет. Пройдёт время, и я верю, что мы с волнением будем смотреть на школьные фотографии в знакомых жилетках. Спасибо, дорогие ведущие, за интересную экскурсию в историю школьной формы. А теперь настала пора подумать о своем здоровье и поговорить о том, какие требования предъ - являются при выборе школьной одежды. 5

2.2. Здоровьесберегающие компоненты при выборе школьной одежды.

Учитель:
Ребята! Давайте все вместе посмотрим презентацию «Школьная форма и здоровье учащихся» и убедимся в том, что деловая одежда более полезна, чем та, которую вы надеваете в школу сейчас.
Ведущий 1.
Требования к школьной одежде вполне разумны: 1. Сменная обувь – для того, чтобы ходить в чистой и сухой обуви. Менять положение стопы. 2. Юбки и брюки – классического делового стиля: нигде ничего не сдавливает и не жмет. 3. Рубашки, блузки, джемперы – желательно из натуральных материалов. Иначе – пот, запах, экземы, отеки, прыщи и прочие «радости». 4. Кроссовки и спортивные костюмы – только для физкультуры. 5. Обувь желательна с низким классическим каблуком и из натуральных материалов.
Ведущий 2.
Вот несколько советов, как выбрать школьную форму: 1. Для теплового комфорта и самочувствия ребенка важны гигиенические свойства школьной формы. Ткань, из которой шьется школьная форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка, льна, то есть натуральных материалов. К форме должно быть санитарно ги - гиеническое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потреби - телей, благополучия человека и пройти сертификацию Госстандарта России. 2. Также необходимо обращать внимание на покрой одежды. Неправильно сшитая одежда может принести вред школьнику. 3. Немаловажным фактором при выборе школьной формы, является её цена. По задумке авто- ров законопроекта о школьной форме, стоимость одного комплекта будет варьироваться от полутора до трех тысяч рублей . Глава администрации Нижнего Новгорода поручил прорабо - тать меры поддержки малообеспеченных и многодетных семей по приобретению единой школьной формы. 4. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять не только в течение недели, но в течение всего учебного года. Оптимальный комплект школьной формы для девочки на учебный год 2013-2014: Са - рафан, юбка, брюки, жилет, жакет, белая торжественная блузка, несколько неярких однотон - ных блузок. Оптимальный комплект школьной формы для мальчика на учебный год 2013-2014: Пиджак, жилет, две-три пары брюк, белая торжественная рубашка, галстук или бабочка и несколько однотонных рубашек или водолазок.
2.3. Мнения о школьной форме и их анализ.
6

Учитель:
В процессе подготовки к мероприятию ученикам нашего класса и их роди - телям было предложено ответить на вопросы анкет (Приложение 5). Ведущие познакомят вас с мнениями учащихся и их родителей о введении школьной формы.
Ведущий 1.
Вот, что думают ученики о школьной форме: - Форма нужна, потому что это - экономия денег, не нужно будет к первому сентября поку - пать пять костюмов для школы. Никто не будет чувствовать себя хуже одетым, все будут ви - зуально равны. А также внешний вид влияет на обстановку в классе во время урока. - Смотря какая, если та, которую я хочу, то да. - Форма нужна только первоклассникам, им всё равно, что на них надето, а мы, старшекласс - ники, имеем свой сформировавшийся вкус.
Ведущий 2.
А вот, что думают наши родители: - Форма должна быть, но не одинаковой у всех классов. - Думаю, что у детей может вызывать зависть одежда, если у кого-то есть, а ему родители не покупают по каким-то причинам. - Надо вводить форму, - ведь форма есть во многих школах мира. - Скорее, должен быть единый деловой стиль, а не форма.
Ведущий 3.
Ребята! Пора подводить итоги, и вот к какому мнению пришли ученики нашего класса: 1. Школьная форма – это некий показатель уровня школы. 2. Школьная форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. 3. Форма дисциплинирует, делает более организованным. 4. Деловая одежда определяет стиль и манеру поведения, создает эстетику рабочего места. 5. Школьная форма позволяет избежать соревнований между детьми в одежде. 6. Наличие школьной формы экономит время, проведенное перед шкафом, в изматывающих - ся сомнениях: «В чем пойти сегодня в школу?»
3. Заключение.
7

Рефлексия

Учитель:
Благодарю всех ребят, которые приняли участие в подготовке и проведении классного часа. Наше мероприятие заканчивается. - Понравилось ли оно вам? - Что вас удивило и заинтересовало из истории школьной формы? - Убедились ли вы в том, что деловая форма одежды более полезна, чем то, что вы но - сите сейчас? Я предлагаю ученикам продемонстрировать свой вариант школьной одежды, в кото - рой они пришли сегодня. Время летит очень быстро, и скоро вам предстоит идти в седьмой класс. Надеюсь увидеть вас в новом 2013-14 учебном году на торжественной линейке в День Знаний одетыми в школьную форму. Дети! Прошу на «подиум»!
Реплики ведущих в процессе демонстрации школьной одежды:

-
Костюмы школьные для девочек и мальчиков - соединяют в себе строгий классический стиль и современные модные тенденции; придают учащимся деловой стиль! - Школьные жилеты, юбки, сарафаны, жакеты для девочек - практичные и стильные; прида - ют юным леди неповторимость образа и очарование! - Школьные пиджаки и брюки для девочек и мальчиков - соединяют в себе строгий классиче - ский стиль и современные модные тенденции, в них тепло и удобно в холодное время! - Школьные блузки для девочек - соединяют в себе строгий классический стиль и современ - ные модные тенденции; в них девочки выглядят празднично и торжественно! - Школьная спортивная форма для девочек и мальчиков - соединяют в себе строгий классиче - ский стиль и современные модные тенденции, в ней удобно и комфортно заниматься в спортивном зале и на улице!
Вывод
Основные задачи, которые решает форма – развитие чувства коллективизма, гордости за свое учебное заведение, дисциплинированность, равноправие, когда на первое место выхо - дят знания, а не доход родителей. Для детей учеба в школе – это их работа. Строгие костюмы напоминают им об этом. И от этого учащиеся чувствуют себя старше и взрослее. В школе нужно учиться, а не отвлекать- ся на разглядывание того, кто, в чём пришел. Школьная форма усиливает нашу безопасность, улучшает дисциплину в классе, повышает успеваемость, сплачивает учеников в коллективе, формирует командный дух. Таким образом, обобщив результаты анкетирования,
моя гипоте-

за подтвердилась: большинство родителей и учащихся положительно относятся к вве

-

дению школьной формы в классе.
8

4. Список литературы
1. Брукс Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф., Клейборн А. и др. Новая детская энциклопедия - М.: РО - СМЭН, 2003. 2. Мишина К., Зыкова А/ Перевод. Большая книга вопросов и ответов – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 3. Новичков В.Б., Гара Н.Н., Куркин Е.Б.Новая школьная энциклопедия. Страны и народы. – М.: РОСМЭН, Педагогика-ПРЕСС, 2004. 4. Цирульников А.М., Юрьев А.И., Гара Н.Н., Куркин Е.Б. Новая школьная энциклопедия. Всемирная история. – М.: РОСМЭН, Педагогика-ПРЕСС, 2004. 9

5. Приложения

5.1. Анкета для учащихся
1. Что тебе нравится больше: школьная форма любая аккуратная одежда или? 2. Утром ты сам (а) решаешь, что тебе надеть, или родители помогают? 3. Друга выбираешь по тому, как он одет или нет? 4. Строгая форма помогает тебе быть более серьезным? 5. В чем удобно ходить тебе в школу? Анализ опроса 20 учащихся показал следующее: Вопрос Ответ 1. Что тебе нравится больше: школьная фор - ма или любая аккуратная одежда? Школьная форма – 14 учеников Любая аккуратная одежда - 6 учеников 2. Утром ты сам (а) решаешь, что тебе на - деть, или родители помогают? Сам (а) – 12 учеников Родители помогают – 8 учеников 3. Друга выбираешь по тому, как он одет или нет? По одежде – 6 учеников Нет - 14 учеников 4. Строгая форма помогает тебе быть более серьезным? Да – 14 учеников Нет – 4 ученика Не всегда - 2 ученика 5. В чем удобно ходить тебе в школу? В школьной форме – 14 учеников В красивой одежде – 2 ученика В спортивной форме – 1 ученик В аккуратной одежде – 1 ученик В кофте и джинсах - 2 ученика
Количество учащихся, которым хочется ходить на занятия в школьной форме

или в аккуратной одежде
10

5.2. Анкета для родителей:
1. Нужна ли школьная форма? 2. Должна быть единая форма или строгий деловой стиль? 3. Нужно ли привлекать модельеров для создания стильной школьной формы? 4. Повышает ли дисциплину и успеваемость в классе введение единой школьной формы? 5. Зависит ли внешний вид учащегося от воспитания в семье? 6. Какие варианты школьной формы для девочек и для мальчиков Вы можете предложить? 7. Что вы предпочитаете: аккуратная одежда или школьная форма? В опросе приняло участие 20 родителей. Вопрос Ответ 1. Нужна ли школьная форма? Да – 12 чел. Да, очень – 2 чел. Нет – 4 чел. Не знаю - 2 чел. 2. Должна быть единая форма или строгий деловой стиль? Единая форма – 14 чел. Деловой стиль – 4 чел. Не знаю – 2 чел. 3. Нужно ли привлекать модельеров для со - здания стильной школьной формы? Да –16 чел. Нет – 2 чел. Нет ответа - 2 чел. 4. Повышает ли дисциплину и успеваемость в классе введение единой школьной формы? Да – 10 чел. Зависит от человека – 4 чел. Не знаю – 2 чел. Нет – 4 чел. 5. Зависит ли внешний вид учащегося от воспитания в семье? Да – 16 чел. Нет – 4 чел. 6. Какие варианты школьной формы для де - вочек и для мальчиков Вы можете предло - жить? Нет вариантов – 6 чел. Для девочек: блузка, юбка, сарафан, брюки, пиджак, жилет в разных вариантах. Для мальчиков – рубашка, брюки, жилет, ко- стюм в разных вариантах. 7. Что вы предпочитаете: аккуратная одежда или школьная форма? Аккуратная одежда – 6 чел. Школьная форма – 14 чел.
Количество родителей, ответивших на вопрос «Нужна ли школьная форма?»
11

6. Рекламный буклет
Осенью 2012 года вместе с учащимися 6 «Б» класса я сходила в торговый центр «Ска - ла», расположенный на улице Петрищева, 35. Там на втором этаже находится отдел школьной формы. Менеджер провела с ребятами небольшую обзорную экскурсию по торговому залу и представила им образцы школьной одежды различных фасонов и расцветок. Для подготовки к классному часу нам дали рекламный буклет, чтобы мы могли познакомить родителей с об - разцами и ценами школьной формы. 12

7. Фотографии

Ученики 6 «Б» класса до введения школьной формы. Сентябрь, 2012-13 учебный год.

Классный час «Школьная форма и здоровье учащихся», 22 ноября 2012 года

Выступление ведущих

на классном часе



Ребята внимательно слушают
13

Ученики 6 «Б» класса демонстрируют школьную одежду,

в которой они хотели бы ходить в школу

Ученики 7 «Б» класса в школьной форме.

День Знаний, сентябрь, 2013-14 учебный год
14

8. Положение об основных требованиях к одежде обучающихся

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» города Дзержинска

(далее – Положение)

1.

Общие положения
Настоящее Положение направлено на обеспечение обучающихся удобной и эстетич - ной одеждой в повседневной школьной жизни, устранение признаков социального, имуще - ственного и религиозного различия между обучающимися, предупреждение возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками, укрепление общего ими - джа школы, формирование школьной идентичности.
2.

Требования к одежде обучающихся
2.1. Установить следующий общий фасон одежды обучающихся в школе:  1-4 классы – девочки (блуза рубашечного покроя, водолазка, пуловер (цвет - однотон - ные пастельные тона), сарафан (юбка), жакет), мальчики (однотонная сорочка (короткий или длинный рукав) или водолазка, брюки, жилет (пиджак)  5-8 классы – девочки (блуза рубашечного покроя, водолазка, пуловер (цвет - однотон - ные пастельные тона), юбка, брюки, жакет (жилет), мальчики (однотонная мужская (мальчи - ковая) сорочка (короткий или длинный рукав) или водолазка, брюки, жилет (жакет)  9-11 классы – девушки (блуза рубашечного покроя, водолазка, пуловер (цвет - одно - тонные пастельные тона), юбка, брюки, жакет (жилет), юноши (однотонная мужская (мальчи - ковая) сорочка (короткий или длинный рукав) или водолазка, брюки, жилет (жакет);  требования к брюкам и юбкам для девочек (девушек): брюки классического стиля от талии, юбка, рекомендованная длина юбки выше колен не более 7 см и ниже колен не более 7 см. 2.2. Установить следующий цвет одежды обучающихся:  1-4 классы – однотонный серый, клетка серо-розового цвета (у сарафана, юбки, жаке - та, брюк, жилета, пиджака);  5-8 классы – однотонный серый, клетка серого цвета (у юбки, жакета, брюк, жилета, пиджака);  9-11 классы – черный (у юбки, жакета, брюк, жилета, пиджака). 2.3. Установить следующий вид одежды обучающихся:  повседневная одежда;  парадная одежда;  спортивная одежда. Повседневная одежда и общий внешний вид обучающихся школы должен соответ - ствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер. Парадная одежда используется обучающимися в дни проведения торжественных ме - роприятий. Для мальчиков и юношей парадная одежда состоит из повседневной одежды, до - полненной светлой сорочкой (праздничным аксессуаром). Для девочек и девушек парадная одежда состоит из повседневной одежды, дополненной светлой блузкой (праздничным аксес - суаром). 15
Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом. Для юношей и девушек обязательна аккуратная деловая прическа. Для девочек 1-8 классов распущенные длинные волосы недопустимы. 2.4. Одежда обучающихся соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нор - мативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей чело - века. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 51. 2.5. Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных за - нятий, температурному режиму в помещении. 2.6. Обучающимся не рекомендуется ношение в школе одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объедине- ний, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.
3.

Права и обязанности обучающихся
3.1. Обучающийся обязан носить повседневную одежду ежедневно. 3.2. Спортивная одежда в дни уроков физической культуры приносится с собой. 3.3. В дни проведения торжественных линеек, праздничных мероприятий, праздников уча - щиеся надевают парадную одежду. 3.4. Без повседневной одежды обучающиеся на занятия не допускаются. 3.5. Категорически запрещается ношение джинсовой, спортивной и одежды бельевого сти - ля. 3.6. Запрещается использовать яркий макияж и маникюр. 3.7. Обучающимся школы запрещается находиться в классе на уроке в верхней одежде и верхнем головном уборе. 3.8. Запрещается в качестве повседневной одежды использование спортивной одежды. 3.9. Допускается ношение в холодное время года джемперов, свитеров и пуловеров одно - тонного цвета. 16
17