"Формирование грамотного письма в начальной школе"

Автор: Поляева Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: город Ржев, Тверская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование грамотного письма в начальной школе"
Дата публикации: 26.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


 Орфографическая грамотность- это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.  Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания русского языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение.
 Цель работы представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для её выработки.
1. Необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки (буквы) 2. Важно научить «видеть» и узнавать орфограммы в слове. 3. Научить детей самоконтролю, чтобы они умели доказывать, обосновывать свой выбор.
 Неумение ученика контролировать себя во время письма.  Неумение применять приобретённые знания.  Недостаточное развитие фонематического слуха.  Небольшой объём словарного запаса и, как следствие, трудности в подборе проверочных слов  Дефекты речи, неустойчивое внимание, недостаточное развитие оперативной памяти, быстрая утомляемость и т.д.
 Многообразие причин орфографических ошибок представляет собой определённую трудность для учителя, но не снимает с него ответственности за точное определение причин ошибок каждого учащегося и за выбор наиболее эффективных и оптимальных приёмов их исправления.
 Зрительный фактор (срабатывает при запоминании непроверяемых написаний).  Слуховой фактор (пишущий человек должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает)  Рукодвигательный фактор (любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки)  Артикулярный фактор (работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт запоминательный образ слова)
 Выборочное комментирование слов, в которых дети испытывают затруднение.  Проговаривание трудных для написания слов.  Различные виды диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный и др.)  Разборов (фонетический, морфемный, орфографический)
 Произношение слова  Распознавание орфограммы  Определение места орфограммы в слове.  Определение способа проверки  Проверка  Запись слова  Контроль.
 Письмо по памяти  Графическое выделение орфограмм  Орфографическое проговаривание  Зрительно- слуховой диктант  Объяснительно-предупредительный диктант  Свободный диктант  Выборочный диктант  Списывание с различными заданиями  Разнообразные творческие работы  Использование ребусов, загадок, кроссвордов  Работа в паре с последующей взаимопроверкой
 Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками.  Общий принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников (в процессе выполнения работы над ошибками осуществляется индивидуально- дифференцированный подход)
 1группа. Обозначение на полях условным знаком / строчки, в которой находится ошибка.  2группа.Подчеркивание слова, в котором находится ошибка и обозначение на полях условным знаком или подчеркивание ошибки в слове.  3группа.Традиционный.
 Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза.  Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на её выработку, сознательное отношение.