"Методика развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей подготовительной к школе группы"

Автор: Андреева Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Красногородская средняя школа" муниципального образования "Красногородский район"
Населённый пункт: р.п. Красногородск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методика развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей подготовительной к школе группы"
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методика развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей подготовительной к школе группы Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и др. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»... Н. А. Сакулина предложила методическую модель обучения детей обследованию предметов, определяя форму как их основной признак. В этой модели выделяется пять компонентов: 1. целостное восприятие предмета; 2. анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется ...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме; 3. двигательно-осязательное ощущение формы — обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета; 4. вновь целостное восприятие предмета; 5. построение модели из заданных форм или частей. На основании этой схемы обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3. Е. Лебедева, Л. А. Венгер, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая). 1. Демонстрация геометрической фигуры и называние ее.
2. Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий. 3. Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине. Сравнение геометрических фигур. При этом обращается внимание детей на независимость формы от величины и цвета фигуры. 4. Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой. 5. Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона. 6. Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.). 7. Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др. (32, с.183) Задача воспитателя подготовительной группы – углублять, расширять и систематизировать представления детей о геометрических фигурах. Проводятся упражнения, в которых дети анализируют различные свойства фигур, такие как, равенство и неравенство сторон, соотношение углов и вершин и другие особенности. Работа с геометрическим материалом тесно связана с разделом «Количество и счет». Обучая счету, педагог попутно закрепляет представление детей о фигурах. Он предлагает детям обвести контур модели, ощупать ее, отобрать модели указанной формы (выбрать, скажем, все квадраты). Дети сравнивают количество фигур разного вида или одного вида, но разного цвета или размера. («Чего больше: квадратов или треугольников? Больших треугольников или маленьких?» и т. п.). С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и т. п. Рассматривание и сравнение
фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве). Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности. Действуя с моделями, дети пробуют их катать, ставить в разные положения и выявляют их устойчивость или неустойчивость. Взаимное наложение одной фигуры на другую - круга и квадрата, квадрата и прямоугольника, квадрата и треугольника - позволяет четче воспринять особенности фигур каждого вида, выделить их элементы. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. В старшей группе детей уже знакомили с понятием четырехугольник, используя квадрат и прямоугольник. Теперь необходимо объяснить, что
четырехугольник – фигура с четырьмя углами и четырьмя сторонами. Рассматривая четырехугольники, дети убеждаются, что они могут быть между собой равными и неравными. Можно дать задания, такие как: назвать предметы четырехугольной формы, подобрать (сгруппировать) предметы такой формы. Необходимо учить детей не только различать, но и конструировать, воссоздавать фигуры. Например, воспитатель предлагает нарисовать на бумаге в клетку квадрат, стороны которого равны четырем клеткам; затем нарисовать квадрат, стороны которого на одну клетку больше, чем у первого; четырехугольник, у которого верхняя и нижняя стороны равны четырем клеткам, а левая и правая – двум. После выполнения задания следует спросить детей, какаю фигуру они изобразили. Предложить нарисовать четырехугольник с равными сторонами (по 8 клеточек) , разделить его на две фигуры ( слева направо или сверху вниз) и назвать, какие фигуры получились. На следующих занятиях разделить квадрат по диагонали (с угла на угол) и назвать получившиеся фигуры. Такие упражнения готовят детей к выполнению заданий на видоизменение геометрических фигур: из двух, четырех и более частей составить треугольник, четырехугольник, овал и так далее. На основе знаний о треугольнике и четырехугольнике вводится новое понятие о многоугольнике. При рассматривание моделей треугольников и четырехугольников разных видов следует обратить внимание детей к наличию сторон, вершин, углов у каждой из фигур; как одним словом можно назвать разные фигуры и так далее. Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме.
Вывод Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей. Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.