"Проблемы воспитания в системе ДО"

Автор: Карасева Юлия Акимовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дом детского творчества" станицы Ярославской
Населённый пункт: Краснодарский край, Мостовский район, станица Ярославская
Наименование материала: Доклад из опыта работы Карасевой Ю.А.
Тема: "Проблемы воспитания в системе ДО"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Оценивая современное время, в котором мы переживаем различные перемены в системе образования, воспитания, скоростном обмене информацией, актуально осознавать происходящие события, идти в ногу со временем. Педагог во все времена нес огромную миссию воспитания и становления подрастающего поколения. Сейчас его роль не менее важна и ответственна. Педагог формирует будущее общества. Это утверждение как нельзя лучше характеризует значимость педагога дополнительного образования. Вся деятельность и труд педагога дополнительного образования направлена на развитие профессионального становления подрастающего поколения. Формируя мировоззрение ребенка, развивая личностные качества, педагог помогает социализации и адаптации в среде общественных отношений. Профессия педагога требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способностей. Основой профессии педагога в системе дополнительного образования всегда остается гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художественно-творческой деятельностью, с различными видами искусства. Деятельность творческого объединения «Декоративная фантазия» берет свое начало в 1993 году. Принадлежность к художественной направленности определило в те годы узкую направленность - «роспись по дереву». Деятельность кружка велась по типовой программе, где чередовались темы по изучению и освоению народных промыслов: Хохлома, Городец, и другие. С преобразованием учреждений в систему дополнительного образования детей расширились возможности программного планирования. Темы стали разнообразнее, интереснее. В 2001 году кружок стал называться «Декоративная фантазия». Помимо росписи по дереву, ребята учились искусству пластики,
лепки из глины
. Этот благодатный природный материал, который в достаточном количестве имеется по берегам нашей горной речки Фарс, становится основным материалом для творчества. Лечебная глина с голубоватым оттенком, по-научному, «кембрийская», стала главным компонентом для творчества и художественного развития детей нашей местности. Из волшебной глины мы учились лепить
объемные игрушки
, изучая русские традиции народных промыслов: Семеново, Дымково, Каргополья. В поиске новых форм прикладного творчества освоили
рельефную лепку
из глины. Работы в этой технике открыли нам множество способов и приемов лепки на плоскости, обогатили технику исполнения, позволили создать множество неповторимых работ, которые являются ярким результатом детского творчества. Надо ли говорить, что через соприкосновение с глиной формируются и развиваются индивидуальные творческие способности ребенка: мелкая моторика младших школьников, изобретательность, образное и пространственное мышление, воображение. Сухомлинский В.А. писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В правдивости этого изречения мы убедились на практике. Декоративно- прикладное творчество через способность репродуктивного воспроизведения способствует формированию важнейших мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Главной целью
обучения в кружке является формирование художественных качеств личности через освоение декоративно-прикладных видов деятельности.
Задачами
воспитательно-образовательного процесса являются: - знакомство с традициями русского прикладного искусства; - изучение различных видов художественно-прикладной деятельности (пейп-арт, «кракелюр», объемная и рельефная лепка из различных пластических материалов: глина, пластика, холодный фарфор, миниатюрная роспись и лепка);
- освоение графических, живописных, пластических приемов художественной деятельности (умение работать карандашом, мелками, красками, кистью, глиной, пластикой); - развитие индивидуальных художественно-творческих способностей ребенка: фантазии, воображения, изобретательности, художественного мышления, наблюдательности, внимания, памяти; - развитие самостоятельности в реализации собственных замыслов; - развитие потребности к творческому труду, стремлению преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; - воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное; -воспитание уверенности в собственных возможностях; -воспитание культуры и этики поведения. Соответствуя современным тенденциям общественного развития, региональной и федеральной образовательной политике, воплощая идеи инновационной модели развития образования и художественного направления в системе дополнительного образования
,

актуальность программы
«Декоративная фантазия» заключается в приобщении к художественной деятельности, так необходимой в нашей сельской местности, где она
является единственным центром развития детей в этом направлении
. Образовательно-воспитательная деятельность кружка способствует раскрытию в детях личностных способностей средствами декоративного искусства. Программа кружка «Декоративная фантазия», комплексно раскрывает
технологию не одного вида

художественной деятельности
(как многие другие программы художественного направления), она охватывает несколько видов прикладного творчества: лепка, роспись, искусство «пейп-арт», технику «кракелюр», холодный фарфор, миниатюрную лепку и роспись. Достаточно новые, современные, интересные, разнообразные виды художественной
деятельности позволяют поддерживать стабильный интерес
детей и родителей к занятиям в кружке.
Новизна
программы «Декоративная фантазия» заключается в эффективном
применении элементов известных методик
позволяющих усовершенствовать и преобразовать систему образовательно-воспитательного процесса. Использование нетрадиционных способов обучения способствует развитию продуктивной творческой деятельности, в результате которой ребенок самостоятельно создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой неповторимый замысел, находя средства для его воплощения. Весь образовательный процесс, выстраиваемый в кружке «Декоративная фантазия»,
содержит аспект личностно-ориентированного обучения,
основываясь на имеющийся опыт ребенка, личные индивидуальные психофизические качества, формируя и корректируя индивидуальный темп развития. Ярким представителем научно – педагогических разработок в этой области является И.С. Якиманская – доктор психологических наук, профессор. «Для выстраивания модели личностно - ориентированного обучения, - считает автор, - в центре внимания – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей, которая способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях». Применяемая
технология исследовательского
(проблемного) обучения руководствуется задачей «обучение через открытие», как путь самостоятельного поиска верного решения с помощью специальных графических упражнений. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Суть его состоит в том, что поставленные задачи достигаются способом создания проблемной ситуации. В результате работы над проблемой ребенок овладевает
знаниями, навыками, опираясь на инструменты познания, самостоятельно находит путь к верному решению. На занятиях в кружке «Декоративная фантазия» ребятам приходится решать множество творческих задач: самостоятельно разработать эскиз собственного проекта по пройденной теме, разработать эскиз конкурсной работы, выполнить зачетный творческий проект и т.д. Конечно, речь идет о детях среднего и старшего возраста, которые усвоили основные знания технологии изготовления изделий. Для выполнения этих работ необходимо владеть не только графическими навыками, но и «подключать» образное мышление, пространственное восприятие, воображение, фантазию, выдумку, неординарный подход к решению задачи. Применяя технологию исследовательского (проблемного) обучения осуществляется личностно – ориентированная ситуация, в которой создается обстановка для естественного, творческого самовыражения ребёнка, избирательности в способах нахождения правильных решений. Для того чтобы, ребёнок прошел этот удивительный, творческий путь открытия, самостоятельно приобрел художественные и графические навыки, развивал зрительное восприятие образов, понимал, применял на практике все необходимые термины изобразительной деятельности, разработаны различные графические упражнения, задачки, игры. Творческие «задачки» применяются на этапе разработки проекта, эскиза будущего изделия: будь- то рельефное глиняное панно или роспись деревянной поверхности. Работа над вариациями сюжетов начинается не с чистого листа, а с «репетиции» и активизации всех центров деятельности человека. «Мозговой штурм», будоражащий детское воображение всего за несколько минут (упражнения рассчитаны на 5-10 минут), способен на самые неожиданные фантазии и творческие «ноу-хау». Разработаны принципы, которыми руководствуется технология проблемного (исследовательского) обучения: •создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; •всяческое стимулирование к оригинальному решению задачи, с применением разных способов, без страха ошибиться; •оценка деятельности не только по окончательным результатам (правильно – неправильно), а и по процессу его достижения (самостоятельность, оригинальность); •определение педагогом «инструментов» решения задач; •обсуждение «трудных» решений, совместное их преодоление; Тренировочные графические упражнения разработаны по тематике проводимого занятия. Так, например, тема занятия «Лепка объемной вазы из глины». Графические задачки на тему «формообразование». Тема занятия «Лепка букета цветов», упражнения содержат растительные элементы. Каждый блок тематических упражнений имеет одинаковый «алгоритм» выполнения, но графический «значок» у каждого свой. Такая форма «вариантности» способствует наибольшему развитию самостоятельности и самовыражения, исключается возможность использования чужих, подсмотренных идей и подсказок. Результат графических работ, развивающих воображение, получается неповторимым, эксклюзивным.
Применение педагогических технологий
в процессе обучения позволяет увеличить образовательную и воспитательную эффективность и качество работы
педагога. Технология личностно-ориентированного обучения проходит красной нитью через всю деятельность в объединении. На первом плане - неповторимая личность ребенка, которая полагаясь на личный субъективный опыт, выстраивает индивидуальную стратегию своего развития.
Технология игрового обучения
обеспечивает эффективность усвоения учебного материала посредством создания ситуации успеха в игре. Основные знания учебного материала закрепляются с помощью игр. Так, например, знания композиционного построения закрепляются в играх: «Кошка заблудилась», «Составь букет», «Собери композицию». Знания по цветоведению закрепляются посредством игр: «Хоровод красок», «Все имеет в жизни цвет», «Три краски». Создание во время занятия игровой ситуации повышает творческую мотивацию, создает особую атмосферу праздника. Игры способны воспитывать и развивать, повышать самооценку, влиять на эмоциональные психофизические особенности ребенка. Одной из главных задач обучения в кружке является обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка, формирование здорового образа жизни.
Применение здоровьесберегающих
технологий в образовательном процессе заключается в том, что используемый природный материал - голубая кембрийская глина целебна своими свойствами. Любое соприкосновение с ней несет благоприятное воздействие. При лепке из глины массируются рецепторы кончиков пальцев, формируется мелкая моторика пальцев, что положительно сказывается на каллиграфии. В целях предупреждения утомления во время занятий, повышения работоспособности детей, проводятся физкультминутки, упражнения для отдыха глаз, вовремя используются перемены для проветривания учебного кабинета. Постоянно осуществляется контроль за освещением и тепловым режимом помещения. Забота о здоровье ребенка является приоритетным направлением деятельности в объединении. Отбор методов обучения соответствует принципам образовательного процесса: эффективности и продуктивности, реализующим намеченные цели и задачи обучения, доступности для детей, развития и повышение заинтересованности художественным творчеством.
Методика обучения
основана на принципах природосообразности, когда образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка, возрастных возможностей. На занятиях в кружке применяются
педагогические приемы:
● формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия); ● организации деятельности (упражнение, показ, подражание, требование): ● стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, и т.д); ● сотрудничества, позволяющего педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования. В программе используется ступенчатый метод обучения, от простого к сложному. Так, например, тема «Лепка объемных игрушек», начинается с простых приемов, доступных каждому ребенку, освоения несложных форм, а заканчивается лепкой многофигурных композиций, с миниатюрной отделкой скульптуры. В процессе кружковых занятий в рамках программы все
формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Это такие методы как: • рассказ, беседа, объяснение, диалоги, дискуссии;
• творческое задание, развивающие графические упражнения, работа по карточкам, тест-опрос; • соревнования, познавательные и развивающие игры, викторины, конкурсы, оздоровительные упражнения-переменки, прогулки, пленэры, экспромты; • вернисажи, выставки, просмотры; • физминутки, спортивные эстафеты, походы, экскурсии; • посещение музеев, выставок, мероприятий, просмотр фильмов и лекций в Планетарии; • наглядно-иллюстративный показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, схем и т.д. Для создания условий качественного усвоения обучающего материала используется наглядный, иллюстрированный, дидактический материал. Многие пособия к занятиям разрабатываются и изготавливаются руками педагога. Такие пособия как: «Приемы лепки», «Теплые и холодные цвета», «Правила работы с кистью», «Главные и второстепенные элементы композиции», «Композиционное построение изображения», «Элементы росписи», «Жанры живописи», «Эмоции человека», «Народные промыслы глиняной игрушки» и др. Вспомогательный материал, используемый педагогом и обучающимися, периодически перерабатывается, обновляется и дополняется всеми участниками творческого процесса. Использование технологий ИКТ повышают качество учебно-воспитательного процесса, повышают интерес у детей, увеличивает объем познавательной информации. Основными показателями успешности педагогического процесса является контроль и
оценка результатов
деятельности работы кружка. Инструментами отслеживания уровня творческих способностей являются такие методы как: педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, карта учета достижений, анкета, опросы, тесты. Уровень сформированных умений и навыков определяется соответствием определенному программному содержанию, владению терминологией, уровню практических навыков, качеству изготовления творческого продукта. Уровень навыков самостоятельной работы (творческие проекты) отслеживается качеством выполнения самостоятельных творческих работ. По итогам изучения темы проводится итоговое занятие, которое проводится в основном в игровой форме. Цель таких занятий, отследить уровень усвоения универсальных учебных действий. Личностный рост определяется способом проектного интервью о самоощущениях обучающегося, оценкой родителей, педагогов, участием в выставках, конкурсах, коллективных творческих делах. Заполняются диагностические карты «формирование качеств личности», где отслеживаются данные на каждого ребенка на начало учебного года и по его окончанию. Педагогом отслеживается рост таких творческих качеств как: самостоятельность, заинтересованность, наблюдательность, потребность ребенка в качественной работе. Оценка динамики качеств личности проводится по системе уровней: высокий, средний, низкий. Критерии уровней разработаны в соответствии с задачами программы «Декоративная фантазия». По результатам диагностики за период с 2013-2015 год можно проследить устойчивые положительные результаты обучения в кружке.