ДО "Говорушки"

Автор: Сахнова Ирина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДСОВ"Аленький цветочек"
Населённый пункт: п.Перегребное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДО "Говорушки"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Информационная карта программы.

Название программы:
Программа дополнительного образования по познавательно – речевому развитию «Говорушки».
Автор программы:
Сахнова И.О.
Территория:
Муниципальное образование Октябрьского района, ХМАО – Югры.
Адрес организации:
улица Лесная, 36, с. Перегребное, Октябрьский район, Тюменская область ХМАО – Югра.
Цель программы:
Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.
Форма:
Групповая, подгрупповая.
Срок реализации программы:
4 года. 1
Содержание. 1.Введение. 1.1. Законодательная база…………………………………………………3 1.2. Актуальность…………………………………………………………..4 1.3. Цель и задачи программы…………….. ……………………………6 1.4 Методы…………………………………………………………… 2. Теоретические аспекты развития познавательных способностей…………7 3.Условия реализации программы «Говорушки»……………………………10 3.1. Средства реализации программы……………………………………...12 3.2. Формы организации работы с детьми……………………………… 13 4. Практическая работа по развитию познавательных способностей……….14 4.1. Учебно-тематический план кружка «Говорушки» 15 4.2. Ожидаемый результат………………………………………………..17 Литература: ………………………………………………………………………19 Приложение 2

1.

Введение.

1.1 Законодательная база.
Вся работа по программе дополнительного образования регламентируется:  Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Конвенция о правах ребенка;  Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года.  Сан ПиН 2.4.1.3049-13 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций  Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» № 65/23 от 14.03.2000  Лицензия на осуществление образовательной деятельности №1467 от 24.03.2014  Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»  Положение о рабочих программах дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369-од  Положение об организации дополнительного образования по дополнительным образовательным программам дошкольного образования (кружков) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» 29.08.2013 №369-од  Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 27.10.2014 №519-од 1.2
Актуальность
3
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сентезивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи), поэтому я выбрала методическую тему «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм художественной литературы»
Цель:
 Знакомство с русским народным фольклором, сказками, потешками, подвижными играми - как средством формирования нравственных основ у детей дошкольного возраста.  Задачи 1 - го года обучения:  Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.   Обогащение эмоциональной сферы детей через расширение творческого мышления, знакомство с основными эмоциями.  Развитие общей и мелкой моторики с использованием пальчиковых и подвижных игр.  Развитие и обогащение словарного запаса у детей, формирование грамматически правильной речи.  Воспитывать любовь и интерес к устному, русскому, народному творчеству. Данная программа по дополнительному образованию рассчитана на детей 1,5-3 лет. Именно в этот период у малышей появляется большая потребность в общении и познании. Язык на данном этапе становится важнейшим условием ознакомления дошкольников с культурными ценностями общества. Для погружения в мир потешек занятия проводятся в форме игры со всей группой. Малышей на каждом занятии встречает сказочный герой. Длительность занятия 10 минут. 4

Интеграция с другими образовательными областями:
«Социально- коммуникативное развитие» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. «Познавательное развитие» Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений. «Речевое развитие» Развивать коммуникативные навыки. Обогащение словарного запаса. «Художественно- эстетическое развитие» Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира. «Физическое развитие» Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других. Развивать у детей потребность в двигательной активности, координацию движений
2.

Теоретические аспекты.
Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. Теоретики- педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора. Л.В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина). Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре». Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н.Сомкова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф.Фадеева). 5
В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк). Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются: 1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей; 2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора; 3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки); 4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность). Весьма важно , чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. 1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания; 2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения; 3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту; 4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала; 5. Необходимо контролировать длительность занятия. 6. Цель программы развитие речи младшего дошкольного возраста посредством народного фольклора.
Условия реализации программы:
 Прослушивание потешек, прибауток, сказок, показ мультфильмов  Презентаций.
Методическое обеспечение:
 Литература, презентации
3.2 Формы организации занятий
В процессе образовательной деятельности используются различные формы занятий: - традиционные -комбинированные -практические занятия -игры. Методы: -словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ): 6
- Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку. Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста. Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». 1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки? 2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она? 3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других? - метод игры (дидактические игры на развитие внимания, памяти, игры): - Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик. - Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др. - Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит. - наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, игрушки, рисунков, плакат, фото, показ мультимедийных материалов): - Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление. Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке -Использование малых форм фольклора: а) Загдки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками. 7
Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками. (Приложение 1) Всю ночь летает, Мышей добывает, А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова) б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка. Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться, Все за одного и один за всех. в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя) (Приложение 3) г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. (Приложение 4) д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик) (Приложение 5) е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый) - практические задания: - Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. ( Вышла курочка гулять) (Приложение 2) - Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги). Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.
3.1 Средства реализации программы.
Перечень основных технических средств обучения:  Музыкальный центр, мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;  магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; 8
 CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала; Наглядный материал: • Игрушки, атрибуты для игр  Художественная литература. Практический материал: - упражнения, дидактические игры; - медиатека.
3.2 Формы организации работы с детьми
Возраст детей
1,5-3 лет

3-4года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет
Форма ДО Групповая, Подгрупп. 10 мин. Групповы е, Подгрупп . Групповые, Подгрупп. Групповые, Подгрупп. Групповые, Подгрупп. Продолжительно сть ДО 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Количество ДО в месяц 2 (со второй половины года) 2 2 2 2 Количество ДО в год 9 18 18 18 18
Практическая работа по развитию речи.

Первый год обучения (1,5 – 3 года)

Цель:
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством народного фольклора. 9
Для решения поставленной цели сформированы следующие
задачи:
 Формировать познавательную активность детей при проведении образовательной деятельности (игры, дидактические упражнения, игровые задания и поручения).  Активно освоить способы ролевого поведения  Дать детям р азвитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.  Воспитывать личностные качества, формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками и взрослыми.
Учебно-тематический план

кружок «Говорушки»
№ Тема Задачи Количест во занятий. 10

Январь
10 Мониторинг Определить, знают ли дети народный фольклор 1
Февраль
11 1 «Приходи к нам в гости мишка» 10.09. Познакомить детей с жанром разнообразных малых фольклорных форм: песенки, потешки. Учить интонационно произносить выразительность фраз потешек и песенок. Развивать слуховое восприятие и умение слушать песенки и потешки. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству. 12 «Как у нашего кота» (заучивани е потешки) Н.П.Ильчу к . Хрестомат ия для дошкольни ков с.11 24.09 Учить интонационно произносить выразительность фраз. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать интерес к потешкам. 1
Март
13 Пальчиков ые игры: « Ладушки», « Пальчики» 08.10 Познакомить детей с новыми потешками. Показать ритмичность звучания, напевность, мелодичность потешки. Помочь детям запомнить потешки. Воспитывать желание принимать активное участие игре- занятии. 1 14 Пошел котик на торжок…» чтение Рус. н. потешки Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. 1
Апрель
15 « Поиграем в ладошки» М. Д. Маханева игровые занятия с детьми 1- 3 лет стр.52. 05.11 Развивать у ребенка соотносить свои движения со словами песенки. Развивать мелкую моторику рук. 1 16
«
Петушок, петушок» чтение потешки Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. 1
Май
17 «Каравай» хороводная Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик. 1 11
игра 18 «Белоснеж ные комочки» Н. А. Карпухина с.34 02.12 Формировать у детей элементарные представление о зиме. Учить вместе со взрослыми произносить слова из стихотворения, « Маша варежку надела». Развивать память, внимание. Воспитывать уважение друг к другу. 1
Всего:
Количество игровых образовательных ситуаций в год 9
Ожидаемый результат:
Вся проделанная работа позволит: дети:  повысить у детей уровень слуховой памяти, внимания, речи;  развить способность различать формы художественной литературы;  сформирует уважение и бережное отношение к книгам у детей;  повысить у детей интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию произведений художественной литературы;  сформирует способность у детей умения выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;  использовать детьми самостоятельно малых форм фольклора в игровой деятельности.  родители:  - вовлечены во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи посредством народного фольклора.  - повышена компетентность в вопросе познавательного развития детей и применения различных методов и приёмов.  педагог:  - повышен теоретический уровень и профессионализм;  - внедрены современные методы и технологии по развитию речи. Основные диагностические методы педагога:  наблюдение  проблемная ситуация  беседа Формы проведения педагогической диагностики: 12
 индивидуальная  подгрупповая
Ожидаемые результаты мониторинга.



Критерии

Баллы

Любознательный, активный
1. С интересом встречает неожиданные повороты сюжета, постановку новых игровых задач, предлагает свои варианты разрешения проблемных ситуаций.  Активно принимает неожиданные игровые ситуации, увлечённо включается в игровое занятие, предлагает свои варианты разрешения проблемных ситуаций.  С интересом встречает неожиданные повороты игровых ситуаций, но ждёт развития событий от окружающих, проявляет интерес, но не проявляет активности; если ему предложить вариант разрешения проблемной ситуации, может его принять.  Не любит играть или предпочитает знакомые, «без неожиданностей» ситуации.
2

1

0
2. Задаёт вопросы поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?».  Постоянно интересуется чем-то новым в народном фольклоре, задаёт соответствующие вопросы, выслушивает, задаёт вопросы.  Задаёт много вопросов поискового характера, но не выслушивает ответы или, наоборот, с интересом относится к объяснениям, но самостоятельно вопросов не ставит.  Не проявляет выраженного интереса к прослушиванию, не задаёт вопросов поискового характера, не выказывает интереса к объяснениям.
2

1

0

Эмоционально отзывчивый
3. Испытывает чувство удовлетворения от познания нового, радуется от выполненной познавательной задачи.  Удачно найденное решение (понял, как что-то сделать) сопровождается яркими положительными эмоциями, ребёнок делится радостью с окружающими, демонстрирует результат своей деятельности или рассказывает о том, что узнал.  Факт «открытия» чего-то нового, выполненной познавательной задачи не сопровождается яркими эмоциями, но в целом эмоциональный фон положительный.  Равнодушно, без эмоций относится ко всему новому, к
2

1
13
выполненным познавательным задачам, не проявляет интерес к познавательной деятельности.
0
4. Эмоционально откликается на произведения искусства.  Произведения народного фольклора вызывают живой эмоциональный отклик, сопереживание, ребёнок делится впечатлениями, говорит о чувствах героев, о своих чувствах.  Произведения сами по себе не вызывают эмоционального отклика у ребёнка, но, когда взрослый начинает рассказывать, объяснять, ребёнок эмоционально включается в изображённые события, начинает сопереживать их героям.  Произведения не вызывают эмоционального отклика ни сами по себе, ни в ходе совместного обсуждения со взрослым.
2

1

0
14

Литература.
 И.А. Маханева « Театрализованные занятие в детском саду» Творческий центр Москва, 2001 год  И.А. Маханева « Игровые занятие 1-3 лет « Москва, 2001.  Н. П. Ильчук « Хрестоматия для детей 2-4 лет» Издательство АСТ 1994 год. 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35