"Сказкотерапия в ДОУ и семье"

Автор: Романова Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 25
Населённый пункт: Пушкинский район г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в ДОУ и семье"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для родителей

«Сказкотерапия в ДОУ и семье»

Романова Любовь Викторовна

воспитатель

ГБДОУ № 25,

г. Пушкин

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу использования сказкотерапии для детей дошкольного возраста. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А. С. Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка. Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое? Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. И напротив, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями. Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под ее влиянием ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений, также можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка. Основанием по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками послужили следующие причины: - необходимость организации работы по эмоциональному развитию
дошкольников. Героями наших детей стали персонажи современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении; - недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками. Основная цель работы: выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника. Задачи В работе с детьми: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, тревоги; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развития внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие общей и мелкой моторики, координации движений. В работе с родителями: - способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок- передвижек; - вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников. Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Существует несколько форм работы со сказкой: 1. Анализ сказок. 2. Рассказывание сказок. 3. Переписывание сказок. 4. Постановка сказки с помощью кукол. 5. Сочинение сказок. Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей. Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий. Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку. Давайте разберем самые распространенные сказки: 1) Колобок – ушел из дома один, и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче). 3) Красная шапочка – нельзя разговаривать с чужими на улице. 4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) – учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде. 5) Репка – всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького. 6) Маша и медведь – из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции. Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод родителям.
Список литературы:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008. 2. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010. 3. Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.: ТЦ Сфера, 2008.