"Повторение по теме "Имя прилагательное"

Автор: Романова Наталия Николаевна
Должность: методист, учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова
Населённый пункт: г. Мичуринск
Наименование материала: технологичесая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: "Повторение по теме "Имя прилагательное"
Дата публикации: 29.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»»

Технологическая карта урока
Цель деятельности учителя Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе, формировать навыки объяснения зависимости написания слов от их значения Тип урока Урок актуализации и систематизации ЗУН Планируемые образовательные результаты
Предметные:
( объем освоения и уровень владения компетенциями): знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные:
( компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования.
Личностные:
понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Методы и формы обучения Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная Образовательные ресурсы Оборудование Интерактивная доска Panaboard Elite, проектор, компьютер, раздаточный материал Наглядно- демонстративный материал ( образовательная среда) Интерактивный мультимедийный ряд - Демонстрация Panaboard Elite Book (.peb) Основные понятия Грамматичекое значение, лексическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного
2
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляема я деятельность учащихся Формы организаци и взаимодейс твия Формируеме УУД Проме жуточ ный контро ль 1.Мотив ация ( само- Определ ение) к учебной деятель ности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Вступительное слово:
-
Здравствуйте дети, садитесь!

Откройте тетради, отступите две

строчки от предыдущей работы и

запишите

«Восемнадцатое марта

Классная работа» Я надеюсь, что наш

сегодняшний урок пройдет успешно и вы

покажите себя с лучшей стороны. Это

моя маленькая мечта. Давайте вообще

поговорим о мечте, ведь каждый человек

о чем то в своей жизни мечтает и нам с

вами чрезвычайно повезло, что мы с

помощью нашего великого русского языка

можем передать свою мечту с помощью

слов.

Посмотрим отрывок из мультфильма

«Летучий корабль» и подумаем о чем

мечтает каждый из персонажей и какие

для этого использует слова.
Просмотр отрывка из мультфильма Работа со слайдом(доской). Беседа об употребленных в речи персонажей Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, делают запись даты и вида работы Смотрят отрывок из мультфильма и слушают песню о мечте Фронтальн ая
Познавательные:
понимают познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Коммуникатив

ные
: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли Личностные : проявляют способность к самооценке и оценке позиций людей с разной направленностью. Уст ные ответы
3 прилагательных -
Итак, о чем же мечтает Забава? Слова

какой части речи помогают нам понять

её мечту?

- А о чем мечтает Полкан? Как вы

думаете, их мечты схожи? Какие слова

помогли вам это понять?

- А вот о чем мечтает Иван. Его мечта

похожа на мечту Забавы? Слова какой

части речи помогли вам это понять?

- Как вы думаете, Забава была бы

счастлива с Полканом?

Видите, как важно, выбирая друга, а

тем более спутника жизни слышать, о

чем он мечтает, что говорит и какие

слова при этом употребляет.
2.Целе полага ние Раскрытие сущности понятий
- Какова же будет тема нашего урока?

- Мы уже изучали имя прилагательное

или только начинаем его изучать?

Запишите тему урока.

Мечта человека – это высшая цель его

стремлений. У каждой деятельности

бывает цель. Если вы утром жарите

яичницу у вас тоже есть цель. Какая?

- Какова же тогда будет наша цель?
Формулируют тему урока - имя прилагагтельное - мы будет повторять изученное об имени прилагательном Формулируют цель урока - повторить все, что мы узнали об имени прилагательном, повторить Фронталь ная
Регулятивные:
Планируют дальнейшую деятельность, ставят цель
Коммуникатив

ные
: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли Уст ные ответы
4 правила с ним связанные, подготовиться к контрольной работе. 3. Актуа лизация и пробное учебное дейст вие Воспроизведе ние ранее изученного, установление преемственной связи прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа Работа с поэтическим текстом стихотворения В.Выркина «Ищу слова» ( на слайде)
Прочитаем стихотворение «Ищу слова»
Ищу слова певучие, Народные, исконные, Кипучие, горючие, Бездонные, стозвонные, Да чтобы в душу падали, Как в полюшко бы зернышко, Чтоб добрые да ладные Светили словно солнышко. Горели бы лучистые, Да звали бы пригожие На помыслы бы чистые Да на дела хорошие.
- Определите основную мысль

стихотворения

- Найдите в тексте прилагательные.

- Как вы думаете, почему в этом

стихотворении так много

прилагательных? Какую роль они

выполняют? Давайте сделаем вывод и

запишем его в тетрадь.
Читают, думают, находят прилагательные Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины, обдумывают вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов - нелегко найти подходящие слова, от которых у людей рождаются чистые мысли, ведущие к хорошим поступкам. - прилагательные вносят точность, создают яркие образы ( например, слово стозвоные, Фронталь ная, групповая
Познавателные:
выполняю учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решении учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные вязи.
Коммуникатив

ные:
слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Уст ные ответы
5 как будто слово во сто колоколов звенит) 4. Выявле ние места и причин ы затрудн ения Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа запись вывода
Вывод

Употребление прилагательных в речи

придает ей точность, меткость и

особую выразительность. С этой целью

в художественной литературе

используются прилагательные-

эпитеты, употребленные в переносном

значении, например, слова кипучие,

горючие.

Задание

Запишите словосочетания: глубокая

тьма и глубокая нора. Одинаково ли

значение прилагательного глубокий в

этих словосочетаниях? Найдите ответ

в толковом словаре. Разберите

прилагательное по составу
(задание выпоняется на быстроту поиска : дети ищут значение по Интернету и в бумажном толковом словаре.)
Задание

Рассмотрите запись на доске
Легкий ветер – слабый, небольшой, незначительный Легкая задача - нетрудная, несложная, простая Легкий характер – хороший, уживчивый, покладистый, мягкий, уступчивый.
- Почему для каждого словосочетания
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей. Фронталь ная групповая Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные : устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Уст ные ответы Письм енная работа
6
записан свой ряд синонимов?

Самостоятельная работа или работа на

доске

Запишите ряды синонимов к

прилагательному тяжелый
Тяжелый груз – Тяжелая работа – Тяжелые мысли – Тяжелый характер – Организует и сопровождает совместную учебную деятельность, дополняет ответы. Физкультминутка
Девочки и мальчики

Представьте, что вы зайчики

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочки поднимись.

Кто-то зайку испугал,

Зайка - прыг – и ускакал.
Выполняют движения в соответствии с текстом фронтальн ая
Личностные:
создают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием.
Познавательные
: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Выпол няют упраж нения 5 постро ение проект а выходи из затруд нения Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа обсуждение результатов Беседа по вопросам для повторения в учебнике.
- Открыли учебник на стр 96. Перед

вами контрольные вопросы для

повторения, на которые я предлагаю

вам ответить
Систематизация – работа с опорной схемой
Посмотрите на опорную схему,

расскажите по ней об имени

прилагательном
Имена прилагательные полные и краткие Выполнение задания у доски Задают вопрос ы для уточне ния инфор мации. Письм енная работа.
7 наблюдения.
Произвести синтаксический разбор 2

предложений с полными и краткими

прилагательными и морфологический

разбор

2 прилагательных.
Работа с раздаточным материалом
Задание

Вставить пропущенные буквы и знаки

препинания
Взаимопроверка или самопроверка с использованием работы на доске Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся.
Регулятивные:
планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникатив

ные:
строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. 6 Творче ская практи ческая деятел ьность Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих задании на повышение орфографической
Задание
Работа с таблицей «Орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» ( таблица на доске, работает пара учеников, распределяя слова по столбикам) Гласные в падежных окончания прилагател О-е после шипящих и ц в суффиксах Правописан ие кратких прилагател ьных с Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Работают в паре и в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, делают выводы Фронтальн ая, парная
Личостные:
желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся
Познавательные:
читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят е\ в материалах учебника Уст ные ответы , письме нная работа
8 зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности самоконтроля. ьных и окончаниях прилагател ьных основой на шипящую
Запишите в таблицу словосочетания

( на слайде)
и тетради
Регулятивные:
контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении ученой задачи.
Коммуникатив

ные:
осуществляют совместную деятельность в паре и рабочих группах с учетом конкретных учебно- познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности действий. 7. Перви чное закреп ление с комме нтиров анием во внешн ей речи Подбор свих примеров Эвристическая беседа
Выполнение упражнения 602
, работа с толковым словарем в учебнике 9( с. 156 – 166) Кооректировка задания
– выписать все

прилагательные, обозначающие

качества человека и распределить на две

группы - положительные и

отрицательные

Как видите, черты характера могут

быть положительные и

отрицательные, но у всех людей,

независимо от того каких черт в их

характере больше, есть свои
Выполняют упражнение, работают со словарем и у доски Индивидуа льная, групповая
Познавательные:
выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения,
9 8 самост оятель ная работа с провер кой
стремления и мечты и они очень

различны, как различны мечтания

мужчин и женщин, парней и девушек.

Но все они употребляют в речи

прилагательные, чтобы их описать.

Посмотрите на картинки. Что это за

речевая ситуация?
Работа с картинками
Подберите словосочетания с

прилагательными, характеризующие

мечты девушек и юношей на картинках

Подберите словосочетания с

прилагательными, объясняющие

совместные стремления и мечты

То о чем действительно стоит

мечтать.
Отвечают на вопросы, делают записи в тетради выводы
Регулятивные:
адекватно оценивают свои достижения Коммуникативн ые: Разбор речевых ситуаций, употребление прилагательных в речи Личностные Гендерные и профессиональн ые различия устремлений людей 9 Комме нтиров ание оценок . Объяс нение домаш него задани
- За работу на уроки сегодня вы

получаете такие оценки
.
- Откройте дневники и запишите

домашнее задание
Повторить параграфы 101-105 подготовиться к контрольной работе Написать сочинение-миниатюру «Какая у меня мечта?» или лингвистическую сказку «Приключения имени прилагательного» Запись в дневнике, мотивация выполнения домашнего задания Фронтальн ая, индивидуа льная Личностные Ситуация успеха Регулятивные Самоконтроль, поступательност ь действий в достижении цели 10 Рефлек сия Лестница успеха.
- На сегодняшнем уроке мы с вами

поставили цель и дружно шли по
Оценка своих достижений на уроке Фронтальн ая, индивидуа Познавательные оценка уровня сформированнос
10
лестнице успеха каждый к своей мечте.

Как вы считаете, мы достигли

поставленной цели?

Я попрошу вас рассказать по

ступенькам, что же у нас получилось

Первая ступенька знаю –

( ответы детей)

Вторая ступенька – понимаю –

Третья ступенька – могу –

Как видите, это не все ступеньки,

И мы будем идти дальше к своей мечте

по пути изучения родного языка, покоряя

все новые вершины знаний .
льная ти собственных знаний об имени прилагательном Личностные Формирование стремления к личностному росту Коммуникативн ые общение между собой и с учителем в оценки достижения цели урока.