"Длина окружности"

Автор: Николаева Ирина Александровна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: МБОУ "Шоркистринская СОШ" Урмарского района Чувашской Республики
Населённый пункт: с. Шоркистры, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Длина окружности"
Дата публикации: 30.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Урок математики в 6 классе по теме: «Длина окружности».
Подготовила учитель математики и информатики МБОУ «Шоркистринская СОШ» Николаева Ирина Александровна Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: Образовательная: повторить понятия радиуса и диаметра окружности, получить значение числа π, изучить формулы длины окружности, отработать навыки применения данных формул при решении задач; Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, познакомить с историческим материалом, умение пользоваться чертежными инструментами, развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся. Воспитательная: прививать учащимся навык самостоятельной работы, быть внимательным, уважение и интерес к математике, умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации, учить аккуратности. Оборудование урока: компьютеры, медиапроектор, экран, циркуль, линейка, карандаш, нитки, готовые окружности. План урока: 1. Организационный этап. 2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний: ♦ формулировка темы и целей урока; ♦ устный счёт; ♦ актуализация опорных знаний. 3. Этап усвоения новых знаний: ♦ создание проблемной ситуации; ♦ практическая работа; ♦ проверка работы; ♦ вывод формул. 4. Динамическая пауза. 5. Этап закрепления новых знаний: ♦ тест первичного закрепления со взаимопроверкой. 6. Этап подведения итогов урока ♦ оценки за урок; ♦ подведение итогов; ♦ рефлексия.
2 ХОД УРОКА 1.Организационный момент. - Здравствуйте! Меня зовут Ирина Александровна, я учитель математики и информатики МБОУ «Шоркистринская СОШ». Сегодня у вас проведу урок я. 2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний: Учитель: — Отгадайте загадку и вы узнаете слово, связанное с темой нашего урока. Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется окружность. Устный счёт: - А теперь сделаем устный счет. Округлите число до заданного разряда, из предложенных вариантов выберете правильный ответ, каждому числу поставлена в соответствие буква, из букв вы составите слово. (На экране появляются правильные ответы) Округлите число 256439, 784 1. До целых А) 256439 Б) 256441 В) 256400 Г) Д)256440 2. До сотых К) 256440,78 Л)256439,78 М) 256439,80 Н) 256439,88 3. До десятков Ж) 256441 З) 256439 И)256440 Й) 256400 4. До десятых Н)256439,8 О) 256449,8 П) 256439,7 Р) 256440,8 5. До тысяч А)256000 Б) 256500 В)257000 Г)266000 Буквы правильных ответов нам дают еще одно слово. Так какая же тема сегодняшнего урока? (дети отвечают) Правильно «Длина окружности». Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Длина окружности» (число и тема записываются учителем на доске). Учебная задача. Сегодня мы должны: (цели урока формулируют учащиеся) Вы знаете основные понятия Окружности. А можете ли вы вычислить длину окружности? Что же нам для этого нужно? (Вывести формулу для вычисления длины окружности.) Вы определили задачи нашего урока. Давайте озвучим их еще раз. Также важно знать, как применять эту формулу при решении задач.
3 Актуализация опорных знаний. Сказка «Колобок”. Сегодня я расскажу вам сказку. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были. Кто жил? Правильно старик со старухой. Испекли они колобок, поставили на окошко. А сами спорят, кто должен больше от колобка съесть? А колобок решил сбежать, и думает: «А насколько я убегу, если повернусь один раз?”, и убежал. Бежит по лесной дорожке, песенки поет, а навстречу ему заяц. «Куда это ты такой вкусный, да румяный катишься? Я тебя съем!” А колобок ему: «Да, вот думаю, сколько сантиметров я пройду, если повернусь один раз?” А заяц говорит: «Тогда тебе надо узнать свой радиус и диаметр”. А давайте вспомним ребята, про радиус и диаметр, кто нам расскажет? Радиус — это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности. Диаметр — это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр окружности. Отгадайте загадку: Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль) При помощи циркуля мы в 5 классе научились чертить окружность. Слово «циркуль” произошло от латинского слова «циркус”, которое в переводе означает «круг”. Каждый раз, когда мы чертим окружность, остается точка от иголки циркуля. Это точка называется центром окружности. Слово «центр” произошло от латинского слова «центриум” — палка с заостренным концом, которым, погоняли быков, позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет циркуль на листе бумаги. В 5-м классе мы также узнали, что окружность имеет радиус и диаметр. «Радиус” переводится как «спица колеса”. А диаметр равен двум радиусам. Давайте, вычислим диаметр окружности, если радиус равен 6,2 метра. Найдите радиус окружности, если диаметр равен 7 сантиметрам. Молодцы! А пока заяц рассказывал колобок-то и убежал. Катится, по дорожке катится, песенки поет, а навстречу ему волк: «Куда это ты такой вкусный, да румяный катишься? Я тебя съем!” А колобок ему: «Да, вот думаю, сколько сантиметров я пройду, если мой радиус равен 4,2 см?”. «Тогда тебе надо вычислить длину окружности. А ты знаешь, чем отличаешься ты от окружности?”. «Нет”. «Тогда слушай”. 3. Этап усвоения новых знаний: «Ты — шар, а вокруг тебя сфера. Если тебя разрезать, то получится круг, а вокруг круга окружность». Прочитаем стихотворение: У круга есть одна подруга, Знакома всем ее наружность. Она идет по краю круга И называется окружность. Твой радиус равен 4,2, тогда диаметр равен 8,4.
4 Практическое задание: Измерить при помощи нитки диаметры нескольких круглых предметов. Теперь при помощи
калькулятора
найдите отношение длины нитки к диаметру. Заполните таблицу в тетради.
Длина окружности
Название предмета Круглое зеркало Клейкая лента Диаметр (d) Радиус (r) Длина нитки (C) C:d Вычисление числа π. Запомните: Отношение длины окружности к длине диаметра всегда одно и то же число. Его обозначают греческой буквой π (читаем пи). И это число бесконечная десятичная дробь, но для вычислений мы берем приближенное значение равное 3,14. Как же можно запомнить это число до шестого знака после запятой: Вот и знаю я число, именуемое Пи! (3.141592) Вывод формулы длины окружности. Если обозначить длину диаметра окружности буквой d, то С:d=П, отсюда С=П*d. (Запишите формулы в тетрадь) Пока волк вычислял длину окружности наш колобок-то убежал. 4. Динамическая пауза (физкультминутка). Не видно нашего колобка нигде. А давайте, ребята, поищем нашего колобка. Встанем на ноги …………….. 5. Самостоятельная работа. Вот он катится по дорожке, катится, (в это время дети рассаживаются на места) а навстречу ему медведь, тоже хочет колобка съесть. А колобок не растерялся и спрашивает: «Если мой диаметр равен 8,4 см, то какова длина моей окружности?”. Медведь задумался. А вы, ребята, сумеете вычислить длину окружности? Вычислим длину твоей окружности С=3,14*8,4=2*3,14*4,2=26,376. (ВЗАИМОПРОВЕРКА) Не успел наш колобок далеко уйти, а навстречу ему Лиса Патрикеевна: «Если не ответишь на мои вопросы, я тебя съем”. Поможем нашему герою убежать от хитрой лисы. 5. Этап закрепления новых знаний: Выполнение теста (тест заполняется и проверяется на компьютере). Тип вопроса. Выбор единственно правильного ответа. Цена вопроса (баллов): 1 Тест: «Длина окружности”
5 6. Этап подведения итогов урока. Домашнее задание. Домашнее задание: измерить длину окружности с помощью нитки круглых вещей дома (кастрюли, кружки, тарелки, цветочного горшка) и найти радиус окружности. А колобок к злым сказочным героям не вернулся, он прибежал к нам в школу. Вы рады ребята? Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно «ПЯТЬ». Ребята ответьте на вопросы: Ты был активен на уроке? Доволен ли ты своей работой на уроке? Было ли тебе интересно? А частичку своего настроения оставьте мне на доске с помощью смайликов- магнитиков. Спасибо за урок.