Занятия с родителями в домашних условиях. "Развитие математических способностей детей раннего возраста в игровой деятельности".

Автор: Ахмедьянова Альбина Равильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 26 "Рябинка" комбинированного вида города Ищимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
Населённый пункт: РБ, г.Ишимбай
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Занятия с родителями в домашних условиях. "Развитие математических способностей детей раннего возраста в игровой деятельности".
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультации для родителей.

Занятия с родителями в домашних условиях.

«Развитие математических способностей детей раннего возраста в игровой

деятельности».

Подготовила :
воспитатель 1 категории Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 «Рябинка» комбинированного вида города Ищимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан Ахмедьянова Альбина Равильевна Уважаемые родители! Вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально развит, чтобы он прекрасно ориентировался в свойствах предметах? Добиться такого успеха очень просто: играйте вместе с детьми! Представляем вашему вниманию игры, мы надеемся, что они помогут вам, уважаемые взрослые, насладиться общением с малышом, а также процессом превращения малыша в гармонично развитую личность.
«Втулочки».

Знакомит со свойствами предметов круглой формы.

Для игры необходимо:
стержень от пирамидки, 5—6 втулок для |нанизывания (двух цветов), коробочка.
Ход игры
: взрослый ставит на стол стержень, на котором нанизаны втулочки (одного цвета). Снимает верхнюю втулку и кладет перед собой. Пододвигает стержень к ребенку и предлагает снять верхний предмет, т. е. сделать то, что сделал взрослый, отодвигает на середину стола пустой стержень. Дает малышу возможность ознакомиться со свойствами «втулочек», затем подвигает к себе с середины стола стержень и опускает на него втулку, затем передвигает стержень к ребенку, предлагает нанизать втулочку. Если ребенок справился с заданием, то педагог предлагает ему выполнить такое же задание с втулочками другого цвета (цвет втулок называется).
«Строим из кубиков».

Знакомит со свойствами геометрической фигуры-куба.

Для игры необходимо:
8 кубов одного размера и цвета, помещенные в две коробки.
Ход игры
: взрослый дает ребенку плоскую коробочку, закрытую крышкой. Малыш открывает ее, и вынимает поочередно кубик за кубиком. Обращается внимание на последовательность действий. Когда все кубики будут выложены, взрослый забирает коробочку. Затем малыш предлагает по 1 высокой коробке, которую надо наклонить, чтобы вынуть кубики. Взрослый комментирует: «Коробки стали пустыми: в них нет кубиков». Из кубов малыш собирает простые конструкции (башенку, поезд и т. п.), накладывая их вертикально один на другой или присоединяя в горизонтальной плоскости один к другому.
«Веселые колпачки».
1

Знакомит с особенностями полых предметов разной величины.

Для игры необходимо:
Набор из 8 одноцветных полых конусов (колпачков), вставляющихся последовательно один в другой.
Ход игры
: взрослый подводит малыша к детскому столику, на котором расположен набор конусов, убранных один в другой. «Это колпачки. Давай, попробуем снять верхний колпачок »,— говорит взрослый, обращаясь к ребенку. Когда все колпачки сняты, взрослый предлагает их рассмотреть, провести по поверхности рукой, заглянуть внутрь, т. е. проанализировать полый предмет конической формы. Затем взрослый показывает, как большим колпачком можно накрыть маленький, чтобы его не было видно. Эту часть игры надо проводить очень эмоционально, поэтапно действуя вместе с малышом, обыгрывая моменты появления и исчезновения предметов.
«Большие кольца и круги».

Учит действовать с плоскими предметами круглой формы.

Для игры необходимо:
Большие кольца (диаметром 30, 40, 50 см, се чением 5, 3, 2 см) и круги (диаметром 30, 40, 50см). Всего 20 колец и 20 кругов. Стойка для нанизывания предметов высотой 50— 60 см, укрепленная на полу. Вместо нее можно использовать надув ные игрушки (лебедь, слон: кольца нанизывают на шею лебедя или хобот слона) или крупные мягкие игрушки (кольца нанизывают на лапы большого медведя или зайца, на хвостик собачки и т. п.).
Ход игры
: взрослый показывает ребенку большие раз ноцветные кольца. Прокатывает по полу вначале одно колечко, затем второе, третье. «Это — колечко,— говорит взрослый.— А это — кружок (показывает его)». В одной руке он держит кольцо, в другой — круг (одного размера и цвета). Взрослый прокатывает по полу вначале один предмет, потом — другой. Малыш наблюдает, как покатившийся круг и кольцо поворачиваются и падают на пол. Взрослый поднимает упавшие предметы. Подходит к стойке или надувной резиновой игрушке и нанизывает кольцо. Свои действия он сопровождает словами: «Колечко можно надеть на шею лебедя, а кружок — нельзя, потому что в круге нет дырочки (показ)».Взрослый берет вперемешку кольца и круги, складывает их стопкой, затем раскатывает по всей площади пола так, чтобы они оказались равномерно расположенными в пространстве. Предлагает ребенку собрать круги и кольца отдельно. При этом подчеркивает, что круги следует положить на стол, а кольца нанизать на игрушку-стойку. Заостряет внимание на правильном результате.
«Грибочки»

Развивает умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину.

Для игры необходимо:
грибки одного цвета и двух размеров 3—5 шт., выполненные из пластмассы или дерева, небольшая корзиночка.
Ход игры
: грибки расположены по всей комнате так, чтобы малыш мог найти их, например, нагнувшись под стульчик, заглянув за ножку стола и т. п. Взрослый дает ребенку корзиночку и предлагает собрать грибки. Когда все они будут в корзиночке, взрослый предлагает их рассмотреть. Затем можно с малышом рассортировать грибки по величине: большие, маленькие.
«Шароброс».
2

Учит действовать с шарами, выбирая их по форме и величине.

Для игры необходимо:
коробка-шароброс у которого 3 большие стороны имеют разные по величине круглые отверстия Шары 3 размеров. Ребенку дают 6—10 шаров.
Ход игры
: перед ребенком на столе лежат большие и маленькие шары. Взрослый берет большой шар и направляет его в сторону ближайшего отверстия шароброса — шар не проходит в отверстие. Взрослый объясняет: «Шар большой, а нужно взять маленький». После того как все малые шары ребенок найдет и опустит в шароброс, взрослый поворачивает коробку так, чтобы наверху оказа лась сторона с прорезями большого диаметра. Он предлагает ребенку опустить большие шары в коробку. Если у ребенка не получаются действия схватывания и проталкивания, взрослый накладывает свою руку на руку ребенка и описывает траекторию движения, затем опускает руку малыша сверху на предмет, фиксирует его пальцы на шаре и выполняет петлеобразное движение с предметом в сторону отверстия. Взрослый учит ребенка задержать руку с шаром над отверстием, точно соотнести их, затем расслабить пальцы и протолкнуть шар в отвер стие. Все эти действия взрослый выполняет в замедленном темпе, при необходимости пользуясь методом пассивных движений.
«Фонарик».

Закрепит и расширит знания о предметах.

Для игры необходимо:
фонарик в форме круглой коробки без верхней крышки, прикрепленный к специальному устройству для подвешивания игрушек, можно использовать мобиль. В него вкладываются разноцветные шарики (колечки, кубики, ленточки, сюжетные игрушки небольшого размера).
Ход игры
: взрослый дает малышу для игры шарики разного цвета. По его просьбе ребенок складывает их в фонарик. Взрослый вращательным движением раскручивает его подобно волчку. Когда фонарик остановится, взрослый предлагает малышу разобрать игрушки. Мама или папа побуждают малыша называть предметы, и сами называют их цвет, величину. Затем шарики вновь складываются в фонарик, взрослый добавляет к ним цветные колечки. Вращение фонарика повторяется. Взрослый постепенно производит замену всех игрушек, добавляя в фонарик новые.
«Одинаковые и разные».

Учит сортировать предметы по определенным признакам.

Для игры необходимо:
семена деревьев и природный материал: желуди, каштаны, шишки, красивые камешки, ракушки.
Ход игры
: понятия «одинаковое» и «разное» малыш усвоит лучше, если будет сортировать в банки или коробочки желуди и шишки, каштаны и ракушки и т. п. Не забывайте, что различать одинаковые предметы можно и по таким признакам: твердое — мягкое (камешки, желуди, пушинки, кусочки тканей); холодное — теплое (железные предметы, стеклянные шарики и предметы с теплой поверхностью — ватные шарики, кусочки шерстяной ткани, клубочки пряжи); железное — деревянное (деревянные палочки, бруски, монетки, железные болтики).
«Рамки-вкладыши Монтессори».

Развивает мелкую моторику, процессы восприятия.

Для игры Вам необходимо:
«Рамки-вкладыши Монтессори» они представляют собой планшет с набором рамок-вкладышей различных геометрических форм.
Ход игры
: взрослый показывает малышу планшет с набором рамок-вкладышей. Предлагает подобрать вкладыши, при необходимости показывает, как нужно отыскивать прорези для геометрических форм. Можно подсказать ребенку несколько 3
способов выполнения этого задания: ощупывать прорези и искать нужные вкладыши одновременно двумя руками; ощупывать прорезь левой рукой, а соответствующий вкладыш искать и вкладывать правой.
«Где круг, а где квадрат?».

Учит дифференцировке предметов по определенным признакам.

Для игры необходимо
: приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, 2 вида пуговиц.
Ход игры
: перемешайте фигуры, лежащие на столе, объясните ребенку, что фигурки разные. Начните группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две пары. Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т. д.
«Что куда?».

Закрепляет навык дифференцировки предметов.

Для игры необходимо
: приготовьте пять вкладышей круглой и квадратной формы и решетку с соответствующими отверстиями (можно сделать это пособие из картона, выпилить из фанеры.)
Ход игры
: покажите малышу, вкладыши разной формы — круглые и квадратные. Объясните, что в решетке сделаны разные «окошечка», которые нужно закрыть кругами и квадратами. Покажите, как это делается, и попросите ребенка продолжить. Вариант: используются разные геометрические формы. Если малыш затрудняется, предложите ему опускать в большие и маленькие баночки большие и маленькие шарики — тогда ребенок сможет ощутить соразмерность вкладыша и окна. Можно использовать другие аналогичные предметы, например, класть шарики в контейнер для яиц. Продемонстрируйте ребенку, что шарики входят в гнезда, а кубики — нет. Пусть он сам попробует произвести действия с шариками. Если ребенок достаточно легко справляется с такой работой, быстро выполняет предложенные ему задания, попробуйте более сложные вкладыши — елочки, листочки, грибочки, ягоды, фрукты, овощи и т.д.
«Узнай по весу».

Закрепляет и расширяет знания о свойствах предметах.

Для игры необходимо
: приготовьте несколько предметов примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из математического лото, строительного набора и т. д.
Ход игры
: предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы — «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.
«Спрячь листок».

Развивает представление о цвете предметов.

Для игры необходимо
: приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая — в желтый цвет, листочки, вырезанные из цветной бумаги желтого и зеленого цвета.
Ход игры
: объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте ребенку 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие — зеленые). Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их было не видно. Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета — красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т. д. Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы 4
близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и т. п.). Можно также «спрятать» предметы 3,4 цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
«Подбери цвет»

Закрепляет навык дифференцировки предметов по заданным признакам.

Для игры необходимо
: приготовьте по 5 кружков (листиков, грибков, рыбок и т. д.) двух цветов.
Ход игры
: положите по одному предмету каждого цвета перед малышом и предложите разложить остальные на 2 группы по цвету. Сделайте первый выбор, затем действует ребенок. Затем можно раскладывать предметы в 3 группы и 4 группы.
«Куда ступить?».

Учит различать основные цвета спектра.

Для игры необходимо
: большие цветные круги (квадраты): красные, зеленые, синие.
Ход игры
: разложите на полу большие цветные круги (квадраты): красные, зеленые, синие. Предложите малышу взять один круг в руки (например, синий) и скажите, что он может ступать только на круги такого же цвета. Затем поменяйте круг в руках малыша, например, на красный и повторите игру.
«Время собирать камни…».

Знакомит со свойствами природных предметов.

Возраст малыша
: 2г. – 2 г.6 мес.
Ход игры
: выберите погожий денек и отправляйтесь с малышом на поиски интересных камешков. Поговорите о том, что собираетесь делать, и захватите с собой ведерко. Предложите малышу искать камешки определенного типа: «Давай искать совсем маленькие (большие) камешки» или «Давай искать круглые камешки». Искать можно камни большие, маленькие, неровные, круглые, пятнистые, белые, коричневые — в общем, любые. Когда закончите, отнесите камни домой и помойте их. Внимательно рассмотрите каждый камень и обсудите, откуда он мог взяться. Пусть малыш рассортирует собранные камни.
«Секрет».

Знакомит с предметами различной формы и величины. Учит соотносить

детали.

Для игры необходимо: «
занимательная коробка», имеющая прорези 3 размеров: квадратные и круглые . Кубы, а также шары.
Возраст малыша
: 2 г. – 2 г.6 мес.
Ход игры
: взрослый говорит, что у каждого имеются кубы и шары разной величины. Он предлагает вложить предметы в «занимательную коробку». Для этого надо отсортировать кубы от шаров. Когда малыш выполнит эту часть задания, взрослый подвигает к нему коробку, предлагая опустить в нее вначале кубик, а затем шарик. Р ебенок выбирает указанные взрослым предметы, произвольно ориентируясь в их величине. Маленький предмет ребенок сможет опустить в любое отверстие; предмет среднего размера опускается им в большое или среднее отверстия; большой предмет он про талкивает только в самое большое отверстие. Таким образом, ма лыш учится не только соотносить предметы по величине, но и выполнять это действие более рациональными способами. Аналогично опускается вторая, а затем третья пара предметов.
«Пирамидка из пяти колец».

Учит собирать пирамидку из пяти колец.

Для игры необходимо:
одноцветная пирамидка из 5 колец. 5

Возраст малыша
: 2 г. – 2 г.6 мес.
Ход игры
: взрослый ставит перед малышом пирамидку, собранную по убывающей величине колец, и предла гает ее разобрать. Вначале отложить на середину стола крышечку, затем снять кольца. «Покажи мне самое большое колечко!» — просит взрослый и предлагает опять нанизать его на стержень. Затем из всех оставшихся колец малыш выбирает вновь самое большое кольцо и надевает на стержень. Таким образом, собирается вся пирамидка от самого большого до самого маленького колечка. Пирамидка закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола.
«Расписное яйцо».

Закрепляет умение соотносить предметы по величине.

Для игры необходимо:
расписное яйцо, вмещающее еще 1 неразборный предмет (цыпленок или шарик), меньший по величине.
Возраст малыша
: 2 г. – 2 г.6 мес.
Ход игры
: в центре стола на подносе лежат разноцветные яйца. Взрослый просит взять ребенка 1 яйцо. Малыш рассматривает предмет. Взрослый обращает внимание на цвет и яркую роспись игрушек, их динамические и звуковые свойства. «Внутри что-то лежит. Посмотрим?», — говорит взрослый, раскрывает яичко и вынимает меньший предмет. Малыш выполняют те же действия со своей игрушками. Следует рассмотреть предмет, находящийся внутри первого: он не раскладывается на 2 половинки. Малыш может затем вкладывать меньший предмет в больший.
«Найди такого же цвета».

Для игры необходимо:
игрушки одинакового цвета: мишка, ленты, мячи, шары, кубы, корзиночки и т. п.
Возраст малыша
: 2г.– 2г.6 мес.
Ход игры
: по всей комнате расставлены различные игрушки. Взрослый показывает ребенку, например, синего мишку и просит принести игрушки такого же цвета. Он сажает мишку на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый прикладывает к нему мишку и говорит: «Правильно, ты принес мячик такого же цвета, как и мишка. Синий мишка и синий мячик». Располагает игрушку рядом с мишкой. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом.
«Занимательный сундучок».

Продолжает знакомить с предметами различной формы и величины.

Для игры Вам необходимо:
«Занимательный сундучок», имеющий квадратные, круглые, треугольные отверстия трех размеров. Ребенку предлагаются кубы, шары, трехгранные призмы (похожа на крышу дома), также трех размеров.
Возраст

малыша
: 2г.6мес. – 2г.9мес.
Ход игры
: взрослый показывает ребенку фигуры: кубы, шары, призмы 3 размеров, и предлагает вложить предметы в «Занимательный сундучок». Взрослый помогает малышу рассортировать игрушки, разложив по форме. например, взрослый может предложить малышу опустить в сундучок вначале шарик, затем кубик и, наконец, призму. Ребенок выбирает по словесному указанию взрослого объемные геометрические фигуры и ищет наиболее легкий (рациональный) способ выполнения поставленной задачи: самые большие предметы могут быть опущены только в самые большие отверстия; предметы средних размеров опускают в отверстия 2 величин (большое и среднее) и, наконец, маленькие могут быть опущены в любое отверстие.
«Нанизываем на стержень».

Закрепляет умение ориентироваться в однородных предметах трех величин.
6

Для игры необходимо:
три куба одного цвета, последовательно уменьшающиеся. Невысокий стержень для нанизывания кубов.
Возраст малыша
: 2г.6мес. – 2г.9 мес.
Ход игры
: взрослый обращает внимание на то, что у ребенка имеются кубики разного размера, которые он может нанизать на стержень. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажи, какой самый большой кубик? А какой поменьше? А самый маленький, какой кубик?» — спрашивает взрослый. Затем взрослый предлагает малышу составить пирамидку, нанизывая последовательно самый большой куб, поменьше и маленький.
«Собираем пирамидку по рисунку».

Обогащает чувственный опыт при действиях с предметами различной формы и

величины.

Для игры необходимо:
различные геометрические фигуры (шар, куб, ци линдр, призма и пр.), имеющие сквозное отверстие (4 шт.); невысокие стержни для нанизывания различных деталей, рисунки с изображением пирамид.
Возраст малыша
: 2г.9мес. – 3 года.
Ход игры
: Взрослый предлагает рассмотреть пирамидки-образцы на картинках. Затем дает ребенку материал для игры. Малыш собирает пирамидки по рисунку, нанизывая соответствующие детали. Готовые модели анализируются. Взрослый при необходимости помогает, прибегая к показу, объяснению, сравнению в действенном плане. Затем по просьбе взрослого малышу можно предложить приносить такие же предметы, как нарисованы на картинках. Если он затрудняются отыскивать их в окружающем пространстве, взрослый располагает все предметы на столе, и малыш подбирает их по картинке, положив ее перед собой.
ЧТО КАТИТСЯ?
Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование- кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.
ОДЕНЕМ КУКОЛ
Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол( большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам .Не беда , если он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните « Большой кукле – большое платье, маленькой – маленькое .Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой ».
СБОР УРОЖАЯ
7
Урожай яблок (их с успехом могут заменить любые другие предметы круглой формы) надо разложить по корзинкам(коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, большие –в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.
СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ
Игра на развитие внимания. Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сказать сначала, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. А отличаются тем, что мишка – большой , а зайка – маленький , мишка – коричневый , а зайка – белый и т.п.
НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ
Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков ( кубиков, домиков) точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.
СДЕЛАЙ, КАК Я
Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объёма и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора. На первых порах одновременно используются 2-3, а впоследствии- 3-4 формы. Отберите себе и ему по 2-3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Положите детали рядом или одну на другую, вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно также расставить фигуры. Если сразу у него не получится, повторите всё сначала Игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого что-нибудь построить и сделайте так же. Когда увидите, что ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.
ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ
В игре участвуют несколько человек. Дети знакомятся со словами-антонимами. Высокий-низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: « сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас. А если – низкие, то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя, выходит из игры». Тяжёлый- лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка должна быть или лёгкой, или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Теперь покажите, как несут тяжёлую сумку. А сейчас будьте внимательны: я скажу тяжёлая или лёгкая сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжёлую, либо как лёгкую». Быстро- медленно. Игра строится аналогично: дети должны идти или быстро, или медленно. Игру можно продолжать, разыгрывая следующие пары слов с противоположным значением: весело- грустно, жарко- холодно и т.д.
ПОДАРКИ ДЛЯ КУКЛЫ
Предварительно нужно вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребёнку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребёнок 8
достаёт один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т.п. можно придумывать с ребёнком по очереди. Когда ребёнок освоится с игрой, попробуйте её немного усложнить. Игру можно разнообразить. Предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы.
КОГО ЗАГАДАЛИ?
Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя( или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.
ПОЕЗД
В разных местах группы расставлены игрушки. Дети берутся друг за друга, образуя поезд. Сколько в поезде паровозов? Сколько вагонов? Поехал поезд! Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: «Один мишка, один лев, много обезьян». Следующая остановка- возле « Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продаётся, по сколько каких предметов посуды. «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля» и т.д., аналогично игра продолжается возле остановки « Дом игрушки». 9