"Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики"

Автор: Попыванова Ольга Александровна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2 с УИОП
Населённый пункт: Кировская область Омутнинский район п.Восточный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики"
Дата публикации: 02.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся

умения планировать деятельность через уроки информатики
Попыванова Ольга Александровна, учитель информатики и ИКТ МКОУ СОШ №2 с УИОП п.Восточный Омутнинского района Кировской области «Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Методологией стандарта второго поколения является системно- деятельностный подход. Построение образовательного процесса на его основе способствует достижению основного результата – формирование универсальных учебных действий у обучающихся, развитие личности. Необходимость перехода от стандарта 2004 года к новому стандарту предусматривает переход от ориентации на учебно-предметное содержание к включению в контекст обучения решения значимых жизненных задач. Для того чтобы добиться наилучшего результата, нужно правильно смоделировать урок. А для этого необходимо применение на уроке современных образовательных технологий Одной из базовых технологий стандартов второго поколения, способствующих формированию УУД является технология, основанная на- создании учебной ситуации. ФГОС ориентирует педагога создавать такие условия, чтоб ученики понимали, что каждая выполняемая работа может пригодиться в жизни. Учебная ситуация – моделирование реальной жизненной ситуации, важным условие которой является умение планировать свою деятельность. При проведении уроков я столкнулась с проблемой, что обучающимся сложно ставить учебные цели, а особенно сложно проектировать пути их решения, то есть планировать свою деятельность. На уроке в деятельностном подходе обучающиеся должны самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, чего не предусматривает традиционный урок, но можно осуществить с помощью учебных ситуаций. Проблема заключается в том, как смоделировать урок информатики на основе учебных ситуаций, которые формируют умение планировать свою деятельность.
Ведущая педагогическая идея моего опыта
основана на теории известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, которые считают, что средством становления и развития ребенка является деятельностный подход в обучении.
Новизна опыта заключается
в подборе «учебных ситуаций» разных типов для формирования умения планировать свою деятельность на уроках информатики. Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков планирования своей деятельности в контексте жизненных ситуаций. Технология, основанная на создании учебной ситуации, помогает решить эту проблему.
Как известно, термин «учебная ситуация» использовался в ряде отечественных дидактических работ задолго до появления названных подходов. Э.Ф. Зеер рассматривает учебную ситуацию «как возможность установления связи между знаниеми ситуацией». И.А. Зимняя отмечает, что формирование компетентностей обучающихся «неизбежно предполагает создание учебных ситуаций различных уровней проблемности», которая является признаком реальных жизненных ситуаций . Анализ зарубежных и отечественных источников последних лет позволил выявить ряд подходов к определению «учебной ситуации». На мой взгляд, целесообразным является следующее определение: «Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют и преобразуют его и частично запоминают». По мнению Пассова Е. И. именно такое понимание ситуации дает возможность моделировать ее в учебном процессе и создавать условия, адекватные реальным. Деятельностный характер учебной ситуации заключается в получении обучающимися личностного опыта в ходе анализа ситуации и разрешения содержащейся в ней проблемы путем планирования деятельности.

Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, умеющей учиться, осознающей важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике. Задачи:  Изучить теоретическую базу технологии, основанной на создании учебных ситуаций;  Подобрать диагностический инструментарий и провести диагностику для определения уровня сформированности умения планировать свою деятельность;  Смоделировать и апробировать различные учебные ситуации для формирования умения планировать свою деятельность на уроках информатики;  Проанализировать результаты апробации применения данных учебных ситуаций на уроках информатики. Среди базовых технологий развития УУД в основной школе особое место занимает технология, основанная на создании
учебных ситуаций
. Меня заинтересовала данная технология, так как она учит планировать свою деятельность и имеет тесную связь с жизнью. Учебная ситуация должна провоцировать детей на активное действие, причем не
вы
нуждения, а
по
буждения. Я стараюсь, чтобы в конце каждого моего урока ребенок видел результат своей деятельности, для получения которого необходимо умение правильно спланировать свою деятельность.
Умение планировать свою деятельность является одним из умений регулятивных УУД, которые обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности. Данное умение является основным при организации учебной ситуации, которая имеет следующие этапы: 1. Этап – выделение проблемы, мотивация, приближенная к жизни, и формулирование творческого задания для учеников. 2. Этап - организация выполнения учениками творческого задания. 3. Этап - демонстрация продукта обучающихся 4. Этап – организация рефлексивной деятельности учеников и учителя. Учебные ситуации я использую как на этапе урока, так и целым уроком. Проектируя учебные ситуации, учитываю возраст ребенка и уровень сформированности действий обучающихся. На протяжении месяца на своих уроках я вела наблюдение, которое фиксировала в таблице по формированию регулятивных УУД. После чего стало понятно, что «западает» умение планировать собственную деятельность в соответствии с задачей. Для определения уровня сформированности умения планировать свою деятельность мною была проведена входная диагностика «Особенности развития поискового планирования» (методика А.З.Зака). В исследовании принимали участие обучающиеся двух пятых классов. Результаты входной диагностики показали, что в пятых классах количество детей с угадывающим уровнем планирования (дети не ориентируются на условия задачи, часто вводя новые, не предусмотренные задачей, условия) – 17 чел. (из 24 чел.), с анализирующим уровнем (дети ориентированы лишь на поиск тех условий задачи, которые нельзя использовать при решении данной задачи) – 5 чел., и рефлексивно-анализирующим уровнем (дети выделяют те условия, про которые в задаче напрямую не говорится, но которым предлагаемый способ должен удовлетворять)– 2 чел, то есть большинство детей находились на низком уровне планирования действий. Результаты данной диагностики помогли мне сформировать группы для работы при создании учебной ситуации, для создания разноуровневых заданий, для дифференцированного подхода к обучающимся. В ходе работы по подбору и составлению учебных ситуаций по формированию умения планировать свою деятельность я решила придерживаться их типологии. 1. Ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения  1 этап – мотивация и проблема: «вы поздно вечером вспомнили, что завтра у вашего друга день рождения; у вас нет цветной бумаги, фломастеров и, к сожалению, кончились краски, но у вас есть компьютер, какой подарок вы можете подарить своему другу»; 2 этап –деление обучающихся на группы,
выдача и пояснение учителем


алгоритма
создания поздравительной открытки в программе Paint, обучающиеся распределяют деятельность среди членов группы,
планируют
свою
деятельность
по созданию открытки,
составляют план
представления своей творческой работы; 3 этап - демонстрация готовых поздравительных открыток каждой группой,
защита
своей работы
по составленному плану
; 4 этап -
анализ и оценка
работ других групп
по критериям
: оформление, содержание. Выбор лучшей работы урока. В данной учебной ситуации умение планирования отрабатывается успешно на 2 и 3 этапах. 2.

Ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал. Главное условие – иллюстрация должна воссоздавать сюжет, поясняющий материал образно. иллюстрация – видеофрагмент 1 этап – мотивация и проблема: Проводится просмотр фрагмента фильма «Пираты Силиконовой долины». Задание: докажите, что название соответствует содержанию. Почему Билл Гейтс и Стив Джобс названы пиратами? 2 этап - деление обучающихся на группы, обсуждение задания в группе,
составление плана
для доказательства факта, подтверждение сказанного аргументом. - 3 этап - выступления представителей групп, предъявляющих факты о пиратстве представителей Силиконовой долины.– 4 этап – Обсуждение обучающимися. В данной учебной ситуации обучающиеся в течение процесса выполнения и представления результатов задания должны строго следовать определенного плана, составленного группой самостоятельно. 3. Ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;  1 этап – проблема и мотивация: Двое соседей-дачников собрались построить мост через ручей, разделяющий их дачные участки. Расстояние от ручья до домика каждого дачника разное, причем домик одного дачника располагается чуть ниже по течению относительно домика другого. Как построить мост через ручей, чтобы он стоял на одинаковом расстоянии от обоих домиков? Давайте поможем двум соседям 2 этап – Обучающиеся делятся на группы,
составляют планы
решения данной проблемы (создают чертежи и рисунки, делают расчеты) 3 этап –
представление алгоритма
готового решения, поиск ошибок 4 этап –
анализ собственного решения
на основе представленного учителем
эталона
(замер расстояний между домиками и деление его пополам, построение перпендикуляра в сторону ручья, нахождение точки пересечения, т.е. поиск правильного решения)
В процессе деятельности обучающиеся не только учатся работать по готовому алгоритму, но и самостоятельно составляют план своей деятельности, выявляют ошибки в плане и исправляют их, то есть переходят с одного уровня деятельности на другой (более высокий). 4. Ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации  1 этап – проблема и мотивация: «На уроке литературы вам дали задание выучить биографию А.С.Пушкина. Вам разрешат пользоваться подсказкой, если она будет в виде кластера. Будем делать подсказку?
Что для этого нам

необходимо сделать?
»; 2 этап - знакомство с понятием «КЛАСТЕР» (поиск определения в различных источниках, предложенных обучающимися),
разработка

обучающимися алгоритма
создания кластера в MSWord, работа с биографией Пушкина по выявлению важных для отражения в кластере фактов его жизни,
создание кластера-подсказки
по Пушкину 3 этап – просмотр готовых работ, дискуссия по каждой представленной работе. 4 этап – взаимообмен кластерами При решении этой учебной ситуации обучающиеся также на всех этапах обращаются к умению планировать деятельность. В зависимости от подходов к организации процесса обучения в своей практике я использую учебные ситуации, где источником знаний является учитель, где в подаче и контроле содержания участвуют как учитель, так и учащиеся, а также учебные ситуации, где сами обучающиеся непосредственно контролируют содержание изучаемого материала, и нет внешнего взаимодействия на основе изучаемого материала между ними и учителем. Выходная диагностика в конце 5 класса показала, что количество детей с угадывающим уровнем планирования уменьшилось до 9 чел. (из 24 чел.), с анализирующим уровнем повысилось до 11 чел., а рефлексивно-анализирующим уровнем стало 4 человека. Я планирую использовать учебные ситуации, формирующие умение планировать свою деятельность в системе. Считаю, что отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные способы действий, то есть формировать личность, желающую и умеющую учиться.