"Выработка общих подходов в формировании предпосылок учебной деятельности в условиях преемственности"

Автор: Рудак Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Большереченский детский сад"
Населённый пункт: Омская область, р.п. Большеречье
Наименование материала: статья
Тема: "Выработка общих подходов в формировании предпосылок учебной деятельности в условиях преемственности"
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБДОУ «Большереченский детский сад» корпус №3 Доклад к педсовету: «Эффективные механизмы социального партнёрства в условиях ФГОС. Соблюдение преемственности в организации работы образовательной системы Большереченского района» Тема доклада: «Выработка общих подходов в формировании предпосылок у учебной деятельности в условиях преемственности» Воспитатель: Рудак Лариса Викторовна
2016год. «Выработка общих подходов в формировании предпосылок учебной деятельности в условиях преемственности» Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и
психологи
образовательной среды. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм. Согласно новому Закона «Об образовании» дошкольное образование получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Закона предусматривает возможность подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. Преемственность дошкольного и начального общего школьного образования возможна только при условии стыковки программ и обучающих методик. Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования.. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задача дошкольного образования
в рамках проблемы преемственности — это обеспечение равных стартовых условий.
Задача начальной школы
— оказание помощи в адаптации ребенка к школе. Дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют: 1. Состояние здоровья и физическое развитие детей. 2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. 3. Умственные и нравственные способности учащихся. 4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. 5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы психологической службы в образовательных учреждениях.
Психологическая преемственность требует учёта возрастных особенностей детей, их ведущего типа деятельности, сензитивных периодов, и в то же время способствует снятию психологических трудностей адаптационных "переходных" периодов. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С какими же проблемами мы, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы? 1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое. В процессе многолетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребёнок опять неоднократно обследуется. Упущенное время "работает" против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к неуспешности в последующем обучении. Непосредственный контакт психологов и педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. 2. Тревожит и проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в "элитную" школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование. 3. Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения. Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду. 4. Решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательном учреждении. 5. Нельзя не сказать и о проблеме недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования. Для решения этой проблемы необходимо создание модели преемственности детского сада и школы. Эти и некоторые другие проблемы предстоит решать нам в аспекте психологической преемственности непрерывного образования. Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов: 1. заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2. составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; 3. проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; 4. работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); 5. проведение ПМПК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора); 6. планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; 7. проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно: 1. Методическая работа. 2. Работа с родителями. 3. Работа с детьми. Согласованная и дружная работа с психологом школы позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. Я предлагаю следующий план работы. С родителями: 1. Август – сентябрь Родительское собрание: «Задачи воспитания и обучения в подготовительной группе ДОУ» 2. Октябрь Взаимопосещение уроков воспитателями и НОД учителями начальных классов. 3. Декабрь Родительское собрание: «Психологическая готовность ребёнка к школе» 4. Февраль Родительское собрание: «Презентация программ обучения учителями начальных классов СОШ» 5. Апрель Организация «Материнской / отцовской школы, психологической готовности родителей к обучению их ребёнка в школе». С детьми: 1. Сентябрь 1 Экскурсия в школу 2 Экскурсия в библиотеку 2. Октябрь 1 Открытый НОД в ДОУ 2 Открытый урок в СОШ 3. Ноябрь Здоровье сберегающие технологии 1 Урок в спортивном зале 2 Совместно с родителями экскурсия на стадион (знакомство с различными секциями) 4. Декабрь Музыкально-художественное развитие детей 1 Урок в классе музыки 2 Совместно с родителями экскурсия в музыкальную школу(знакомство с различными направлениями обучения) 5. Январь Художественно-эстетическое развитие 1 Урок специалиста СОШ 2 Совместно с родителями экскурсия в художественную школу(знакомство с различными направлениями обучения) 6. Февраль Познавательное развитие 1 Урок в классе биологии 2 Урок в классе географии 7. Март Трудовое воспитание Экскурсия и урок в специализированных классах по трудовому обучению девочек и мальчиков.
8. Информационные технологии Экскурсия и урок в классе информатике 9. Май Психолого-педагогическая помощь(работа с психологом)