"Кто Я"?

Автор: Терентьева Алена Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: моу школа с.Катравож
Населённый пункт: с.Катравож
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кто Я"?
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Книга «Кто Я?»

Ход игры:
Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В этой книге могут быть собраны их собственные рисунки, рассказы и стихи. По мере того как дети учатся писать, они могут и заносить туда подробности и вопросы о себе, а так же ответы на них. Можно завести одну книгу на всю группу, уделив ней страницу или две каждому ребенку.
Круговая беседа

Ход игры:
Педагог и дети садятся в круг. Взрослый говорит следующие фразы: Больше всего мне нравится в себе…; Я бы хотел быть…; Моя любимая игра…; Я думаю, мое имя означает…; Я бы хотел узнать о…; Я чувствую себя счастливым, когда…; Я чувствую печаль, когда…; Я хочу стать более…; Когда-нибудь я надеюсь… Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени; очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают; каждый останется на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?».
«Нить жизни»

Ход игры:
Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагается то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или любом другом порядке, в каком захотят дети. Нить можно также протянуть и в будущее.

«Мой силуэт на стене»

Ход игры:
Сделайте силуэт каждого ребенка на большом листе бумаги (лучше в лежачем положении). Пусть ребенок нарисует на нем физические потребности, а затем опишет свои личностные и физические качества (имя, рост, вес, что ребенок больше всего любит делать) на ярлыке, который затем можно прикрепить к бумаге. Прикрепите эти листы бумаги к стенам группы- это даст возможность всем детям лучше узнать друг друга, а также больше и о себе.
«Я и мои чувства»

Ход игры:
Дети встают в круг. Ведущий начинает фразу и бросает ребенку мяч: Слух помогает мне…; Зрение помогает мне…; Обоняние помогает мне…; Осязание помогает мне…; Пробуя пищу на вкус, я могу… Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностям детей с физическими недостатками. Например: «Я не могу видеть (очень хорошо? совсем?), но все же это я, и я могу…» Пусть каждый ребенок придумает какое-то средство для того, чтобы улучшить обоняние или осязание. Пусть они опишут, нарисуют или изобразят его с помощью движений.
«Загадывание желаний»

Ход игры
: Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания. Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы…потому что… Если бы я мог быть птицей, то я бы…потому что… Если бы я мог быть насекомым, то я бы…потому что… Если бы я мог быть цветком, если бы я мог быть деревом, если бы я мог быть одним из предметов мебели, если бы я мог быть музыкальным инструментом, если бы я мог быть автомобилем, если бы я мог быть улицей, если бы я мог быть государством, если бы я мог быть другой страной, если бы я мог быть игрой, если бы я мог быть пластинкой, если бы я мог быть телевизионной передачей, если бы я мог быть кинофильмом, если бы я мог быть пищей, если бы я мог быть каким-нибудь цветом...

«Воображаемый друг»

Ход игры:
Пусть дети сядут или лягут, закрыв глаза, и успокоятся. Скажите им, чтоб они сделали глубокий вдох, а затем медленно выдохнули. Повторите это еще два раза. Скажите им, чтобы они представили себе какое-то особое место, любимое место - где-либо в мире (или даже космосе). Скажите им, что они гуляют в этом месте –в своем воображении, чувствуя, слыша и видя, что там происходит. Введите их в дом, в здание, которое они могут мысленно себе представить, куда они входят, чтобы найти особую комнату. Комната имеет раздвижную дверь в одной стене, которая открывается, поднимаясь вверх. Дверь медленно поднимается, и по мере этого появляется особый друг, которого они никогда не раньше не встречали, - сначала его ноги и, наконец, его лицо. Этот друг может быть старым или молодым -каким угодно. Этот друг всегда там, и всякий раз, когда ребенку кто-то нужен, чтобы поговорить, к кому-то обратиться, он может прийти к нему или к ней снова, если захочет. Закройте дверь, уйдите из этого дома и возвращайтесь назад. Пусть дети обменяются впечатлениями о том, что они представили себе,- в круговой беседе, парами или группами.
«Моя кукольная семья»

Ход игры:
Каждый ребенок составляет семью из кукол, одна из кукол - он сам (сама). Куклы могут быть простыми. Их можно сделать из обрезков картона, раскрашенных и прикрепленных к палке, или из глины. Фигуркам даются имена и описываются и объясняются их отношения. Затем каждый ребенок придумывает какой-либо обряд (например, свадьба) или праздник, который показывается остальным. Кукольную семью можно расширить, включив в нее других людей, живущих по соседству. Дети могут разыгрывать сценки о том, что они обычно делают с этими людьми для того, чтобы свести их вместе. Расширьте этот вид работы, чтобы он включал людей из других стран мира.
«Беседа»

Ход:
Задайте следующие вопросы: Больше всего в друзьях мне нравится… Помощь другим важна, потому что… Если бы я мог научить всех в мире одной вещи, то это было бы… Я отличаюсь от других, потому что… Я – как и все другие, потому что…

«Лунные люди»

Ход игры:
Расскажите детям, что где-то на Луне живут «лунные люди». Поговорите о них с детьми, пофантазируйте: как «лунные люди» носят «лунные брюки» («лунные платья» и т.д.), какие у них «лунные домашние животные» и т.д. Дети подробно определяют сходства и обычно делают это с удовольствием. Можно сопровождать рассказ разыгрыванием сценок, изготовлением поделок, рисованием. «Перенесите» ситуацию на Землю: пофантазируйте в отношении «земных людей», «людей моря», «людей леса». Затем это же упражнение повторите на реалистическом материале - в отношении людей, живущих в других странах.
Стиральная машина»

Ход игры
: Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии или поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).
«Я имею право…»


Цель:
дать правовые знания.
Оборудование:
набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).
Ход игры:
Дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции, и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Обязанности в вашей семье»

Цель:
способствовать развитию логического мышления детей.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выложить картинки членов семьи: мама, папа, бабушка, я; а затем перечислять обязанности каждого, выкладывая кружки за каждую обязанность. После всего предлагается детям проанализировать, у кого больше всего обязанностей в их семье? Как исправить ситуацию? (Перераспределить обязанности, например, мыть посуду может и ребенок, если ему 5-6 лет и т.д.)
«Права детей и взрослых»

Цель:
закрепить знания дошкольников о правах детей и взрослых, совершенствовать навыки классификации.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает картинки с изображением прав детей и взрослых. Детям предлагается разделить картинки по принципу «права детей» и «права взрослых». Некоторые права просят прокомментировать. Например, право на труд только у взрослых, так как детский труд запрещено использовать по Конвенции и Декларации.
«Разрешено-запрещено»

Цель:
закрепить нравственно-правовые понятия детей, умение классифицировать поступки по принципу «разрешено-запрещено», выражать четко и ясно свою мысль.
Ход игры:
Выкладываются сюжетные картинки с изображением запрещающих ситуаций (ребенок обижает ребенка, взрослый отпустил собаку в песочницу и т.д.) и разрешающих ситуаций (мальчик помогает
девочке строить домик, ребенок вешает кормушку и т.д.) Детям предлагается рассортировать карточки и прокомментировать их.
«Я не должен…»

Цель
: разграничить понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.
Оборудование:
серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми взаимоотношениями в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «ребенок -окружающий мир».
Ход игры:
Дети раскладывают около шаблона «Я не должен» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
«Придумай правовой конец сказки»

Цель:
способствовать творческому развитию детей, умению четко выражать свои мысли, использовать полученные знания.
Ход:
Педагог читает любую сказку и предлагает придумать правовое решение возникшего конфликта. Например: 1. Кощей похитил Василису. Конец может быть такой: пришел Богатырь и сказал: «Ты нарушил право человека на свободу. Большой Сказочный Суд тебя накажет, даже в тюрьму отправит». Кощей подумал-подумал и решил не рисковать. Отпустил Василису. 2. К сказке «Заюшкина избушка». «В лесу был выбран совет справедливых животных, в котором была мудрая Сова, благородный Олень и гордый Орел. Заяц пришел к ним и рассказал им о своей беде. Сова, Олень и Орел хорошо знали законы лесной жизни. Они вызвали лису на совет и сказали, что она не имеет права выгонять зайца. Лиса поджала хвост и освободила дом зайца. Стала строить и себе лубяную избушку. А зайчик даже ей помогал». И т.п.
«Колобок»

Цель:
развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над
выразительностью речи.
Ход игры
: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, кому попадает мяч, должен задать ему какой-то вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, давай с тобой дружить!», «Колобок, я провожу тебя домой, чтобы ты не попался лисе». После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому игроку.
«Поводырь»

Цель:
развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Оборудование:
повязки на глаза по количеству детей; предметы-препятствия: стулья, кубики, обручи.
Ход игры:
в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.
«Помоги себе сам»

Цель:
обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.
Ход игры
: Педагог предлагает: Медленно, глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть; «занять делом» ступни ног - подбрасывать мяч или потанцевать; «занять делом» все тело - побегать, попрыгать, наклоняться, поприседать (выполнить упражнения, требующих больших затрат энергии); «занять делом» голос: поговорить, покричать, попеть.
«Если чужой стучится в дверь»

Цель:
учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.
Ход игры:
Педагог и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не впускает посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации. Примерные ситуации: Почтальон принес срочную телеграмму; Слесарь
пришел ремонтировать кран; Милиционер хочет проверить сигнализацию; Медсестра принесла лекарство для бабушки; Мамина подруга пришла в гости; Соседи просят йод для поранившегося ребенка; Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей; Женщине срочно нужно вызвать «скорую помощь» и т.д. Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.
«Признаки»

Ход игры:
Дети салятся в круг. Один из них становится в середину круга. Он называет какой-либо признак. Например: «Те, кто носит ремни». Те, кто подходит под это определение, должны поменяться местами с теми, кто еще, на ком в этот момент также надет ремень. Тот, кто в середине, должен найти себе место. Тот, кто останется без места, становится в середину и должен выбрать следующий признак. Дети быстро начинают понимать, что они могут быть во многом схожи и различны.