"Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии"

Автор: Колесникова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: село Шабельское Щербиновский район Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектно-исследовательская деятельность при изучении химии"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектно- Проектно- исследовательская исследовательская деятельность деятельность при изучении химии при изучении химии Проектно- Проектно- исследовательская исследовательская деятельность деятельность при изучении химии при изучении химии Учитель Учитель МБОУ СОШ №11 МБОУ СОШ №11 Колесникова Наталья Дмитриевна Колесникова Наталья Дмитриевна
“Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал ни кто". А. Сент - Дьердьи
• Мы знакомим учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
• в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема; • в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы; • исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися; • учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта; • содержательная часть проекта структурирована; • результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость; • результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены; • если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах; • по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
• Традиционный учебный процесс в школе ориентирован большей степени на приобретение знаний, умений, навыков по соответствующим дисциплинам. Большое количество программного материала, усваиваемого в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени на творческо- исследовательскую работу.
• Проектирование дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке и знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, обеспечивает возможность участия в научных экспериментах и исследованиях.
• Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизации общего образования.
• Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является
проектное

обучение.

• Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Цель данной работы:
разработать механизм интеграции проектной деятельности в преподавании химии. • Данная цель реализуется с помощью решения следующих
задач:
• - рассмотреть возможности применения метода проектов; • - показать на конкретных примерах как организуется проектная деятельность на уроках; • провести диагностику и выявить преимущества применения метода проектов в образовательном процессе; • наметить перспективы дальнейшей работы по организации проектной деятельности всех участников образовательного процесса.
Проективность - образовательная тенденция будущего. • Проект – прообраз предполагаемого или возможного состояния объекта. • Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть. • Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
• Учебный проект – организационная форма работы, ориентированная на изучение законченного учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов. • Телекоммуникационный проект – совместная учебно- познавательная деятельность обучающегося под руководством педагога, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерных технологий.

С помощью метода

проекта возможно

обучить:
• Проводить их анализ; • Выявлять и формулировать проблемы; • Находить пути их решения; • Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации; • Применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Я использую
два вида урочных

занятий
для формирования проектной деятельности. •
Первый вид
- проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».

Второй вид
- урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты. • На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Это урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков » и другие.
• Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Я приучаю учащихся к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, разрекламируй (представь аудитории, публике) свою работу.

2.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность
разных по
уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая
- это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. •
Вторая группа
- это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы. •
Третья группа
- это одаренные, очень успешные дети, работа
с
которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
• Проектная деятельность на уроках химии
Мы изучаем
• Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые. • Работа над проектами включает в себя несколько этапов: • Начинание; • Планирование; • Исследование; • Защита; • Рефлексия; • Презентация.
Проектная деятельность во внеурочное время 1. Кружок «Здравствуй, химия» в 8 кл 2. Кружок «Химия и экология» в 10 кл 3. Кружок «Пропедевтический курс химии» в 7 классе
МЫ ИЗУЧАЕМ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ХИМИИ
ЗНАКОМИМСЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
УЖЕ УМЕЕМ СОСТАВЛЯТЬ ХИМИЧЕСКИЙ КРОССВОРД • Костенко Светлана • Могиленских Светлана • Старыгина Нина • Матвиенко Наталья • Лютенко Юлия • Кирпун Виктория

Исследовательская Исследовательская работа по теме « работа по теме « Чипсы: да или нет?» Чипсы: да или нет?» Исследовательская Исследовательская работа по теме « работа по теме « Чипсы: да или нет?» Чипсы: да или нет?»
Выполнили: учащиеся 8а класса Лютенко Юлия Кирпун Виктория Руководитель: учитель химии Колесникова Наталья Дмитриевна
Качественные реакции Качественное определение жиров.
Качественное определение хлорид – ионов.
Мы говорим чипсам- нет!
Учебный год ФИО учащегося класс Наименование мероприятия Уровень результат 2008г Кирпун Виктория 8-а Исследовательский проект «Эврика» Муниципальный 2-е место 2008г Лютенко Юлия 8-а Исследовательский проект «Эврика» Муниципальный 2-е место 2008г Матвиенко Наталья 8-а Конкурс «Подрост» Муниципальный 3-е место 2012г Иваненко Анастасия 9кл Конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество» Муниципальный 2-е место 2012г Сюсюра Екатерина 8 Смотр –конкурс «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам» (ПОДРОСТ) Муниципальный 2-е место
Проведение недель химии
Участие в конкурсе ПНПО в 2012 г Мастер -класс
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАБОТА «УГЛЕВОДЫ» «УГЛЕВОДЫ» ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАБОТА «УГЛЕВОДЫ» «УГЛЕВОДЫ»
• ЦЕЛИ РАБОТЫ: • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: изучить свойства углеводов. • РАЗВИВАЮЩАЯ: закрепить знания о химических и физических свойствах углеводов. • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: осторожное обращение с веществами, со спиртовкой. • ОБОРУДОВАНИЕ: NaOH, CuSO4 , глюкоза, крахмальный клейстер, раствор Йода –I2, кусочек хлеба, срез клубня картофеля, спиртовка, пробирки. • ОСОБЕННОСТИ ТБ: ТБ при обращении с NaOH, со спиртовкой.
ХОД РАБОТЫ •
ОПЫТ 1 . ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛЮКОЗЫ С

ГИДРОКСИДОМ МЕДИ( II)
• Налейте в пробирку 2 см3 раствора гидроксида натрия (NaOH) и прибавьте раствор сульфата меди (II)- CuSO4 . ,К свежеприготовленному ГИДРОКСИДУ МЕДИ( II) добавьте 1 см3 раствора глюкозы. Встряхните смесь. Что вы наблюдаете? Что доказывает данный опыт? • Нагрейте содержимое пробирки. Какие изменения вы наблюдаете? О чём они свидетельствуют. • Составьте уравнения реакции.

ОПЫТ 2. КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА

КРАХМАЛ.
• К 1 см3 крахмального клейстера в пробирке добавьте каплю спиртового раствора йода - I2, . Что вы наблюдаете.? • Нагрейте полученную смесь крахмального клейстера с йодом. Какие изменения происходят? Восстанавливается ли прежняя окраска при охлаждении • Снова приготовьте раствор гидроксида меда( II) , для этого к раствору CuSO4 прилейте раствора гидроксида натрия (NaOH). Теперь добавьте крахмальный клейстер. Нагрейте смесь. Восстанавливается ли ГИДРОКСИД МЕДИ( II) крахмалом? • Нанесите несколько капель спиртового раствора йода - I2, . на кусочек хлеба и на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Что доказывает данный опыт.

3
. Наука химия - трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. • Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее . • Так, на вопрос:
«Для чего учащиеся участвуют в

проектах?»
были получены следующие ответы:
• возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах одноклассников на более высокий уровень
- 35%;
• познавательная значимость проектной деятельности, узнать что-то новое, интересное -
33%;
• пообщаться со сверстниками -
18%;
• - заработать высокие оценки по химии, расположить к себе учителя -
5%;
• - другое -
9%.
• На вопрос:
«Почему учащиеся выбрали проект по

химии?»
получены следующие ответы: • этот предмет - один из самых трудных, но интересный -
47%;
• заинтересовала тема проекта по химии - 35%; • -лучше ничего не было-
6%;
• захотелось преодолеть трудности -
3%;
• другое -
9%.


Результаты:

1
. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует
повышению интереса к предметам.
Это подтверждается следующими фактами: • - уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию; • - увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной деятельности; • - прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, «пригодятся в жизни»); • - у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

Результаты применения

метода проектов
• работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами: – уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; – увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации; – прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); – у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
• Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть
трудности:
• работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества; • необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно. • Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
Перспективы развития опыта: • усиление гуманитарной направленности обучения химии через проектную деятельность; • разработка элективных курсов химического содержания, формой отчетности которых будет защита проектных работ; • увеличение доли проектов научно-исследовательского характера; • ♦ использование возможностей современных компьютерных технологий для создания проектов; • ♦ использование возможностей мультимедийного оборудования: компьютерная презентация-защита проектов через большой экран; • ♦ руководство старшеклассников с развитыми проектными умениями работой над проектами младших школьников; • ♦ создание широкомасштабных проектов межпредметной направленности.

Перспективы

использования опыта:
• проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы; • обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций; • проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся; • оформление результатов; обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.

Применение технологии

проектной деятельности

позволяет:
• учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста; • ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.