"Его Величество Глагол"

Автор: Кулыванова Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 17"
Населённый пункт: г.Электросталь, Московская область
Наименование материала: Урок русского языка в 5 классе с учетом требований ФГОС
Тема: "Его Величество Глагол"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №17» г.о. Электросталь, Московской области

Открытый урок русского языка в 5 а классе

Учитель: Кулыванова Татьяна Михайловна

Тема
: «Его Величество Глагол». (Обобщение и систематизация знаний, полученных в начальной школе, о глаголе как о части речи).
Форма проведения урока:
виртуальная экскурсия.
Тип урока.
урок обобщения знаний.
Цели как деятельность учеников:

М/п:
вычитывать, перерабатывать и преобразовывать информацию (самостоятельно формулировать, составлять таблицыопоры и т.д.).
Регулятивные:
осуществляет индивидуальную, групповую, парную деятельность с целью развития рефлективно-аналитических способностей; принимает и сохраняет учебную задачу.
Познавательные:
понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: обосновывает правильность и полноту высказываний, сравнивает правильность и полноту ответов учащихся; аргументирует способы решения проблем поискового характера
Цели как деятельность учителя
: углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи; отрабатывать умения правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умения определять части речи, их морфологические признаки
Оборудование:
проектор, презентация, раздаточный материал, доска, маркеры
Педагогические технологии:
педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, имитационная игра, ИКТ.
Виды деятельности учащихся:
индивидуальная, парная, коллективная (групповая)
Сценарий урока

Технологическая карта урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование

УУД и

технология

оценивания,

духовно-

нравственное

воспитание

I.

Организационный

(мотивационный)
Приветствие. Создание игровой ситуации. - Я приглашаю вас в музей. Но, чтобы войти туда, необходимо вспомнить правила
УУД:

Коммуникативн
1
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
Цель:
создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на лично значимом уровне.
Технологии:
коллективная деятельность
Деятельность

учителя:
создание ситуации мотивации к обучению (стартовое желание учиться) поведения. Мы быстро их вспомним, записав на листочках. 1 ряд – Что можно делать в музее 2 ряд – Что нельзя делать в музее. Ребята записывают. Размещаем на доске
На доску.
Памятка путешественникам Запись на доске Памятка путешественникам Правила поведения в музее Можно Нельзя Слушать Смотреть Задавать вопросы Интересоваться Удивляться Замирать Останавливаться Рассматривать Говорить Смеяться Быстро ходить Кричать Дергать друг друга Скажите, что общего во всех словах? Это глаголы. Какие глаголы здесь оставим и не возьмем с собой в музей? Стираем колонку «Нельзя».
Слайд 1
Итак, Экскурсия в музей, посвященный удивительной части речи глаголу.
Слайд 2

ые:
формирование атмосферы исследования, творчества, сотворчества
Регулятивные:
готовность к самообразовани ю
Познавательны

е:
самостоятельное выделение и формулирование цели; формулирование проблемы.
II. Целеполагание

Цель:
постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно.
Технологии:
индивидуальная и коллективная деятельность
Деятельность

учителя:
выбор средств и методов, - О какой части речи будем говорить на уроке? - Как вы думаете, какие цели сегодня будут перед нами стоять?
Слайд 3
Обучающие: 1. Совершенствовать умения находить в тексте, определять грамматические признаки глаголов. 2. Определять вид глагола, Развивающие: развивать у учащихся умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить. Формировать интерес к предмету, развивать культуру речи. Воспитывающие: 1. Воспитывать у учащихся данного класса доброжелательность по отношению друг к другу, умение слушать.
УУД:

Коммуникативн

ые:
представление конкретного содержания; устное сообщение.
Регулятивные:
самостоятельное определение целей учебной деятельности; формулирование и удержание учебной задачи; определение 2
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол » адекватных поставленным целям последовательно сти промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательны

е:
формирование предметных понятий, навыков систематизации по предмету.
III. Актуализация

предметных и

метапредметных

личностных

результатов.

Цель:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследовния.
Технологии:
исследовательская деятельность, самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности.
Деятельность

учителя:
помощь в формулировании цели и образовательных результатов на языке умений (компетенций) Работа с дидактической картой урока (работа на индивидуальных рабочих материалах) - Итак, мы в первом музейном зале. Здесь, как и полагается, мы познакомимся с нашим Гидом Глаголом. Внимание на экран. Вас ждет первое задание.
Слайд 4-5

Найди глагол:
Удвоить, двойка, двое, двойной Что помогло вам найти глагол?
Слайд 6

Портретная галерея

Смотрим портреты.
Что хотели передать художники в образе глагола? Какие черты хотели отразить? А вот как сам глагол создает портреты.
Слайд 7

Загадки
Течет, течет – не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит.
Речка
Алексей Югов сказал, что глагол «самая огнепышущая, самая живая часть речи», и эти слова подтверждаются в стихотворении Ф.И.Тютчева. Подумайте, о чем говорит здесь автор? «Море и утес» И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблемых высот. - Что вам позволило догадаться, что речь идет о море?
УУД:

Коммуникативн

ые:
выражение своей точки зрения, объяснение и аргументация точки зрения
Регулятивные:
осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в ходе учебного занятия и их коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера; умение убеждать.
Познавательные:
умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности и их оценка по соответствующим критериям. 3
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
Историческая справка
«глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь»
Слайд 8-9
И наша первая азбука, созданная Кириллом и Мефодием тоже называлась глаголица, а затем появилась кириллица, азбука, привычная нам с вами. Кстати, каждая буква нашей азбуки имела свои названия. И буква «ге» называлась «Глаголом».
IV. Закрепление

знаний.

Закрепление и

систематизация

знаний по теме

«Глагол».

Развитие

орфографических

умений.

Цель:
построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике; закрепление знаний при выполнении практических заданий.
Технологии:
поэтапное формирование умственных действий, дифференцированн ый подход к обучению.
Деятельность

учителя:
актуализация ведущих способов - А что называется глаголом сейчас в нашей науке языкознание?
Слайд 10-11

Восстанови словесный портрет
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы _____________________________________________________ _
Проверяем, зачитывая ответы и сверяя их с проверочным

слайдом.

Слайд 12 – 13

- Предлагаю пройти в зал № 2. Здесь наш ждет очередное

задание.
Интерактивная игра Работа в группах
Зал № 2
Морфологический портрет
Собери таблицу признаков глагола
Постоянные и непостоянные признаки
Морфологический разбор

Послушайте стихотворение и выпишите глаголы.
Я страшное дело какой деловой; В любые дела ухожу с головой. Задачи
решаю
, на скрипке
играю
, Сынишку соседки в коляске
катаю
. Я пряжу
мотаю
, и хлеб
покупаю
. И на стадионе голы
забиваю
. Укроп
поливаю
, кусты
подстригаю
. И чисто-пречисто весь двор
подметаю
. Дорожки в саду я песком
посыпаю
, А после работы в тени
отдыхаю
. От какого лица идет повествование в этом стихотворении? Какие признаки вам помогли это определить? Назовите все непостоянные признаки всех глаголов. Можно ли сказать, что
УУД:

Коммуникативн

ые:
формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательно е и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.
Регулятивные:
включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного 4
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол » исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действий. в одном тексте автор использует глаголы одной формы? Зачем это делается? Поработаем с постоянными признаками этих глаголов. Индивидуальная работа. Карточки. Вставляют в карточки постоянные признаки глаголов. Ответы учащихся. Самопроверка. Оценка за свою работу. ответа.
Познавательны

е:
определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности. - Мы двигаемся дальше.
Зал № 3. Этот сложный глагол

Слайд 14
- Ребята, вам предлагается решить орфографические задачи. Работа с карточками (см. дидактический материал)
Вставь букву. Е или И
Ты дремл..шь, ты обид..шься, ты увид..шь, он услыш..т. он пряч..тся, дыш..т, пада..т, вид..т, прилета..т, смотр..т он пилит, вяжт, бега…т Работа по карточкам. Индивидуальная работа Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь. Проверка. - Следующая орфографическая задача.
Нужен ли Ь?
Когда в каких глагольных формах пишется Ь, а когда не пишется?
Работа с пословицами

Собери пословицы и раскрой скобки.
Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. Мороза бояться – на двор не ходить. Не теряй ум, все остальное приложится. Чего не сможешь сделать один, сделают десятеро. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Волков бояться – в лес не ходить. Лежа хлеба не добудешь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. За все браться – ничего не сделать. Дело мастера боится. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. С песней и труд ладится. Друзья познаются в беде. Все хорошо, что хорошо кончается. Грамоте учиться, вперед пригодится. 5
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол » Проверка.
V. Диагностика

предметных,

метапредметных и

личностных

результатов.

Цель:
самопроверка умений применять знание в типовых учебных условиях.
Технологии:
само- и взаимодиагностика результатов.
Деятельность

учителя:
создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности.
Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…
A) склонение B) спряжение C) чередование
2. Сколько в русском языке спряжений?
А) 3 B) 1 C) 2
3. Глаголы, которые имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете,

-ут, -ют относятся…
А) 1 спряжению B) 2 спряжению
4. Глаголы II спряжения имеют окончания…
А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -у, -ю, -а.
5. Укажите строку с глаголами I спряжения.
А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.
6. Укажите строку с глаголами II спряжения.
А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, спать
Слайд 15

Взаимопроверка:
1 – B 2 – C 3 – B 4 – B 5 – A 6 – C Поставьте оценки: «5» - 6 верных ответов «4» - 5 верных ответов «3» - 4 верных ответа
УУД:

Коммуникативн

ые:
отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий
Регулятивные:
проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно- образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных затруднений учащихся.
Познавательны

е:
понимание проблемных зон в знании и определение путей решения сложившейся ситуации 6
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
VI. Закрепление

знаний.

Развитие

творческих и

аналитических

способностей

Цель:
построение, фиксация и применение предметных, метапредметных и личностных результатов полученных знаний на практике; закрепление знаний при выполнении практических заданий.
Технологии:
поэтапное формирование умственных действий, дифференцированн ый подход к обучению.
Деятельность

учителя:
актуализация ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности учащихся во всех формах действий. - Приглашаю вас в следующий зал. Здесь царит дух творчества.
Слайд 16

Зал № 4

Художественный зал
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты (языковеды). Например, Николай Греч писал: “Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова”. Как работает глагол в тексте?
Осенние листья
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли рекой на землю. Зашумел в лесу золотой дождь. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу, вокруг. … Шумит золотой дождь. Золотая осень завершает свой яркий праздник, и лес готовится к наступлению зимы. - Какой красивый образ создал Николай Сладков в этой миниатюре. Какими вы увидели листья? Как называется художественный прием, с помощью которого автор оживил листья? Какая часть речи в этом помогла?
Допишите 2-3 предложения в текст об осенних

листьях, об их приключениях, используя глаголы.
Читают свои ответы-миниатюры.
УУД:

Коммуникативн

ые:
формулирование вопросов,; сотрудничество в поиске и сборе, обработке информации; определение правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение; точное, последовательно е и полное сообщение информации как ориентир для построения нового действия; построение монологического контекстного высказывания.
Регулятивные:
включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа.
Познавательны

е:
определение цели, функции участников, способов взаимодействия; адекватная оценка своих возможностей 7
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол » достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной, парной и коллективной деятельности.
VII. Итог урока

Рефлексия

предметных,

метапредметных и

личностных

результатов.

Цель:
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов.
Технологии:
само- и взаимодиагностика результатов.
Деятельность

учителя:
создание условий для индивидуальной и коллективной работы учащихся с учетом индивидуальных «зон выпадения» при участии в самостоятельной деятельности. - Вот и закончилась наша экскурсия по залам дворца, где царствует Его Величество Глагол. - В музее принято оставлять отзывы в книге «Отзывы», и мы с вами тоже оставим такие отзывы. - Напишите свой отзыв об уроке, используя слова, которые были бы приятны нашему Гиду Глаголу, ориентируясь на вопрос: «Почему же глагол называют его Величество Глагол?» Отзывы учащихся: 1. Глагол научил меня видеть мир живым и выразительным. 2. Я вместе с глаголом сегодня трудился, думал, творил. 3. Глагол заставляет думать и трудиться. 4. Без глагола не осилишь ни одной науки. 5. Глагол, мы без тебя не можем обойтись.
УУД:

Коммуникативн

ые:
отображение в речи, в описании содержания совершаемых действий
Регулятивные:
проектирование способов и форм индивидуальной и коллективно- образовательной деятельности на основе выявленных и обозначенных затруднений учащихся.
Познавательны

е:
понимание проблемных зон в знании и определение путей решения сложившейся ситуации
VIII.
Вариативное задание:
УУД:
8
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
Проектирование

дифференцирован

ного домашнего

задания.

Цель:
составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.
Деятельность

учителя:
ориентирование учащихся наприменение памяток и алгоритмов при выполнении дифференцированн ого домашнего задания. 1. Написать сказку «Как глагол в школу пошел» 2. Написать сочинение-рассуждение «Его величество Глагол» 3. Составить кроссворд на тему «Глагол» ( не менее 10 вопросов)
Коммуникативн

ые:
полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные:
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению информацию, находить пробелы в информации и находить пути пвосполнения этих пробелов.
Познавательны

е:
использование практических умений для решения поставленной коммуникативно й и учебной задач.
Дидактический материал к уроку

Работу выполнил _____________________________________________________

Восстанови словесный портрет

Глагол
– это самостоятельная часть речи, которая обозначает ________________________ и отвечает на вопросы ______________________________________________________
Собери таблицу признаков глагола

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Род

Спряжение

Вид (сов. И несов.)
9
Кулыванова Татьяна Михайловна « Его Величество Глагол »
Время

Число

Лицо

Морфологический разбор
Спряжение ______; вид _______; возвратность ____________ Спряжение ______; вид _______; возвратность ____________ Спряжение ______; вид _______; возвратность ____________
Вставь букву. Е или И
Распил..т дрова, слыш..тся звук, наслажда..тся природой, верт..т колесо, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, пряч..тся в камышах, стро..т дом, дун..т на огонь.
Собери пословицы и раскрой скобки.
Руку (не) протянеш…, (не) добудеш…. Слово не воробей:. тому без дела (не) сидит…ся. Волков боят…ся – вылетит – (не) поймаеш… Лежа хлеба вперед пригодит…ся. За все брат…ся – в лес (не) ходить. Кто любит трудит…ся, так и с полки ложку (не) достанеш…. Грамоте учит…ся, ничего (не) сделать.
Мини-тест.

1. Изменение глаголов по лицам и

числам называется…
A) склонение B) спряжение C) чередование
2. Сколько в русском языке

спряжений?
А) 3 B) 1 C) 2
3. Глаголы, которые имеют окончания

-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют относятся…
А) 1 спряжению B) 2 спряжению
4. Глаголы II спряжения имеют

окончания…
А) -ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) -у, -ю, -а.
5. Укажите строку с глаголами I

спряжения.
А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.
6. Укажите строку с глаголами II

спряжения.
А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, спать 10

Осенние листья
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли рекой на землю. Зашумел в лесу золотой дождь. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу, вокруг. … Шумит золотой дождь. Золотая осень завершает свой яркий праздник, и лес готовится к наступлению зимы.
Задания к тексту:
1. Подчеркните глаголы в тексте. 2. Допишите 2-3 предложения в текст об осенних листьях, об их приключениях, используя глаголы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________