"Формирование патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики"

Автор: Алаева Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 1
Населённый пункт: город Карабаш, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики"
Дата публикации: 06.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Формирование патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики»
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики 1.1. Представление о патриотизме как область воспитательных воздействий в дошкольном образовательном учреждении 1.2. Устное народное творчество и его воспитательное влияние на детей дошкольного возраста Глава 2. Работа по формированию патриотизма у дошкольников 2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у дошкольников 2.2. Практика формирования патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики Заключение Список использованной литературы Приложение
Введение
Патриотическое воспитание – одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоззрении. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. А.С. Макаренко указывал на необходимость воспитывать гражданина, любящего Родину, окружающих его людей. Он писал, что интернациональные и патриотические качества успешно формируются тогда, когда воспитанники знают о происходящих в стране событиях, повседневно воспитываются в духе беззаветной любви к Родине. Добиться этого можно только при условии систематического воспитания, путем всестороннего воздействия на ребенка, начиная с раннего детства. «…Детский мир – это мир особенный, – писал Сухомлинский, – Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве…» Он подчеркивал, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство особенного
достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенности, отчаяния и др.), в отношении с другими людьми (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности). Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная, как считают просветители прошлого и исследователи современной педагогики (К.Д.Ушинский, Е.Н.Водовозова, Н.А.Добролюбов, Н.К. Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К. Насыри, М.И. и др.) и современные исследователи (М.И. Богомолова.. Жуковская Р.И.. Виноградова И.Ф., С.А. Козлова. Э.К. Суслова и др.). Однако нужно понимать, что в дошкольном возрасте не одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно – все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства [4, c.18]. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. Чтобы найти верный путь воспитания сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой-либо эмоционально-познавательной основы не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Но, к сожалению, на современном этапе вопросам патриотического воспитания уделяется очень мало внимания и тем более все меньше и меньше используются средства народной педагогики. Но, несмотря на это, различные виды устного народного творчества детям очень интересны. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: условия реализации воспитательного потенциала устного народного творчества как средства патриотического воспитания. Актуальность проблемы определила тему курсовой работы: «Формирование патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики». Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: средства народной педагогики, способствующие воспитанию любви к Родному краю и уважения истории своего народа у детей дошкольного возраста. Гипотеза: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю непосредственно связано с развитием духовно-нравственной и мировоззренческой сферы личности, которые начинают складываться уже в дошкольном возрасте. Если в этом возрасте воспитывать детей на национальных российских традициях и ценностях, достижениях и национальной российской культуры и образцах устного народного творчества, если этому направлению придать приоритетное значение,
дошкольники начинают осознавать себя частицей своей нации, своей Родины, у них воспитывается чувство любви к Родному краю, чувство достоинства, гордости и ответственности за свою семью, дом, Отчизну. В соответствии с целью (не обозначена цель работы Цель исследования - разработать и апробировать программу по воспитанию патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении.) и гипотезой нами определены задачи исследования: 1. Рассмотреть патриотизм как область воспитательных воздействий в ДОУ 2. Определить воспитательное влияние на детей дошкольного возраста устного народного творчество 3. Провести диагностику уровня сформированности патриотизма у дошкольников 4. Разработать план и мероприятия по формированию патриотизма у дошкольников средствами народной педагогики Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; педагогический эксперимент; опрос; наблюдение. Теоретическая,практическая значимость работы?
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотизма у дошкольников

средствами народной педагогики

1.1. Представление о патриотизме как область воспитательных воздействий в

дошкольном образовательном учреждении
Проблемы патриотического воспитания особенно остро стоят перед нашим обществом. В настоящее время возрождение патриотизма – шаг к возрождению новой обновленной России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Социально-экономические реформы в России радикальным образом изменили социальную структуру, привели к существенным социальным трансформациям, нарастанию социального расслоения, эмоционального и духовного напряжения в обществе. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является насущной необходимостью государства, страны, любого здорового гражданского общества, которые видят себя в будущем процветающим, защищённым, динамично
развивающимся государством. Патриотическое воспитание рассматривается в качестве общепризнанного механизма, проводимой обществом социального политикой выполняющей в межинституционной системе посредническую миссию и несущую в себе гуманистический и созидательный потенциал как самостоятельный социальный институт, с предельной ясностью и достоверностью доказавший всеобщую востребованность. Современное понимание патриотизма характеризуется вариативностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п. Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно унизительного. Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Князьков: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости» .[ Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. - 2002. - 13 апреля.,c.45] И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.( Петроченко ГГ. "Первые уроки гражданственности" Минск 1982г. Стр. 67) В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина. Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и
другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. В понятие патриотизма входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию. Поведенческий – выполняет диагностическую функцию. Эмоциональный компонент является ведущим в этом возрасте . Чувства играют определенную роль в патриотическом воспитании детей, однако нравственные чувства дошкольников отличаются конкретностью, недостаточной прочностью и устойчивостью. У дошкольников представления расширяются постепенно. Система обобщенных знаний о явлениях общественной жизни формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.
1.2. Устное народное творчество и его воспитательное влияние

на детей дошкольного возраста
Устное народное творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно, ему была присуща устная форма выражения. Особенную важность приобретает устное народное творчество для воспитания подрастающего поколения. Еще К. Д. Ушинский отметил: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное
воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» [7, с. 22]. Устное народное творчество в научной литературе именуется русским фольклором, русской устной народностью, русским народным творчеством [21, с.3]. Значение фольклора как культурного наследия и вместе с тем современного народного творчества велико, как материала, важного для изучения философии народа, его истории и искусства, как средства воспитания подрастающего поколения. В народном творчестве (фольклоре) существуют различные жанры, это: песенные, прозаические, драматические жанры. Многообразны прозаические жанры: сказки, предания, легенды, былинки и бывальщины. К драматическим жанрам, помимо народных пьес («Царь Максимельян» и «Лодка» и др.), кукольных представлений («Петрушка»), относятся многочисленные игры, хороводы и многожанровый по своему составу свадебный обряд. Уточняя определение жанра, следует необходимым особо подчеркнуть значение функции фольклорного произведения, его бытовым назначением. Из всего жанрового многообразия фольклора, особенно хочется отметить детский фольклор, который предназначен, прежде всего, для детей, и используется ими в повседневной жизни, начиная с рождения, с первых дней жизни. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. В потешках и песенках оживают явления природы, действуют животные. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве произведений устного творчества русского народа – всё это открывает путь к сердцу и уму ребенка. Образцы устного народного творчества (фольклора) способствуют не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и способствуют развитию познавательных процессов у дошкольников решают целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, патриотического воспитания. Сказки, легенды, рассказы, предания обогащают речь детей новыми словами, осмысление которых выводит их за рамки бытовых представлений. Через устное народное творчество дети усваивают традиции своего народа, нравственные нормы, знакомятся с обычаями, праздниками. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Приобщаясь к русскому эпосу, устное народное творчество, фольклор, воспитывает у них любовь к Родине-России, к её бессмертному поэту-русскому народу, любовь к прекрасному, развивает речь, обогащает словарный запас дошкольников. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют
детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Следует отметить, что дошкольники испытывают некоторые затруднения в понимании и интерпретировании некоторых жанров народного творчества, таких как пословицы, поговорки, сказки. Это подчеркивается в исследованиях Н. Гавриша [1, с. 16]. Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы [26, с. 35]. Н. Гавриш также было установлено, что дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления. Психологи, педагоги, лингвисты исследовали особенности понимания детьми переносного значения слов и словосочетаний и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте детей подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание. Таким образом, учитывая особенности детской психики, мышления следует правильно вести отбор произведений устного народного творчества [5, с. 46]. Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека. В этом случае они доступны их пониманию и осознанию.
Глава 2. Работа по формированию патриотизма у дошкольников

2.1. Диагностика уровня сформированности патриотизма у дошкольников
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотизма осуществлялась на базе ГБОУ детский сад №633 г. Москва ул. Ивана Сусанина д. 4а в период: с сентября 2010 по май 2011. Критериями сформированности патриотизма у младших школьников являются: I. Когнитивный. Показатели: желание узнать больше о культуре своего народа, следовать его традициям, потребность в изучении и говорении на родном языке, знания, представления и понятия, которыми владеет ученик о родном крае, Отечестве, своем народе, о патриотизме, о героях, защитниках Родины; умение устанавливать связи между ними; самостоятельность и устойчивость суждений личности о нормах, регулирующих отношение людей друг к другу, к своей Отчизне, к историко-культурному наследию; умение использовать знания в различных
ситуациях. II. оценочно-эмоциональный. Показатели: оценочные суждения, характеризующие отношение ученика к Отечеству; способность оценивать свое поведение с точки зрения соответствия этническим ценностям; устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью школы, семьи, класса, страны; сочувствие, свидетельствующее о гуманистической направленности личности; действенно-критическое отношение к собственным поступкам, учебе, труду, окружающим людям; III. Мотивационно-поведенческий. Показатели: устойчивая форма положительного поведения, сопротивляемость внешним воздействиям, которые противоречат принятым нормам, устойчивость убеждений. Специфика педагогической деятельности при воспитании чувства патриотизма у детей дошкольного возраста состоит в том, что при усвоении любого учебного предмета (родная речь, музыка, счет и т.д.), как определенного фрагмента мира, одновременно изучается и практически развивается душа ребенка – способность творить, любить, верить, надеяться, жить для других. Следовательно, педагогическая деятельность воспитателя и учителя имеет диалектически двойственный характер, и, если они в процессе занятий не развивает духовную сторону личности ребенка, то его деятельность в этом случае не является по существу педагогической деятельностью, способной «вести ребенка» к пониманию смысла категорий «народ», «родная культура», «родина», «страна» и т.д [22, c. 117]. В процессе исследования был составлен опросник, включающий более 10 вопросов, для детей старших групп (Приложение 1). В результате опроса детей было выявлено следующее: только 14% детей достигает среднего уровня требований программ по патриотическому воспитанию, остальные же 86% - имеют только низкий уровень. Результаты диагностики знаний детей о родной культуре показали: высокий уровень знаний детей составляет 5%, средний – 27%, низкий – 68%. (Рис. 1) Рис.1. Результаты диагностики знаний детей о родной культуре Только 2 человека (7,1%) из 25 опрошенных ответили на все заданные вопросы. Некоторые дети – не смогли ответить на большинство вопросов. Результаты диагностики показывают очень ограниченный запас знаний в следующих вопросах: знание русских пословиц и поговорок, знание народных праздников – Рождества и Пасхи. Детям был предложен выбор героев мультипликационных фильмов и сказок, а также возможность выбора желаемых картинок-раскрасок. В результате мы увидели, что дети в основном отдают предпочтение современным иностранным героям. На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы постараемся вовлечь педагога по изобразительной деятельности, педагога по ознакомлению с окружающим миром, музыкальных руководителей, а также родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке
общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в дошкольном образовательном учреждении.
2.2. Практика формирования патриотизма у дошкольников средствами

народной педагогики
Учитывая проанализированные условия, нами была разработана система работы воспитательно-образовательного процесса, а также перспективный план работы с дошкольниками по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора. Задачи, поставленные нами, были реализованы в различных видах деятельности, в том числе игровой, где мы создавали условия для использования впечатлений, полученных на занятиях. Планирование мероприятий по темам в режиме дня включало в себя: проведение бесед, игр-бесед, которые планировались дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактические игры в индивидуальной форме в удобное для воспитателя и ребёнка время; кроме того, дидактические игры рекомендовались родителям для занятий с детьми дома; игры-путешествия, экскурсии проводились во время занятий по соответствующей тематике по разделам образовательной программы и за счёт времени, отведённого на прогулку; досуговые мероприятия (спортивные, интеллектуальные игры, развлечения, сюжетно-ролевые и творческие игры, праздники) организовывались в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре). Были проведены: викторина для детей старшего дошкольного возраста «Прогулки по родной Москве» (Приложение 2) беседы «Русские богатыри», «У нас в гостях Марьюшка и Иванушка», «Русские матрёшки»; игры-путешествия «Масленица», «Вот так конь!», Кот Васька»; игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»; игра-развлечение «Загадочная посылка» (Приложение 3); занятие «Преданья старины глубокой»; занятия «Как наши предки-славяне защищали Русь от врагов», «В гостях у бабушки»; физкультурные праздники «Богатыри земли русской», «Богатыри спешат на помощь»; фольклорный праздник «А у нас сегодня капустник»; литературная композиция «Храбрые славны вовеки…»;
праздники «Осенняя ярмарка», «Новогодняя сказка»; занятия художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка). Также проводился просмотр мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Князь Владимир» и др. Один раз в месяц проводились тематические дни «Путешествие в прошлое России». Деятельность педагогического коллектива и детей в этот день полностью посвящалась истории и культуре России, традициям быта и праздника на Руси, воспитатели максимально использовали в своей речи русские пословицы и поговорки, читали детям русские народные сказки, пели русские народные песни при укладывании детей спать, во время проведения досуговых мероприятий. Особо яркие впечатления получили дети от серии занятий по древней истории Руси. Такая планомерная работа способствовала тому, что дети были переполнены гордостью за то, что они являются россиянами. Им хотелось, как можно больше узнать о своей стране, попутешествовать по самым известным местам. Пользуясь такой заинтересованностью детей, мы старались показать, что родная страна славна своей историей, традициями. В связи с этим мы проводили консультации, организовывали индивидуальные беседы с родителями дошкольников с тем, чтобы родители могли самостоятельно рассказать о России, показать детям памятные места. Мы старались тактично напоминать родителям, что их жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. В работе были задействованы воспитатели старших групп, педагог по изобразительной деятельности, педагог по окружающему миру, музыкальные руководители, заведующий. Воспитатели, педагоги, а так же родители получили огромное удовлетворение от проделанной работы. Ведь дети – наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все, что сделано старшим поколением: свободу, независимость, мир, отечество. Отношение, интерес и активность детей в проводимых мероприятиях возрастет интерес к русской народной культуре, дети станут активнее принимать участие в народных праздниках. Проведение педагогами дошкольного учреждения в своих группах целенаправленной систематической работы по вопросам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет показательным для других групп. Таким образом, проведенная нами работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, приведет к положительным результатам. Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с народной культурой с целью формирования патриотизма. Малые формы детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки, песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Народный праздник поможет детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство
развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство». Творческое, эмоционально - насыщенное общение детей в играх со взрослыми, и особенно со сверстниками, имеет огромное влияние на формирования навыков самостоятельной коммуникативной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека – все это определяет процесс развития межличностных отношений в ходе патриотического воспитания современного дошкольника. Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором сохранения русской культуры, русского мира. При этом особенностью данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие каждого ребенка и всего детского коллектива в целом, родителей и воспитателей как единого педагогического сообщества. В результате нашего исследования по данной теме мы пришли к выводу о необходимости использования загадок, пословиц, поговорок, других форм фольклора, как важного средства воспитания патриотических чувств не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у детей других возрастов. Фольклор – это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть, и глубокая любовь к человеку, к Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Они воспитывают уважение к народу и его устно-поэтическому творчеству, эмоционально окрашивают разные виды творческой деятельности детей. После проделанной нами работы и получения результатов диагностики мы пришли к выводу, что работа по теме формирования патриотизма должна продолжаться. Мы считаем, что в своей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных занятиях, праздниках. Подключать родителей к нашим мероприятиям, сбором интересной информации о жизни людей, их быте, традициях. Мы разработали план для дальнейшей плодотворной работы по данной теме, для того, чтобы в дальнейшем занятия, беседы и праздники, проходили еще интересней и чтобы тот опыт и те знания, которые приобрели дети, в дальнейшем становились богаче.
Заключение
В нашей работе мы исследовали процесс патриотического воспитания в аспекте использования фольклорных средств для достижения целей патриотического воспитания. Мы выяснили, что воспитание патриотизма, чувства патриотизма как крайне важного для формирования всесторонне развитой личности в России после периода перестройки вновь приобретает очень большое значение. Воспитательный процесс показывает патриотизм как стремление защищать свою Родину, интересы своей родной страны, а также как отношения дружбы и сотрудничества между народами, населяющими многонациональную Россию, уважение к представителям других наций, уважение к законам собственной страны и к законам других государств,
уважение к общенациональным ценностям, уваж и т.д.................