"Современное содержание образования как фактор развития личности дошкольника"

Автор: Нужнова Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 "Зоренька"
Населённый пункт: п.Каменоломни,Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современное содержание образования как фактор развития личности дошкольника"
Дата публикации: 07.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Современное содержание образования как

фактор развития личности дошкольника»


Содержание

Введение

1. Понятие образовательного процесса

2. Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка

3. Целевой компонент - цели и задачи образовательного процесса ДОУ

4. Содержательный компонент – содержание дошкольного образования

5. Принципы отбора содержания дошкольного образования

6. Методы воспитания и методы обучения для организации

образовательного процесса в ДОУ

7. Ресурсный компонент образовательного процесса

Введение
В последние пять–семь лет в системе дошкольного образования происходят бурные изменения. С одной стороны, планируется (да уже и происходит, например, разработка ФГТ, и одновременно планируется, например, введение стандартов дошкольного образования) отказ от того, чем известна и, более того, знаменита отечественная система дошкольного воспитания, – от занятий. При этом часто забывается, что слово «занятия» является однокоренным со словом «занятный» и не подразумевает похожести на школьные уроки. С другой стороны, требования, предъявляемые к системе дошкольного образования, существенно превосходят имеющийся на сегодняшний день уровень дошкольного образования и предполагают наличие у детей определенных навыков: чтения, письма, счета, ориентации в окружающем и многого другого. Все чаще слышатся разговоры о необходимости обязательного дошкольного образования. Нередко высказывается мнение, что ребенок, по тем или иным
причинам не посещавший детский сад, не будет психологически подготовлен к школьной жизни и усвоению предусмотренных школьными программами знаний. При этом остается открытым вопрос: как это будет соотноситься с законом об обязательном школьном образовании? Все громче слышны призывы разработать и ввести стандарты дошкольного образования. При этом говорят, что стандарты дошкольного образования – это совсем не то, что стандарты школьного образования. Но вполне можно ожидать, что, какой бы смысл ни вкладывался в слово «стандарты», скорее всего, вместе с их введением в крышку гроба отечественного дошкольного образования будет заколочен последний гвоздь. Итак, надо ли менять систему дошкольного образования? Для этого попытаемся сначала ответить на вопрос о роли общественного дошкольного образования в жизни маленького ребенка. Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Этот вопрос требует специального осмысления. Так, есть родители, которые считают, что детский сад – это, как говорил Г.А. Ягодин (в прошлом -начальник Комитета по образованию СССР), своеобразная «камера хранения». При этом если кого-то такое положение дел вполне устраивает, то другие родители записывают ребенка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-то нужному и полезному он сможет только там. В педагогике давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение, которое ведет за собой развитие. Однако в отношении дошкольного образования нередко указывают на занятость родителей и отсутствие у них или у тех, кто их заменяет, специальной подготовки для обучения дошкольников. Ни в коей мере, не ставя под сомнение и занятость современных родителей, и отсутствие у них специального образования, тем не менее, мы считаем, что есть основания говорить, что детский сад нужен дошкольникам не только и не столько по этим причинам. Что же приобретают дети в детском саду, вернее, должны приобретать? С психологической точки зрения на этот вопрос можно ответить одним словом:
общение.
Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности ребенка, которая предшествует коллективным видам деятельности, и одновременно позволяет ассимилировать достижения коллективных видов деятельности. Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для нормального, адекватного возрасту функционирования нервной системы
малыша, позволяет ему спонтанно расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать собственную деятельность.
1. Понятие образовательного процесса
1.
Образовательный процесс
– это специально организованное, развивающееся во времени и рамках определенной педагогической системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение целей и задач воспитания, обучения, образования и развития личности. 2. Образовательный процесс выполняет ряд функций - развивающую, социализирующую (воспитывающую), информационную (обучающую) и адаптивную. 3. Значение его состоит в том, что в образовательном процессе создаются оптимальные условия для своевременного развертывания как генетической, так и социальной программы развития человека, обеспечивается направленность, постепенность, поэтапность данного процесса, создаются условия для овладения человеческим опытом и деятельностью. 4. Образовательный процесс организуется сообразно принципам воспитания и обучения. 5. Основные особенности образовательного процесса: целенаправленность, многофакторность, вариативность, целостность, динамичность, диалектичность, субъект-субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка.
Дошкольная педагогика
изучает образовательный процесс детского сада как фактор целенаправленного содействия развитию ребенка дошкольного возраста как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. а) понятие образовательного процесса в ДОУ; В условиях дошкольного образования цели и задачи воспитания, обучения и развития личности ребенка решаются в условиях образовательного процесса, который носит целенаправленный, целостный и планомерный характер. Он специально организуется педагогом на основе учета закономерностей воспитания, обучения и развития ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ
– это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания и обучения ребенка раннего и дошкольного возраста. Такое взаимодействие должно обеспечивать результат – разностороннее развитие
ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
Образовательный процесс в ДОУ
– это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиям (ФГТ). Образовательный процесс ориентирован на обеспечение линий развития ребенка (они отражены в проекте ГОС ДО ФГТ к ООП ДО) Линии развития ребенка дошкольного возраста Физическое Социально-личностное Художественно-эстетическое Познавательно-речевое Например, линия познавательно-речевого развития. В этой сфере происходит развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности, в поиске новых впечатлений, апробировании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций. Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условий познания. Образовательный процесс детского сада характеризуется общими для образовательного процесса как педагогического явления принципами, структурой и логикой построения. Вместе с тем, существует специфика процессов воспитания и обучения в ДОУ, которая обусловлена возрастными особенностями и закономерностями развития ребенка на этапе дошкольного детства. Для того, чтобы качественно строить образовательный процесс необходимо учитывать принципы его организации и функционирования.
б) принципы образовательного процесса ДОУ;

Принципы образовательного процесса –
система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую
эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.
Принцип целостности развития ребенка
. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания. Примеры, иллюстрирующий связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка. Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, причёсываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни. Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.
2. Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка

Принцип систематичности и непрерывности,
то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.
Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в

педагогическом процессе
предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, а для этого ребенок должен быть успешен.
Принцип учета возрастных возможностей детей
. Данный принцип реализуется через идею амплификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип индивидуализации и дифференциации
предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка. Индивидуальный подход. Каждый человек индивидуален. Он развивается в соответствии со своими темпами и программой развития. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка. Поэтому он соотносит задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка, находя место и время для индивидуальной работы. Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно- логической формы мышления.
Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта

ребенка в образовательном процессе
связан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения
:
интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально– насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка).
Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса

о
риентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.
Принцип гуманизации
отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений. Первое направление - соответствие задач, содержания и методов обучения и воспитания ребенка ведущим потребностям дошкольников. Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка: 1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.
Ощущение приятности, понимания, любви создает у ребенка чувство психологической защищенности, душевного покоя и равновесия. На этой основе формируется доверительное отношение к взрослым, миру, а это необходимое условие для того, чтобы ребенок был социально активен - хотел общаться, взаимодействовать с другими, был уверенным в себе, проявлял свое достоинство. 2. Потребность в познании и информационном обмене. Потребность в познании остается актуальной на протяжении всего дошкольного возраста и далее. Она выражается в стремлении познать окружающий мир. Ребенок реализует эту потребность в различных формах: вопросах, поисковых действиях, экспериментировании. Важно сохранить и развить эту потребность в устойчивый познавательный мотив - познавательный интерес. Для этого педагогический процесс детского сада (его содержание, формы организации), среда в которой он протекает должны быть насыщены познавательным содержанием. Овладение таки содержанием будет происходить как в организованных, так и не в организованных формах, как в условиях свободного общения, так и общения организованного. 3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении. Эта потребность проявляется в стремлении ребенка быть независимым от взрослого, самостоятельности, инициативности. Исследователи утверждают, что если эти стремления подавлять, то у детей возникают неуверенность в себе, неадекватность самооценки, излишняя застенчивость, иногда агрессивность, упрямство. В то же время для проявления самостоятельности, инициативности ребенок должен быть успешен в деятельности, общении. Поэтому одна из важных задач педагогического процесса состоит не только в том, чтобы стимулировать активность и самостоятельность, но и в том, чтобы подготовить ребенка к ней (помочь усвоить деятельность, развить к ней интерес, создать условия для ее самостоятельного выполнения) 4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения. Это предполагает, что у ребенка необходимо формировать опыт успешности в деятельности, положительные эмоциональные переживания по поводу деятельности. в этом отношении негативная оценка результатов ребенка ведет к развитию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам деятельности. 5. Потребность общения со сверстниками. Исследователи (Лисина, Божович, Смирнова, Галигузова) отмечают, что общение со сверстниками необходимое условие социального развития ребенка. Как реализовать эту потребность ребенка в образовательном процессе: развивать интерес к сверстнику, формировать опыт коммуникации со сверстником, развивать гуманность, создавать условия для возникновения содержательного общения детей друг с
другом по поводу совместной игровой, продуктивной деятельности, формировать коммуникативную культуру. 6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др. Второе направление - признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. С точки зрения учения о гуманизме (философская основа педагогики), ребенок рассматривается как существо уникальное, обладающее внутренним стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Он имеет право жить в таких условиях, которые будут способствовать его развитию. Задача взрослых создать условия для его полноценного развития. Третье направление - гуманизация содержания дошкольного образования. Этот принцип предполагает приобщение ребенка к доступному содержанию культуры и ОЦ. Дошкольный возраст – период становления базиса личностной культуры ребенка, ценностного отношения к миру. Базис личностной культуры – собственно человеческое начало в человеке. Это основы ценностного отношения к миру. В Концепции дошкольного воспитания выделено 4 ценностных сферы, осваивая которые ребенок приобщается к культуре и ОЦ: Мир рукотворный, Мир природы, Мир социальных отношений, Мир самого человека. Процесс приобщения к культуре и ОЦ должен быть эмоционально насыщенным, деятельностно и индивидуально ориентированным. В каждой из программ для ДОУ выстраивается своя логика содержания, позволяющая постепенно вводить ребенка в мир человеческих ценностей, норм взаимоотношений, способов деятельности. Четвёртое направление - гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности, коммуникативности, основ толерантности, основ патриотизма, основ сотрудничества и др. Это направление реализуется через нравственное, экологическое, правовое, эстетическое, гендерное, патриотическое воспитание, воспитания в духе мира и уважения к другим народам. Пятое направление - создание гуманных (субъект-субъектных) отношений его участников. Реализация этого принципа возможна через построение личностно-ориентированной модели взаимодействия, ориентированной на учет потребностей, интересов, субъектности ребенка – дошкольника. Основой таких отношений становится сотрудничество воспитателя и воспитанника, признание их в качестве субъектов взаимодействия. Субъект характеризуется активностью: он инициативен, коммуникативен, креативен,
способен к выбору, ответственен, компетентен, самостоятелен. Однако маленький ребенок не может быть в полной мере субъектом общения и деятельности. Взрослый способствует взращиванию субъектных качеств. Бабаева выделяет 3 позиции педагога, которые реализуют Л.-О. модель взаимодействия: а) позиция учителя - воспитатель обучает ребенка тому, что недоступно ребенку в силу его возрастных возможностей. Методы: показ, рассказ, объяснение, упражнение в способе действия. б) позиция партнерства - воспитатель равноправный участник игры, познания, труда. Методы: совет, предложение, совместное обсуждение. в) позиция опекаемого - воспитатель сознательно демонстрирует ребенку свои затруднения, ошибки, неверный ход рассуждения. Цель: пробудить активность, самостоятельность ребенка в поиске правильного решения. Такая позиция позволяет сделать процесс познания интересным, увлекательным. Эту позицию может реализовать и игрушка. Методы: проблемная ситуация, рассказ, демонстрация продукта деятельности, обсуждение. То есть, в гуманно ориентированном образовательном процессе и ребенок и воспитатель должны иметь возможность гибко менять свою позицию в зависимости от этапа освоения материала образовательной программы и уровня компетентности ребенка на данном этапе.
Принцип деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Источником развития становятся противоречия, преодоленные ребенком в деятельности. Данный принцип требует включение ребенка в разнообразные виды деятельности; обучение этим видам деятельности; воспитания положительно-заинтересованного отношения к деятельности, желание её выполнять; организацию развивающей среды, которая бы стимулировала активность (познавательную, коммуникативную, творческую, физическую) и предоставляла необходимый материал для её осуществления.
Принцип системности и оптимизации
(соответствие всех структурных компонентов педситемы друг другу и реальной педситуации).
Принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего

окружения
: сотрудники ДОУ (няня, повар и др.), родители, сотрудники музея, сотрудники театра и др.
в) структура образовательного процесса (целевой, содержательный,

операционально-деятельностный, ресурсный, контрольно-оценочный);

Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а «образовательный» о направленности на преобразование личности, индивидуальности, субъектности ребенка. Образовательный процесс – это управляемая динамическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих целенаправленную, поэтапную и планомерную деятельность педагога по организации образовательного взаимодействия с ребенком, обеспечивающего достижение образовательных целей-результатов. цель задачи содержание средства методы формы условия результат. Получив результат, мы соотносим его с целью, оцениваем правильность и точность постановки задач, отбора содержания, адекватность используемых средств, методов и форм, эффективность созданных условий, определяем, какой аспект в деятельности был слабым, чем это вызвано, что было наиболее действенным. Вносим коррективы в педагогическую деятельность.
3. Целевой компонент -
цели и задачи образовательного процесса ДОУ.
Цель
– содействие разностороннему развитию ребенка-дошкольника как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, формированию базиса личностной культуры посредством приобщения к общечеловеческой, российской и национальной культурам. Эта цель находит своё отражение в задачах воспитания и обучения, которые обозначены в Концепции дошкольного воспитания, Типовом положении о ДОУ, ФГТ к ООП ДО:
Задачи:
- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; - развитие способностей сообразно возрасту; - воспитание социально значимых свойств личности, мотивов поведения, потребностей; - формирование основ социальной адаптации ребенка; - развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека.
Посредством чего могут быть решены эти задачи? - ознакомление с сферами окружающей действительности. - обогащение опыта деятельности и поведения. - организация содержательного общения - создание развивающей среды и др.
4. Содержательный компонент –
содержание дошкольного образования Цель и задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста определяют содержание образовательного процесса ДОУ.
Содержание образовательного процесса
– это система знаний, умений, навыков, отношений, опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирования их мировоззрения, ценностных ориентаций, нравственности, поведения, подготовку к общественной жизни, труду, развитие индивидуальности. (Коджаспирова, Коджаспиров. Педагогический словарь. М., 2000)
«Содержание дошкольного образования»
– совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Оно является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства (ФГТ к ООП ДО) Содержание образования детей дошкольного возраста отражено в таких нормативных документах как ФГТ, основная общеобразовательная программа ДОУ (примерная и программа, разработанная ДОУ). Оно призвано не вооружить дошкольника определенными ЗУН, а обеспечить становление совокупности интегративных качеств личности на уровне, соответствующем возможностям и закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность, произвольность и др. Кроме того, к достижениям ребенка, освоившего содержание ДО относятся: способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владение первоначальными представлениями о себе, социуме, государстве
(стране), мире и природе, а так же наличие предпосылок учебной деятельности и владение умениями, необходимыми для осуществления разных видов деятельности Содержание образования структурируется относительно основных линий развития ребенка: физическое, познавательно – речевое, социально – личностное, художественно – эстетическое. Охарактеризуем эти компоненты: система знаний (о природе, предметном мире, социальном окружении, о самом человеке, о деятельности, в том числе творческой, и способах ее выполнения). Значение. Этот компонент выполняет функцию ориентировочной основы деятельности, поведения ребенка в действительности, является базой для развития ценностного отношения к действительности, окружающим людям, самому себе, является средством формирования у дошкольника целостной картины мира как системы систем (Поддъяков Н.Н.). Второй компонент представлен в виде способов разных видов деятельности, которыми ребенок овладевает в педагогическом процессе. Это общие способы деятельности: целеполагание, планирование, контроля, оценки и анализа результатов деятельности и процесса ее выполнения, а также специфические, то есть необходимые для выполнения разных видов деятельности: речевые, коммуникативные, познавательные, двигательной деятельности, трудовые, творческие и др. Значение. В процессе овладения этим компонентом содержания образования дошкольник приобретает опыт выполнения познавательной и преобразующей деятельности, общения, у него формируется позиция субъекта, сама деятельность приобретает характер средства самопознания, саморазвития, самовыражения, происходит развитие разнообразных способностей. Третий компонент – способы творческой деятельности. комбинирование, применение знакомого способа в новой ситуации, умение по-новому рассмотреть предмет и увидеть новые связи, отразить свои впечатления с помощью разнообразных средств (через стихи, рисунки, игру), экспериментирование. Значение: освоение этого содержания является основой для развития творческих способностей ребенка. Четвёртый компонент - способы проявления отношения (осознанного, социально-принятого, гуманного и т.д.) к окружающей действительности. Данный опыт является основой для формирования социально-нравственного поведения личности Значение. У дошкольника в процессе овладения содержанием этого компонента формируются мотивы, чувства, свойства личности.
В результате освоения такого содержания у ребенка формируется базис личностной культуры, проявляющийся в отношении (ценностном, познавательном, творческом, эстетическом) к миру. Все компоненты общественно-исторического опыта связаны между собой, осваиваются ребенком в единстве и обеспечивают целостное разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Данное содержание образование представлено в современных нормативных документах (ФГТ к ООП ДО, Примерные общеобразовательные программы ДО), оно структурируется по линиям развития, реализуется через интеграцию образовательных областей в различных видах детской деятельности.
5. Принципы отбора содержания дошкольного обрзования
В ФГТ эти принципы обозначены следующим образом: «Содержание дошкольного образования должно: 1. Рассматриваться в качестве всеобщей культурно-исторической формы, определяющей содержание и направленность процессов развития ребенка в онтогенезе. 2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно- спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический; деятельностный; личностный. 3. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. 4. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования). 5. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.
6. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). 7. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста. 8. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. 9. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей». Содержание дошкольного образования находит свое отражение в образовательных программах. Это нормативный документ, впервые появившийся в 40-х годах 20 века в отечественной системе дошкольного образования, определяет цель, задачи и содержание образовательного процесса в детском саду.
Операционально-деятельностный
компонент образовательного процесса ДОУ представлен педагогическими средствами, методами и формами.
Средства образовательного процесса
– это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. В образовательном процессе ДОУ в качестве таковых выступают: -предметы среды, окружающей ребенка (игрушки, конструктивные материалы, произведения литературы и искусства, дидактические материалы и т.д.). То есть различная наглядность (предметная и символическая (модели, макеты, литературные образы, макеты, картины, иллюстрации, рисунки и т.д.) В своей совокупности и определенном порядке размещения в пространстве они создают предметную развивающую среду группы и детского сада в целом; - социальное окружение (педагоги, специалисты, родители, сверстники и общение с ними) - разнообразные виды детской деятельности (прежде всего игра (ее разные виды), продуктивная деятельность, эстетически ориентированная деятельность, двигательная и т.д. Эти виды деятельности, наполненные
обучающим, воспитывающим содержанием, включающие в себя задачи обучения, воспитания и развития ребенка, специально организуемые или самостоятельные - выполняют функцию средства педагогического процесса. - в качестве средства (как и метода) могут рассматриваться образовательные ситуации (стихийные или организованные, воспитывающие, обучающие или развивающие, житейские или специально созданные) в которые вовлекается ребенок и действуя в них, решая различные задачи активно изменяется, приобретает опыт. Все средства связаны друг с другом, используются в единстве и комплексе. Их выбор определяется: -характером целей и задач образовательного процесса -возможностями и уровнем развития воспитанников -содержанием видов детской деятельности и т.д. Средства связаны с методами, поскольку они могут являться частью метода (то есть с помощью средств реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на достижение целей развития и образования ребенка).
6. Методы воспитания и методы обучения для организации

образовательного процесса в ДОУ
В образовательном процессе детского сада используются различные
методы

воспитания и методы обучения.
Наиболее значимыми из них являются игровые, наглядные и практические. О специфике использования методов педагогического процесса мы будем вести речь применительно к конкретным направлениям образовательного процесса и его задачам Важным элементов опреационально-деятельностного компонента педагогического процесса детского сада, наряду со средствами и методами являются
формы организации
. Своеобразие развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства определяет и специфику форм организации образовательного процесса. К таким относятся: различные режимные моменты (это не только временные отрезки в ходе которых осуществляется обхаживание ребенка, присмотр за ним, но и решаются различные образовательные задачи. В такие моменты ребенок накапливает опыт (познавательный, социальный и др.), который затем в специально организованных формах работы будет обобщаться и систематизироваться. Кроме режимных моментов в качестве организационной формы традиционно
рассматривалось занятие с детьми. Это коллективная форма воспитания и обучения ребенка о необходимости введения, который в образовательный процесс ДОУ писала А.П. Усова. Она отмечала, что занятие не есть аналог урока в школе, адаптированный к возможностям и специфике обучения детей дошкольного возраста, это иная по сути и способу организации форма работы с детьми, призванная систематизировать, упорядочить тот разнообразный, стихийный опыт, который накоплен ребенком в иных формах образовательной деятельности. Долгое время занятия рассматривались как основная форма обучения и воспитания детей в детском саду. Излишняя дидактизация педагогического процесса привела в конечно итоге к тому, что практически все образовательные задачи воспитатели стремились реализовать на занятиях, которых для детей было не так много в режиме дня. Отсюда стремление интенсифицировать темп работы на занятиях, переполнить их избыточным содержанием, увеличить количество, привнести элементы занятия как организованной и управляемой учебно-познавательной деятельности детей в другие моменты жизни воспитанников, в игры, труд и т.д. В настоящее время предложено ограничить количество и виды занятий для детей - занятия в старшем возрасте по математике и развитию речи с целью подготовки к школе. Само же обучение ребенка как организованный процесс предлагается осуществлять в иных формах – - непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей; - совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач. В связи с этим возникает множество проблем и вопросов: чем отличается занятие от непосредственной образовательной деятельности, реализуемой как совместная педагога и ребенка? Эти отличия носят сущностной или формальный характер? Если меняется форма организации обучения и воспитания детей в педагогическом процессе ДОУ, то что она будет из себя представлять с точки зрения содержания, характера взаимоотношений педагога и ребенка, структуры, времени, методики? Отказавшись от занятий, где, когда и за счет какого времени реализовать то образовательное содержание, которое традиционно реализовывалось на занятиях? и другие, на которые еще только предстоит ответить, теоретически обосновав и технологически обеспечив их решение.
7. Ресурсный компонент образовательного процесса


Ресурсный компонент образовательного процесса –
это система условий, при которых успешно могут быть решены цели и задачи воспитания и обучения. Выделим группы условий, обеспечивающих организацию и осуществление образовательного процесса в ДО: Средовые - организация среды, обеспечивающей активность ребенка. Психолого-педагогические - реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка, реализация принципа природосообраз- ности, построение субъект-субъектного взаимодействия (взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества), реализация принципа индивидуализации, организация взаимодействия, развивающего и развивающегося с семьёй. Дидактические - реализация принципа интеграции и комплексно- тематического планирования организации образовательного процесса, осуществление образовательного процесса с помощью педагогических средств, методов и форм, адекватных возрастному потенциалу, целям и задачам образовательной программы, своевременное изучение и коррекция образовательного процесса. Организационные - установление социального партнёрства ДОУ с семьёй и ближайшим социальным окружением (библиотека, театр, музей), использование нормативно-правовых требований в области дошкольного образования.
Литература

• Арапова-Пискарева Н.А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования // Управление ДОУ. - №5. – 2005. – с.64-73. • Басова Т. ТРИЗ в детском саду.//Д.В.-№6-1995г. • Дошкольная педагогика, 2005, № 3. с.61-64 • Денякина Л.М. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования //Преемственность между дошкольной и начальной ступенью образования: Сборник научных трудов /Сост.И.А.Дядюнова. – М.: АПКиППРО, 2005. – с. 5-13. • Дошкольная педагогика, 2005, № 4. Н.И. Марецкая Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях. с. 52-58. • Дошкольная педагогика, 2005, № 3. с.61-64 • Концепция предшкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100» (Проект) //Начальная школа плюс До и После. - №8. – 2006. – с. 4-12. • Концепция дошкольного воспитания / Под редакцией В.В. Давыдова и В.А Петровского. //Д.В.-1989г- №5. • Коджаспирова, Коджаспиров. Педагогический словарь. М., 2000 • Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации -М., 1993г. • Маханева М.Д. Обновление содержания дошкольного образования //Управление ДОУ. - № 4. – 2005. – с. 8-9. • Миронова О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка // Управление ДОУ. - №2. – 2003. – с. 8-13. • Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 1999. – 344с. • Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ.- 7/Д.В.№ 8 - 95г., с.2. • Хуторский А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. - М., Владос, 2005
• Шадринов В.О. 6 новых программно- методических комплектов по дошкольному образованию - // Д.В - № 11 - 1997г.