РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Юный математик"

Автор: Манькова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Тунгусовская СОШ"
Населённый пункт: с.Тунгусово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Юный математик"
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТУНГУСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО
на педагогическом совете Протокол № 01 от «24» августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ «Тунгусовская СОШ» ________________Н.В. Добрянская Приказ № 107 от «29» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной

деятельности

«

Юный

математик

»

5 класс
Учитель: Манькова Ирина Геннадьевна с. Тунгусово 2015 г.

Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня. Программа курса «Юный математик » для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня. Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цель курса:
 развитие математических способностей и логического мышления;  развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;  расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи курса:
 пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;  раскрытие творческих способностей ребенка;  развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;  воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);  осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
 наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;  приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;  решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;  формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;  специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;  работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.  адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 часа, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач. При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Предметные Метапредме тные Регулятивны е Познавател ьные Коммуникати вные Личностные Знают особые случаи устного счета Могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых Учитывают правила в планирован ии и контроле способа решения Используют поиск необходимо й информаци и для выполнения заданий с Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничест Формировани е основ российской гражданской идентичности , чувства гордости за свою Родину; российский
устных вычислений при решении задач. использован ием учебной литературы ве. народ и историю России. Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»; Находят наиболее рациональн ые способы решения логических задач Оценивают правильност ь выполнения действия на уровне адекватной ретроспекти вной оценки Проводят несложные рассуждени я и обосновани я в процессе решения задач. Контролирую т действия партнера Формировани е целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Решают нестандартн ые задачи разрезание Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающи х предметах Различают способ и результат действия. Владеют общими приемами решения задач. Умеют договариватьс я о совместной деятельности, приходят к общему решению Формировани е уважительног о отношения к иному мнению, историй и культуре других народов; Решают неопределен ные уравнения и уравнения под знаком модуля. Имеют навыки работы с измерительн ыми и чертежными инструмента ми Осуществля ют итоговый и пошаговый контроль по результату. Учитывают разные мнения и стремятся к координаци и различных позиций в Приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемс я и развивающем ся мире;
сотрудниче стве Знают определения основных геометричес ких понятий Взаимопров ерка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательн ые задачи; Вносят необходимы е коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок Владеют общим приемом решения задач. Могут участвовать в диалоге Принятие и освоение социальной роли обучающегос я, развитие мотивов учебной деятельности и формировани е личностного смысла учения; решают простейшие комбинаторн ые задачи путём систематичес кого перебора возможных вариантов; Распознают плоские геометричес кие фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач; Умеют прилагать волевые усилия и преодолеват ь трудности и препятствия на пути достижения цели Умеют применять изученные свойства и формулы Могут аргументиров ать свою точку зрения Развитие самостоятель ности и личной ответственнос ти за свои поступки Измеряют геометричес кие величины, выражают одни единицы измерения через другие. Решать несложные практически е задачи на построение Могут проводить сравнительн ый анализ Устанавлив ают связь геометриче ских фигур и их свойств с окружающи ми предметами Умеют строить монологическ ое контекстное высказывание Формировани е эстетических потребностей, ценностей и чувств; Вычисляют Могут устно Умеют Умеют Могут Формировани
значения геометричес ких величин(дли н, углов, площадей, объемов) прикидывать и оценивать результаты планировать пути достижения целей анализирова ть свойства геометриче ских фигур аргументиров ать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры е установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
I модуль: « Логические задачи»
№ п\ п Изучаемый материал кол- во часо в Дата 1 Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей. 1 2 Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь» 1 3 Приемы устного счета: умножение двузначных чисел на 11. Цифры у разных народов. Решение логической задачи. 1 4 Интересный способ умножения. Мир больших чисел. 1 5 Решение олимпиадных задач арифметическим методом. 1 6 Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5. 1 7 Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». 1 8 Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. 1 9 Геометрическая головоломка. Танграм. 1 10 Решение олимпиадных задач (используя действия с натуральными числами). Лабиринты. 1 11 Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? 1 12 Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25. Решение олимпиадных задач различными способами. 1 13 Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. 1 14 Прибавление четного. Знак произведения. 1 15 Чередование. Решение задач игры « Кенгуру». 1
16 Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру». 1 17 Решение олимпиадных задач. Зачет. 1
II модуль : « Занимательная математика».
№ п/ п Изучаемый материал кол- во часо в Дата 1 Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы). Игра «Буриме» с использованием чисел. 1 2 Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Решение олимпиадных задач (на совместную работу). 1 3 Старинные меры. Оригами 1 4 Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин» 1 5 Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. 1 6 Решение олимпиадных задач (задачи мудрецов). Задача–сказка «Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10». 7 Умножение на 155 и 175. Решение олимпиадных задач на взвешивание. 1 8 Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус « Продень монетку». 1 9 Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач (инварианты). 1 10 Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее) 1 11 Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай». 1 12 Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. 1 13 Тестовые задачи (задачи, решаемые с конца) 1 14 Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. 1 15 Геометрические задачи на разрезание. 1 16 Тестовые задачи (переливание). 1 17 Логические задачи. Зачет 1
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы: - построение алгоритма действий; -фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя; - работа в парах, взаимопроверка - самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия; - постановка проблемной задачи и совместное ее решение; - обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей 2. Цифры у разных народов. 3. Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. 4. «Пифагор и его школа» 5. Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г. 2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г. 3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г. 4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г. 5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г. 6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г. 7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г. 8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г. 9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г. 10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г. 11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г. 12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г. 13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики» 14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г. 15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г. 16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г. 17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.