"Дом- это уют"

Автор: Самкова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Тартасская СОШ
Населённый пункт: село Заречье Венгеровского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дом- это уют"
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дом-это уют… Классный час для учащихся 3-4 классов. Цель: Воспитание любви к своему дому, формирование внимательного и заботливого отношения ко всем членам семьи; Форма занятия: творческая мастерская; Оборудование: фотографии жилых домов, альбомные листы, краски, карандаши; Ход мероприятия 1. Сказка (Н. И. Дереклеева) Давным-давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»? Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой! « А в какие ночи твой свет становится ярким?»- спросила Луна. «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дорогу, куда они так спешат»? «Ты узнала тайну спешащих странников»?- спросила Луна. «Да,- ответила Звездочка.- Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…» « А какими были его глаза?»- недоуменно спросила Луна. « Они светились в темноте от счастья и радости»- ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила.- Чему ты радуешься, странник»?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное». Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью». Беседа по сказке. Понравилась ли вам сказка? Почему у путника, который очень устал, так светились глаза? Куда он шел? 2. Запишите слово « Дом». Сегодня мы поговорим о доме. Вчитайтесь, всмотритесь, вслушайтесь в это слово. Запишите рядом слова, которые связаны с ощущениями, воспоминаниями, мыслями о доме. (Запись слов на листке: мебель, телевизор, печь, окна, мама (Посполитак Д.), печка, тепло, диван, стол(Пашукова И.)) Произнесите вслух те слова, которые захотелось вам озвучить (Дети читают слова: крылечко, дерево (Рабканова Л.); семья, мама (Ермолович В.)) Что такое дом? (Ответы учащихся: место, где живет семья (Ермолович В.), место, где уютно и тепло (Колобова М.)) Чтение из словаря толкование слова «дом» - жилое здание, а также люди, живущие в нем. Зачем человеку дом? (Ответы детей: чтобы растить детей (Хилков Д.), чтобы греться (Колобова М.), чтобы спокойно и радостно общаться (Посполитак Д.)) 3. Игра. Мы строим дом. Давайте построим дом. Из каких материалов можно построить дом? Песок, глина, кирпич, деревянные балки, стекло, шифер.
Я буду архитектором. (Детям раздаются детали дома из плотного картона: фундамент, стены, окна, крыша.Учитель называет часть дома, и ученик, имеющий соответствующую деталь, выходит к доске.) Ура! Построили дом! 4. Зарисовка дома. Нарисуйте необыкновенный дом, который мы построили во время игры. (Дети рисуют, звучит музыка) ( Рисунки прилагаются) На доску выставляются детские рисунки. Теперь у нас появилась огромная улица. Все дома разные и красивые. 5. Беседа. Какие бывают дома? (Рассматривание иллюстраций и фотографии из книги «Ваш дом. Каталог жилых домов».) 6. Прогулка по нарисованной улице. Как раньше называли дом? (Изба, хата) Что называется ресницами дома? (Наличники) Что является глазами дома? (Окна) Что называется румяными щеками? (Ставни) Как называется передняя часть дома? (Фасад) Как называется холодное помещение для хранения - припасов, которое находится под домом? (Подпол) По чему поднимаются, когда заходят в дом? (Крыльцо) Для чего, закладывая дом, клали под угол деньги, шерсть? (Деньги - для богатства, шерсть - для тепла) 7. Любование своим домом. Каждый человек заботится о чистоте и уюте в своем доме. Закончите предложения. Мой дом…(теплый (Майоров Н.), красивый и уютный (Ермолович В.), ждет гостей (Пашукова И.))
Я в доме всегда… (убираю(Пашукова И.), рисую (Хилков Д.), играю с друзьями(Корытный С.)) Дома мне интересно…(играть(Майоров Н.), делать уроки(Шмидт К.), вечером читать с мамой сказки(Посполитак Д.)) Я люблю…(маму (Хилков Д.), играть с сестрой (Посполитак Д.), вечером пить чай (Шмидт К.), сидеть за столом (Ермолович В)) 8. Игра. Кто будет с вами жить. На чистом листке обведите свою ладонь и запишите всех, кого вы возьмете в свой дом. (Дети пишут, звучит музыка)( рисунки прилагаются ) Некоторые живут в больших семьях, некоторые в маленьких. Это замечательно, что у вас дедушки и бабушки. Чаще всего в семье есть кто- то главный. Как его обычно называют? (Хозяином дома). Выделите у себя на ладони хозяина. Почему этого человека вы считаете хозяином? (Бабушка - мудрая, принимает правильное решение. Папа - зарабатывает деньги, умеет все делать по дому. Мама – делает квартиру красивой, уютной, заботится обо всех.) 9. Кого как называют? Как называете родителей своих родителей? (Бабушка, дедушка) Как называете родителей своих бабушек и дедушек? (Прабабушка, прадедушка) Как родители называют своих детей? (Дочь, сын) Кем будут приходиться друг другу дочери и сыновья одних родителей? (Брат, сестра) Кем приходится вам брат матери или брат отца? (Дядя) Кем приходится вам сестра матери или отца? (Тетя) 10. Заглянем в дом. Экскурсия по комнатам. Давайте откроем дверь и войдем в дом. Что нужно сказать, когда входишь в дом? (Здравствуйте! Привет!) Какие комнаты бывают в доме? (Кухня, спальня, гостиная.)
Самая вкусная? (кухня) Самая спокойная? (спальня) Самая любознательная, общительная, развлекательная? (гостиная, зал) Кухня Отгадайте загадку, что главное на кухне? Лето придет – не глядят на неё Зима настает - обнимают её.(печь) Чем топят печь? (дровами, углем, торфом, соломой, опилками) Из каких деревьев заготавливают дрова? (Береза, сосна, осина) Самые жаркие дрова? (береза) У чего собирается вся семья? ( За столом) Четыре ноги, два уха. Один нос да брюхо. (самовар) Зал. Почему эта комната самая любознательная и развлекательная ? (Книги, телевизор, игры, беседы.) В вашем доме звучит много разных слов. Вспомните самое теплое слово, которое согревает душу, сердце. (Молодец (Посполитак Д.), спасибо (Майоров Н.), пожалуйста (Шмидт К.), извини (Ермолович В.), умница (Рабканова Л.)) Давайте эти слова положим в шкатулку «Добрых слов». Спальня. Почему эта комната самая спокойная? Релаксация. Закройте глаза. Сядьте удобнее. Какой сегодня был хороший день. Меня похвалили учительница, что я хорошо вымыл доску. Мама была этому очень рада. Она сказала это папе, а он мне пожал руку и сказал «Сынок, ты – молодец! Я горжусь тобой!» Я помог сестренке собрать игрушки. Как я люблю всех родных! И завтра снова постараюсь всех порадовать. Ой, что это так слепит глаза? Это лучик солнца пробрался ко мне в комнату и будит меня. Пора вставать. Физкультминутка. Встали, потянулись, друг другу улыбнулись.
Минутка фантазий. Какая погода соответствует слову «дом»? (Теплая (Майоров Н.)) С каким цветом ассоциируется слово «дом»?(Желтый (Хилков Д.)) С каким праздником сравнивается слово «дом»?(Новый год, день рождения (Рабканова Л.)) Какой вкус у слова «дом»? (вкус пирожков (Ермалович В.)) Познакомились с внутренним строением дома, направляемся к выходу. Что говорите, уходя из дома?(До свидания! Пока! До встречи!) 11. Дорога у дома. Если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живет; не дымятся трубы, гуляют в доме холод и голод, заглядывает туда ветер и дождь – и развалится дом. А дорога не может быть без дома. Скучно ей становится, теряется она где – нибудь в степи, и пропадает из виду. Вот и получается, что дорога к дому ведет, а дом зовет в дорогу. Куда зовет дорога от дома? (В школу, на природу, в гости и т. д.) Однажды у дома встретился вам волшебник с корзинкой. Чтобы вы попросили у него для своего дома? (Счастья в семье (Ермалович В.), денег, чтобы купить компьютер (Майоров Н.), чтобы в доме было всегда тепло (Пашукова И.)) 12. Чтение пословиц и поговорок. В гостях хорошо, а дома лучше. Не дом хозяина красит, а хозяин дом. В прилежном доме густо, а в ленивом пусто. Велико значение дома для человека. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок. Какие вы знаете? И как их понимаете. 13. Заключительная часть У вас у всех есть дом: маленький он или большой, деревянный или каменный. Ваш дом дает вам обед, тепло, уют. Вам есть, где поделиться радостью или утешить грусть. У вас есть дом, и вы его любите. Пусть в вашем доме вас всегда кто-то ждет, и вам будет к кому спешить.
Рефлексия Руки над головой, пальцы соединены - это крыша идеального дома. Руки поднимем вверх - много света в доме. Глаза вверх - мир дому. Глаза вниз - покой дому. Глаза вправо - добро дому. Глаза влево - любовь дому. Литература: Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. М.2006г. Ваш дом. Каталог жилых домов М.1982г. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий. М. 2006г. Давыдова М.А. Агапова И. А. Праздник в школе. М. 2005г. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М. 2005г. Газета « Школьные игры и конкурсы» №,3,№4 2006г. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 5,2006г. Учитель начальных классов МОУ Тартасской СОШ Самкова Людмила Николаевна