"Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью элементов литотерапии"

Автор: Павлова Елена Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: п. Ракитное, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью элементов литотерапии"
Дата публикации: 08.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Развитие мелкой моторики дошкольников

с помощью элементов литотерапии
Павлова Елена Николаевна учитель-логопед МДОУ «Детский сад №3» п. Ракитное . Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Коррекционно-логопедическая работа н аправлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга» Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, мелкую моторику. Пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций:  коррекции речи детей (стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);  тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием, выкладывания узора из бусин);  пространственно-образное мышление и творческие способности, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами. У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, выявила проблему необходимости разработки принципиально новых подходов к развитию моторных навыков старших дошкольников. Проблема принципов обучения родному языку мало разработана. Методисты подходят к ней с разных позиций и в связи с этим называют разные принципы. Применительно к дошкольнику на основе анализа исследований по проблемам речевого развития детей выделим следующий методический принцип развития речи:
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и
развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления (Л. П. Федоренко). Методические принципы выступают также во взаимосвязи друг с другом. Игры с использованием камней: - вовлекают дошкольников в интереснейший процесс познания окружающей среды, - развивают мелкую моторику нетрадиционным способом, что способствует развитию речи дошкольников. Тибетские и монгольские ламы в своих практиках применяли каменные пирамиды, шары, чётки и массажёры. Однако время — самый справедливый судья, и мы наконец-то стали возвращаться к веками накопленной, почти забытой мудрости предков. Ученые отметили, что любой предмет, приковывающий к себе внимание, помогает мысленно сконцентрироваться. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение. Как же использовать целительную силу самоцветов, не прибегая к помощи специалистов? Прежде всего, делать профилактические упражнения. Предлагаю комплекс самых легких упражнения, доступных детям.
Комплекс упражнений
для развития ручного праксиса с помощью природных камней: кварцита, кварца, яшмы, аметиста, агата, оникса и других. Большое значение имеет форма камня.
1
. «Колбаска» (кварц в форме шара) Вариант 1: взять круглый кварц и зажать его между ладонями, после чего выполняются движения рук вверх и вниз. (Повторить 5-6 раз.) Вариант 2: положить на стол, затем накрыть его правой рукой, затем выполнять движения вперед и назад. (Повторить 5-6 раз, затем руки поменять.)
2.
«Колобок». Вариант 1: Зажать шар между ладонями, руки держать «домиком» параллельно груди, после чего выполняются вращательные движения рук в одну, затем в другую сторону. (Повторить по 5-10 раз.) Вариант 2: Положить шар на стол и накрыть его правой рукой, после чего выполнять вращательные движения в правую сторону, затем в левую. (Повторить 7-10 раз.) Упражнение повторить левой рукой «Колобок на ладошке» Вариант 3: Положить шар на ладонь левой руки, затем накрыть его ладонью правой и выполнять вращательные движения «по часовой стрелке». (Повторить 5-7 раз.) Затем вращательные движения выполнить «против часовой стрелки». После чего произвести смену рук.
3.
«Самолетики». Вариант 1: Положить шар на стол, затем на него положить кончики пальцев правой руки. После чего выполнять движения вперед-назад со словами «взлет» и «посадка». При этом в отличие от упражнения «Колбаска» пальцы руки «при взлете» выгибать вверх. (Повторить 5-7 раз.) Руки поменять. «Самолетики на ладошке» Вариант 2: Положить шар на ладонь правой руки (рука в процессе упражнения остается неподвижной и прямой – это «взлетная полоса»). На шар положить кончики пальцев левой руки (это «самолет», затем катать его по ладошке вперед-назад. Следить, чтобы пальцы были собраны и в напряжении. (Повторить 5-7 раз.) Смена рук.
4.
«Дорожки».
Вариант 1: Положить шар на стол, затем на него положить кончики пальцев правой руки и сделать движение вперед при этом пальцы растопырить. После чего шар катится на каждый из пальцев по такой схеме: с ладони шар катится на большой пальчик – на ладонь, на указательный – на ладонь, на средний – на ладонь. … По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» мячика от мизинца к большому пальцу. Смена рук. «Дорожки на ладошке» Вариант 2: Отличается от Варианта 1 тем, что упражнение выполняется на ладони левой руке, затем на правой ладони. Необходимо следить за тем, чтобы нижняя ладонь была прямая, а пальцы собраны вместе.
5.
«В гости к пальчикам». Вариант 1: Положить шар на ладонь левой руки (пальцы левой руки растопырены). На шар положить кончики пальцев правой руки (пальчики правой руки вместе). Затем катить шар по каждому пальчику левой руки по такой схеме: ладонь – большой пальчик, ладонь – указательный, ладонь – средний. По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» шар от мизинца к большому пальцу. Смена рук. Вариант 2: Положить мячик на ладонь левой руки (пальцы левой руки растопырены). На шар положить кончик большого пальца правой руки (пальчики правой руки растопырены). Затем катить шар по каждому пальчику левой руки каждым соответствующим пальцем правой руки по такой схеме: ладонь – работают пальчики, ладонь – указательные, ладонь – средние. По мере усвоения упражнения задание можно усложнить «возвращением» шар от мизинцев к большим пальцам. Смена рук.
6.
«Сорока – сорока». Положить шар на ладонь левой руки, затем на его положить большой палец правой руки и делать круговые движения. Затем палец поменять на указательный (средний, безымянный и мизинец). После чего смена рук. (Делать упражнения под детскую игру пальчиковую разминку «Сорока – сорока». Делать вращательные движения на каждую строчку отдельными пальчиками.) Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с природными камнями стабилизирует эмоциональное состояние, что важно для коррекции речевых нарушений. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Данный материал адресован
:
учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям, педагогам-психологам и родителям детей дошкольного возраста. Можно применять на логопедическом пункте при ДОУ, в логопедической группе, массовой группе, а также в домашних условиях. Библиографический список 1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973 2. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ», 1998 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону: «Феникс», 2001 4. Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов– на-Дону: Изд. РГПУ, 1997 5. Трохимчук Л.В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994.