"Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников"

Автор: Процко Ирина Николаевна
Должность: заместитель директора по ур, учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ РО "Новочеркасская школа-интернат"
Населённый пункт: город Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников"
Дата публикации: 10.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников
И.Н. Процко – ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интернат» В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности. В числе важнейших направлений деятельности, нуждающихся в концентрации усилий, является работа с кадрами педагогической квалификации. На настоящем этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. В российских педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции.
Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее

способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и

навыки: совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту

приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в

данных условия.
В настоящее время педагоги образования сталкиваются с рядом проблем: — развитие системы образования предъявляет все новые требования к педагогу его личности и профессионализму; — современное практическое образование находится на стадии активного развития; — для получения определенной специализации у педагогов не всегда есть возможность выехать на учебу в различные учебные заведения и центры, которые сконцентрированы в крупных городах; — существует определенная необходимость в корректировке процедур проведения аттестации работающих педагогов; — актуальны проблемы обмена опытом и участия педагогов в инновационной деятельности учреждений; — есть потребность в установлении профессионального общения и взаимодействия. Разрешение профессиональных проблем педагогов возможно с решением определенных вопросов. С одной стороны, с организацией ряда внешних условий (методическое обеспечение, своевременное обучение и др.), направленных на становление педагога как субъекта деятельности. С другой стороны, с мерами, направленными на его личностное развитие, удовлетворяющими потребности в повышении компетентности, которая позволит не только профессионально ставить цели и задачи, но и выбирать эффективные, адекватные поставленным целям, средства, способы и приемы выполнения профессиональной деятельности. Непрерывное образование, представленное именно системой повышения квалификации, способно помочь в решении выделенных вопросов совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Повышая квалификацию,
решаются следующие актуальные для него вопросы: повысить уровень профессиональной компетентности; восполнить пробелы в полученном ранее образовании; получить специализацию по определенному направлению деятельности; приобрести навыки инновационной деятельности; расширить границы профессионального сотрудничества; обобщить свой опыт работы и изучить опыт других; решить ряд профессиональных проблем и многое другое. Рассматривая профессиональную компетентность педагога как сложное образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности, включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных (профессионально важные качества) характеристик Экспертная оценка знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных целей и задач, показала, что педагог должен обладать социально-нормативной, педагогической и концептуально-психологической компетентностью. Были выявлены и учтены следующие педагогические особенности совершенствования профессиональной компетентности педагогов: - качество полученного профессионального образования и исходный уровень развития профессиональной компетентности педагога; - возможности очно-заочного обучения, сориентированного на максимальное сращивание теории с практической деятельностью; - специфика культурно- образовательной среды, которая направлена на установление в процессе обучения субъект- субъектных отношений, создание благоприятного климата и обеспечивает формирование самореализации личности педагога; - смещение акцента обучения с использованием активных форм и методов обучения; - поэтапное отслеживание роста уровня профессиональной компетентности обучающихся посредством педагогически обоснованного мониторинга. Ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе повышения квалификации заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека. В современных условиях формирование профессиональной компетентности в системе повышения квалификации является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний ,ценностных отношений и специальных умений. Непосредственно объектами измерения качества повышения квалификации являются: o проект образовательного процесса; o процесс реализации этого проекта (оценка образовательного процесса по предложенным параметрам: мотивация учебных достижений, новизна содержания образования, характер методов и форм обучения, соответствие обучения «зоне ближайшего развития», организация самообразования, характер субъектных взаимоотношений, личная востребованность); o образовательные результаты: 1. профессиональная компетентность педагога; 2. реализуемый им образовательный процесс; 3. образовательные результаты его воспитанников. Последние две характеристики трудно измерить в процессе обучения учителей на курсах, но возможно в системе повышения квалификации. Решающая роль здесь отводится муниципальным методическим службам.
1. Сложность оценки профессиональной компетентности состоит: в критериальном описании профессиональной компетентности; 2. в ситуативном проявлении профессиональной компетентности (следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования); 3. в подборе инструментария, который должен описывать одновременно понимание и действия субъектов повышения квалификации.
Оценка уровня профессиональной компетентности преподавателя ГБОУ РО

«Новочеркасская школа-интернат» А.А.Непомящева (по Л.Ф. Ивановой)
Параметры
Критерии

Показатели

Инструментарий
Мотивационно- ценностный Отношение преподавателя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально- личностному развитию (мобильность) Личностный смысл получения знаний; Структура профессиональной мотивации; Степень готовности реализовать полученные знания и умения в послекурсовой педагогической деятельности Анкеты-мониторы и тестовые задания Когнитивно- праксеологический Уровень развития профессиональных компетенций у преподавателя (на входе): психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность Эмоционально- процессуальный Удовлетворенность слушателей организационно- педагогическими условиями процесса обучения, содержанием занятий, соответствием содержания и организации курсов в целом профессиональным потребностям и интересам учителя Удовлетворенность процессом обучения и его результатами Когнитивно- интегративный Уровень развития профессиональных компетенций учителя, формирующийся в результате прироста знаний и умений в процессе повышения квалификации (на выходе): психолого-педагогическая; методическая; лингвистическая; социолингвистическая; социокультурная; дискурсивная; страноведческая; коммуникативная Приращение знаний; Динамика развития компетенций; Актуализация знаний при решении познавательных и практических задач; Применение знаний в новых ситуациях; Объем умений, полнота их профессионального свойства и интегративность Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в настоящее время не сформирован единый подход к определению понятия «профессиональная компетентность». Сложно решается вопрос о диагностике повышения уровня профессиональной компетентности в процессе повышения квалификации педагога в системе профессионального дополнительного образования. Трудности измерения связаны с тем, что остается неясным, каким образом следует определять необходимые изменения, насколько они будут непосредственно связаны с конкретным воздействием в период курсовой подготовки. Образовательный процесс реализации кратко- и среднесрочных (от 72 до 144 часов) образовательных программ повышения квалификации отличается уникальностью, так как направлен, как правило, на решение возникающих в педагогической практике актуальных задач. Поэтому для проведения диагностики необходимо иметь показатели, характеризующие уровень профессиональной компетентности слушателей до и после освоения соответствующей образовательной программы.

Оценка профессиональной компетентности проводится путем сравнения

полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, а также путем

сопоставления их с результатами предыдущих диагностирование с целью выявления

характера продвижения в развитии и в профессиональном росте педагога и

руководителя.
Литература: 1.Н.М.Савина "Компетентностно-ориентированные педагогические технологии".- Москва, Журнал Среднее профессиональное образование. апрель 2008г. 2. Э.Р. Саитбаевой, С.Н. Полькиной, С.В. Масловской, В.М.Дрофы, О.Н. Скрынниковой, Ю.В. Ворониной, Г.М. Гладышева, Е.П. Табаковой, Э.Р. Амерхановой, А.А.Чиркова, Д.В.Бочкова, Е.В.Ветштейн. Доклад
«
О деятельности института по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как условии достижения качества дополнительного педагогического образования»